Развитие речевой активности детей с помощью игровых технологий
статья по развитию речи
Игра является одним из главных приемов развития детской речи. Дошкольное детство - важный период становления и развития ребенка, это возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению его в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой активности детей с помощью
игровых технологий
Аннотация: Игра является одним из главных приемов развития детской речи. Дошкольное детство - важный период становления и развития ребенка, это возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению его в школе.
Ключевые слова: Игра, дидактическая игра, предлоги, прилагательное, качественное прилагательное, существительное, глагол, глагол-действие.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речь немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего его мира. Речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
В своей работе мы применяем не только готовые дидактические игры, но и разрабатываем новые дидактические пособия. Например,
Многофункциональное дидактическое пособие «Весёлая гусеница».
Оно привлекает внимание дошкольников яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием игрового содержания. В нем собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению со сверстниками и взрослыми.
Дидактическая игра «Фруктовый сок»
Ход игры: в центр на цветок вставляется карточка с нарисованным стаканом. Рядом дети выкладывают картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети выбирают карточку, говорят, какой сок любит гусеница (На картинке вишня. Сок называется вишневый. Далее карточка вставляется в кармашек, выбираем следующую и т. д.).
По такому же принципу проводятся и другие игры: «Вкусное варенье», «Сладкая конфета», «Досчитай до пяти», «Летит, плывет, едет», «Он, она, они», «Большой - маленький», «Чей хвост?».
В старшей и подготовительной группах это пособие дополняется играми на автоматизацию и дифференциацию звуков: «Накорми гусеницу», «Подбери картинки на заданный звук», «Раздели на слоги».
Игра: «Составь предложение». В основе игры- кубики.
1 группа- существительные. (Что это? Кто это?)
2 группа- кубики с изображениями действий. (Что делает?)
Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», уточняем бывает такое или нет.
3 группа- кубики с цифрами.
Учим малыша согласовывать числительное и существительное.
4 группа- кубики с разными цветами.
5 группа - кубики с геометрическими фигурами.
Составляем словосочетания из 2-х кубиков в разных вариациях: предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество, предмет + действие, предмет + форма.
Следующий этап - сочетаем 3 признака и 3 кубика
Предмет + количество + форма,
Предмет+ цвет + форма,
Форма + цвет + количество.
Не забываем уточнять: «Бывает не бывает, когда это бывает? Если не бывает» знакомим с вопросительной интонацией.
И в заключении, еще одна игра: «Скажи правильно»
Игра состоит из карточек с предметными картинками и символами. В нее можно играть индивидуально, подгруппами, и на фронтальных занятиях, использовать для индивидуальной работы. Перед началом игры знакомим детей с символами и их значениями, а затем уже переходим непосредственно к игре.
Выбрав карточку, дети должны используя символы, изображенные на карточке выполнить задание. Например, детям выпали символы:
Мишка - назови ласково (дом-домик)
Ладонь - посчитай от 1 до 5 (один дом, два дома…)
Домино - скажи «один - много» (дом – дома)
Как и в двух предыдущих играх в этой игре, также есть варианты.
«Сосчитай слоги» Разложить все карточки по количеству слогов в словах.
«Опиши» Подобрать к словам-предметам (существительным) на карточках слова-признаки (прилагательные)
«Так бывает или нет» Составить предложение, используя оба слова на карточке (даже если такого не бывает)
«Сочини рассказ» Составить рассказ по принципу «домино», используя карточки выборочно, а каждую картинку рассматривая как новый поворот сюжета.
Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Творческих Вам успехов!
Литература:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
- Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"
В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...
"Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии"
Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно внедряют ииновациооные технологии обучения для своих воспитанников. Одной из современных и популярных педагогических технологий ...
Технологии развития речевой активности детей с ТНР
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопрос...
Презентация по теме «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су-джок технологии»
Презентация к мастер-классу "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су джок технологии"....
Развитие речевой активности детей с использованием ИКТ (Информационно-компьютерной технологии).
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены,связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика р...
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...