Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (старшая группа)
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shapovalova_o.s._starodubtseva_e.g.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Шаповалова О.С., Стародубцева Е.Г. МБДОУ «Детский сад № 54 «Золушка»
воспитатели
Ключевые слова: дети с ТНР, речь, игра.
Наша практика реализуется в дошкольном образовательном учреждении. Рекомендуем использовать ее в своей работе воспитателям, узким специалистам, учителям-логопедам, родителям.
С сентября 2019 года мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Для воспитанников нашей группы характерен ряд особенностей: нарушение звукопроизношения; трудности в различении акустико – и артикулярно сходных звуков; недоразвитие лексико–грамматического строя речи; встречается слухо и оптико-моторная координация, что препятствует автоматизации графо – моторного навыка. Это далеко не полный перечень возможных расстройств. С целью эффективной работы по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, мы используем нетрадиционный вид игры – шарики Марблс и камешки Кабошона.
В работе с камешками Марблс используем методы: наглядные, практические, словесные, применяя их с элементами игровой, здоровье-сберегающей технологиями.
На наш взгляд – камешки Марблс являются настоящей находкой для работы с детьми в коррекционной группе и позволяют решать следующие задачи:
- развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
- упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- обогащать словарный запас;
- развивать связную, фразовую речь;
- упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
- проводить работу по автоматизации поставленных звуков;
- развивать умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца; - развивать исследовательскую деятельность.
Формируя элементарные математические представления предлагаем игры: «Поставь камешек на место», «Найди место камешку» - это графический диктант, развивает пространственное восприятие. Воспитатель дает устные указания – положи красный камешек в центр листа, зеленый в правый нижний угол и т.д. При этом главным условием является выполнение словесных инструкций проговаривание и закрепление предлогов «на», «за», «перед», «под». Дети повторяют куда они положили камешек: красный за зеленый, желтый перед красным. «Высокий – низкий», «Широкий – узкий», «Длинный - короткий» - дети проговаривают: «Я иду по широкой дорожке», «Я построил высокую (низкую) башню», «Я сделал длинный забор», «Я иду вверх по зеленой дорожке». Эти игры обогащают словарь детей антонимами.
Закреплять прилагательные - «какой?», «какая?» позволяют игры «Разложи по цвету, форме». «Лабиринты», где необходимо выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок, найти правильный путь от исходной точки до конечной.
Для развития сенсорных представлений используем игры: «Найди свой цвет», «Продолжи цепочку», «Гроздь винограда», «Украсим торт», «Соотнеси по цвету». С помощью этих игр дети называют оттенки цвета, предметы, составляют односложные предложения.
Изучая лексические темы используем игры: «Выложи по контуру», «Заполни картинку», «Собери по образцу». Предлагаем картинку – образец, как в мозаике, по которой необходимо собрать свою картинку. Варианты: готовый схематический рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для её украшения камешками. Дети рассказывают, что они сделали.
Игра «Волшебный мешочек» помогает формировать звукобуквенный анализ слов. Ребенок достает камешек красного, зеленого, синего, желтого или другого цвета и придумывает слово или находит предмет на соответствующий звук. Эта игра учит детей слышать звук, различать и находить его в словах.
В играх: «Сухой бассейн», «Найди и определи что это», «Секретик», «Песочная терапия» мы предлагаем детям задание: положи в песок столько камешков, сколько кубиков на картинке. Сколько камешков ты положил? Скажи полным ответом. С помощью этих игр мы автоматизируем речевые навыки - словообразование: машина - машинка; словоизменение - камень - камни. Погружаясь как можно глубже в наполнитель и перебирая пальчиками камешки, ребенок расслабляется и психологически отдыхает, что дает оздоровительный эффект.
Для детей нашей группы с ТНР сами камешки являются объектом исследования: закапывают в песок, обрисовывают их. Наблюдая за этим процессом, мы предлагаем детям следующие игры: «Обследование камешков», «Горячий - холодный», «Определи размер», «Рассмотри камешки через лупу», «Определи вес», «Опыты с водой».
Наша практика находится на начальной стадии изучения игровой технологии «Марблс». К концу учебного года планируем добиться следующих результатов: обогащение словарного запаса детей прилагательными; развитие фразовой речи; автоматизацию поставленных звуков.
Так как нам понравился этот нетрадиционный вид игры, мы решили познакомить с ним родителей. Родители заинтересовались этим доступным материалом, легкостью изготовления пособий и с удовольствием играют с детьми дома, чем способствуют развитию речи и кругозора детей.
Мы не собираемся останавливаться, а будем и дальше изучать методы и приемы использования камешков в игровой и учебной деятельности для развития речи детей с ТНР.
Материал практики размещен по ссылке https://nsportal.ru/starodubtseva-elena-gennadievna.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком....
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
С целью эффективной работы по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, мы используем нетрадиционный вид игры – шарики Марблс и камешки Кабошона. ...
Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...