Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"
материал по теме

Рудько Ольга Александровна

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими нароботками, результатами и перспективой дальнейшей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_attestacii_2013.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система экологического образования и воспитания занимает все более приоритетно место в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость обеспечить детей базовыми экологическими знаниями, что создает прочную основу для развития речевой активности детей. Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Окружающий мир, природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, т.е. умение выражать свои мысли словом.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Эта проблема заслуживает внимания, является актуальной и значимой и является одним из важнейших условий для оптимизации речевого развития. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Цель моей работы – обогатить речь детей через расширенные знания об окружающей среде.

Новизна моей работы в том, что развитие речевой активности детей провожу через экологическое воспитание, с применением здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо формировать все формы речи детей через:

  1. Непосредственную образовательную деятельность;
  2. Целевые прогулки на природе и наблюдения за живыми объектами;
  3. Словесные и дидактические игры природоведческого характера.

Используя при этом здоровьсберегающие технологии:

  1. Динамические паузы
  2. Игровой самомассаж
  3. Дыхательные упражнения в игровой форме
  4. Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

  1. Развитие навыков общения с окружающей природой;
  2. Обогащение представлений об окружающем мире;
  3. Активизация и совершенствование словарного запаса;
  4. Развитие звуковой культуры речи, лексико – грамматического строя, фонематических процессов;
  5. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания;
  6. Развитие модуляции голоса по силе и высоте;
  7. Коррекция темпа и силы речи;
  8. Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции.

Свою работу осуществляла в  III  этапа:

I  этап.  Изучение  литературы, накопление материала:

  1. Создание детской библиотеки книг природного материала.
  2. Оформление иллюстративного материала.
  3. Создание и оснащение уголка природы.
  4. Подбор здоровьесберегающих технологий.

II  этап.  Непосредственная работа с детьми по обогащению речи детей через

             ознакомление с окружающим миром, с применением здоровьесберегающих

             технологий.

III  этап.  Результат.

        Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка и  своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Таким образом, основная задача воспитателя состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей.

Практика показывает, что не всегда можно  добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому  в свою работу я начала  включать современные здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию на  речевую активность детей.

 «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, направленных на  сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья  ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, ритмические упражнения,  во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие  чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

  1. Дыхательные  упражнения в игровой форме - развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм.

Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным  и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух).

          Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).

  1. Игровой самомассаж    – это массаж, выполняемый самим ребёнком,  который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.  Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).  

Самомассажа проводят в такой последовательности:

  1. поглаживание,
  2.  растирание,
  3.  разминание,
  4. вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

  1. Развитие  мелкой моторики - Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

При выполнении данных упражнений развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком

При планировании работы над развитием руки я применяю:

  1. разнообразные тренажеры: шнуровки, мячики, грецкие орехи, колючие трубочки и мячи, тактильные диски, воздушные шары наполненные разными крупами,  чётки и бусы, тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш.

  1. игры – нанизывания на шнур,  пальчиковые игры и упражнения,  графические упражнения, игры с прищепками, ниткография,  игры со скрепками, игры с бумагой (разрывание бумаги путем отщипывания от листа, разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги, раскатывание шариков из салфетки),  игры с крупами,  игры с использованием счётных палочек и спичек и т.д.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии  подобраны мной по лексическим темам недели и проходят через все виды деятельности ежедневно.

Нетрадиционные формы развития речи детей при ознакомлении с окружающим миром и природой.

Природа своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них массу радостных переживаний, которыми хочется поделиться.

Вслушиваться в речь детей. Мы взрослые видим сколь скудны еще познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Можно обнаружить, что существительные ребенок заменяет местоимением, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднение детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т.п.

Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить.  Все это надо сделать своевременно.

В современных социальных - экономических  условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мысли, обладать богатством сравнений, эпитетов, метафор.

Между тем, одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром – создание условий для получения ребенком целостного представления о мире, возможностей для максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, и как следствие, оптимизация его речевого и интеллектуального развития, повышение мотивации к обучению.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребенка расширяется кругозор, развивает память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненными предложением.

Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умения аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой дети учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миров – создание условий для получения ребенком целостного представление о мире, возможностей для максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, и как следствие, оптимизация его речевого и интеллектуального развития, повышение мотивации к обучению.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов организации детей.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и природой для совершенствования развития речи я выбрала применение здоровьесберегающих технологий и занятия включают в себя следующие направление:

  1. Обогащение представлений об окружающем мире
  2. Активизация и совершенствование словарного запаса
  3.  Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
  4. Развитие лексико – грамматического строя речи
  5. Коррекция нарушений слоговой структуры слова
  6. Развитие фонематических процессов
  7. Работа по формированию связной речи
  8. Развитие выразительности и логической организации высказывания
  9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания
  10. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей
  11. Развитие модуляции голоса по силе и высоте
  12. Коррекция темпа и ритма речи
  13. Воспитание культуры речевого общения.

Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения отдельных слов и фраз использую в работе с детьми динамические паузы:  Ванька-встанька,        Солнышко,  Помощники,   Женины гости,  Мы осенние листочки,  У Лариски – две редиски,  Жук в цветной рубашке, Зайка,  Снежинки,  Снежная Баба и т.д.

С их помощью корректируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Так же использую чистоговорки,  потешки,  считалки,  стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному понимаю слов, их употреблению через дыхательные гимнастики в игровой форме и пальчиковые игры и упражнения.

С помощью сделанных мною игр для дыхательных упражнений таких, как: «Оживи цветок», «Птицы и ветер», «Снег и ветер», «Листопад», «Чудо - дерево» и др. -  проводится работа в игровой форме по активизации словаря детей названиями предметов их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (цветы, птицы, овощи, деревья).

С помощью авторского тренажера «Волшебный занавес» проводится работа по развитию связанной речи – составление описательных рассказов по предметным картинкам.

Для составления описательных рассказов о животных, о природе сделаны специальные экологические словари.

Игры со шнуровкой, сделанные мною в виде сюжета, помогают детям составлять небольшие рассказы. Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно.

Так же изготовлен  мною тренаж «Тактильные диски» из различных материалов, которая не только развивает мелкую моторику,  но и помогает детям правильно образовывать прилагательные в описании животных или предметов.

Пальчиковые игры, игры с природными материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения для мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

В своей работе провожу интегрированные занятия с использованием: динамических пауз, дыхательных упражнений в игровой форме, игрового самомассажа, пальчиковых игр и упражнений.

В интегрированных занятиях концентрируются  разнообразные виды деятельности дошкольников, основные на игре, а именно, ознакомление с окружающим, развитие речи, с различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование,  трудовая деятельность, физические упражнения.

Интеграция и игровые приемы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объем информации.

Проведение интегрированных занятий с использованием: динамических пауз, дыхательных упражнений, игрового самомассажа, пальчиковых игр и упражнений,  совместных видом деятельности детей, стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка моей группы появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.

Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей с помощью здоровьесберегающих технологий обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие  детей друг другу, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

В дальнейшем планирую: 

  1. Дополнить «Экологический словарь» о животных, птицах, растениях схемами.
  2. Дополнить словесно – дидактические игры и иллюстрированный материал.
  3. Совместно с родителями весной благоустроить участок, не только с целью бережного отношения к природе, но и с целью обогащения знаний, оздоровления детей.

Работа с родителями.

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того, чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведено родительское собрание, была проведена консультация «Развивайте речь дошкольника».

Были предложены условия для успешного овладения ребенком грамматических норм языка:

  1. Позаботиться о правильной языковой среде.
  2. Избегать в присутствии ребенка торопливой, неряшливой речи.
  3. Особое внимание обращать на чёткость произношения окончания слова и предлогов.
  4. Постараться увлечь ребенка игрой в слова.
  5. Валеологическое просвещение родителей.
  6. Познакомить со здоровьесберегающими образовательными технологиями в детском саду.

Работая по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией» показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми положительный результат.

В результате чего:

  1. У детей развился интерес к языку, внимание к слову;
  2. Были созданы условия для саморазвития и творческого характера речи при построении связного высказывания
  3. Проделанная работа с применением здоровьесберегающих технологий в процессе поиска, экспериментов, обследований, решения проблемных задач привела к повышению не только экологического уровня, но и речевой активности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов  (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС ДО»

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.  Эт...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Зимой в лесу». (по ознакомлению с окружающим миром и экологией для детей старшей группы).

Цель:  Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось).Задачи:  Познавательные: способствовать формированию целостной картины мира и...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Пол...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.

Одной  из  составляющих  образовательной  области «Познавательное  развитие»  предполагается  развитие  интересов  детей, любознательности...