"Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии"
проект по развитию речи (старшая группа)

Вастеева Кристина Олеговна

Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно внедряют ииновациооные технологии обучения для своих воспитанников. Одной из современных и популярных педагогических технологий являеться ОТСМ-Триз.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 130 «Улап»






План по самообразованию педагога

Вастеевой Кристины Олеговны

Тема: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии»

                                           2019-2020 учебный год

Старший дошкольный возраст, группа компенсирующей направленности


г. Чебоксары

2019г.


Тема: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии»

Актуальность:  Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Именно поэтому современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников. Одной из современных и популярных педагогических технологий ОТСМ Триз.  

Цели:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ в направлении речевого развития.
  3. Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ. 

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.

2. Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников, ОТСМ Триз – технологию.

3. Проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

4. Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты).

5. Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

Предполагаемый результат:

В отношении детей:

  • Развитие и улучшение качества речи,
  • формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.
  • научить детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

В отношении родителей:

  • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
  • повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

В отношении педагогов: повышение мотивационной заинтересованности педагогов в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.


Реализация данной темы рассчитана на 2019 – 2020 учебный год.

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Август 2019 г.

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Август 2019г.

3.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь 2019г.

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме «Развитие речи старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии»: презентации, статьи.

В течение года

7.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь 2019 г.

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие речи старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии»

В течение года

9.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

Изучить литературу: 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001. 2. Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

Январь 2019г.

11.

Родительское собрание «Что такое ТРИЗ»

Февраль 2020г.

12.

Мастер – класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детей для развития речи»

Март 2020г.

13.

Ведение персонального сайта 

В течение года

14.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

Работа с детьми

Содержание работы

Сроки

1.

Диагностика детей. Обследование речи.

Сентябрь

2.

Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия для речевого развития, помогающие детям в самостоятельной деятельности.

Сентябрь-Октябрь

3.

Создание развивающей среды в группе. Пополнение речевого уголка для развития детей в соответствии с ФГОС.

Сентябрь-Октябрь

4.

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса.

Сентябрь-Октябрь

5.

Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий.

Сентябрь-Октябрь

6.

Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми старшей группы.

Сентябрь-Октябрь

7.

Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения, применение ТРИЗ технологий в непосредственной образовательной деятельности.

В течение года

8.

Диагностика.

Май


Ожидаемый результат самообразования:

  1. Научить детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
  2. Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
  3. Работа на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
  4. Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
  5. Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»

Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...