Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие по русской народной сказке "Рукавичка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Буланкина Ольга Владимировна

Констект занятия по речевому развитию с применением технологии сторисек в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshetvie_po_russkoy_narodnoy_skazke_rukavichka.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей

в подготовительной группе  группе.

Автор конспекта:   Буланкина Ольга Владимировна, первая  квалификационная категория

Тема: «Путешествие по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель: формирование познавательного интереса к чтению художественной литературы с применением технологии сторисек.

Вид занятия:  открытие нового.

Приоритетная образовательная область:  речевое развитие

Вид деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Формы образовательной деятельности:  групповая, индивидуальная.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД:  

  • Полотняный мешок ( внутри находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами)
  • Средства ИКТ: компьютер, проектор,   презентация «Что перепутал художник», мультфильм «Рукавичка»,
  •  Книи «Рукавичка» разных изданий, «Теремок», энциклопедия о животных.  
  • Раскраски, цветные карандаши,
  • Рукавички из фетра.
  • Теневой театр, светильник, куклы театра – теней по русской народной сказке «Рукавичка».

   

Предварительная работа:  чтение русских народных сказок  («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой»).

Планируемый результат:

- Пересказывает и драматизирует небольшое литературное произведение,

 составляет по плану и образцу рассказы по сюжетной картинке.  

- Сопереживает персонажам сказки.

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

 - Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Задачи:

  • включение детей в образовательную деятельность.
  • формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах;
  • формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Планируемые результаты:

  • сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность;
  • проявляют интерес к предстоящей деятельности;
  • обеспечено общение и взаимодействие ребенка со взрослым.

Материалы и оборудование:

  • Полотняный мешок( внутри находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами)
  • Средства ИКТ: ноутбук, проектор, экран, колонки.
  • Презентация

Деятельность педагога

Деятельность детей

Встанем дружно полугругом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Скажем «Здравствуйте!» мы Вам

Уважаемым гостям.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

- Дети, скажите, вы любите слушать сказки?

- Какие у вас любимые сказки?

- Как хорошо вы знаете сказки?

Ответы детей.

Показ презентации «Что перепутал художник»

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

  • Задачи: 
  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка» -понимание текста и создание читательской интерпретации.
  • Дать детям элементарные представления о театральной деятельности, о видах театра, познакомить с театром теней.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, речь; развивать эмоциональную речь детей, актерские способности, умение подражать голосам героев сказки, имитировать движения; повышать интерес к занятиям через игру.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения во время игры; желание участвовать в драматизации; воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сочувствие.

воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Планируемые результаты:

  • Умение следовать намеченному плану.
  • Проявление активности в процессе самостоятельной деятельности;
  • Умение  слушать фольклорные произведения, следить за развитием действия.
  • Проявление  интереса к русским народным сказкам, к русской народной сказке «Рукавичка»
  • Демонстрация  интонационной выразительности.
  • Демонстрируют развитие слуховой и зрительной памяти, имитационных движений,.
  • Демонстрация умения составлять предложения с однородными членами.
  • Демонстрация  умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать  народную сказку «Рукавичка».

Материалы и оборудование:

  • Полотняный мешок ( внутри находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами)
  • Изображение героев сказки (Мышь, Лягушка, Заяц, Лиса, Кабан, Волк, Медведь);
  • Изображение реальных живых объектов природы (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь);
  • Детские игрушки животных;
  • Теневой театр, светильник, куклы театра – теней по русской народной сказке;
  • Выставка книг «Рукавичка» разных изданий, «Теремок».

Деятельность педагога

- Ребята, а вы бы хотели, не просто сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, познакомиться с любимыми героями, даже помочь им, если это потребуется?

- Вот сегодня у вас есть такая возможность. Сегодня нас ждет встреча с нашим волшебным мешком историй. Интересно, какие сюрпризы он нам приготовил? Какая книга сегодня пришла к нам в гости?  

- Для этого надо отгадать загадки о героях сказки, которые попали в очень странную историю ( по мере отгадывания загадок, воспитатель достает персонажей сказки и выставляет на стол перед детьми)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке

Потому что до темна

В норке прячется она. (мышка)

 

Из малька выходят лапки

Длинноногие ребятки.

В луже прыгает квакушка

Всем известная ..(лягушка )

Громко лает

Дом охраняет? (собака)

Всех зверей она хитрей

Щубка рыжая на ней

Пышный хвост ее краса

Это зверь лесной..(лиса)

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

Все время по лесу он рыщет

И в кустах кого-то ищет

Из кустов зубами щелк

Кто, скажите это? (волк)

Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну – ка быстро отгадай-ка.

Как зверёк зовётся? (заяц).

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

- Посмотрите внимательно на наших персонажей. Из какой сказки эти герои?

Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга.

Показываю книги  «Рукавичка» разных изданий.

(дети отвечают, если затрудняются, то отгадывают загадку)

 Едва повеяло зимой

Они всегда со мной

Согреют две сестрички

Зовут их…( ракавички)

(воспитатель показывает рукавичку)

-А теперь давайте узнаем, какая история приключилась с нашими героями.

Деятельность детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

К нам опять пришла зима.

В шапках снежных спят дома.

Словно лёгкие пушинки

Кружит зимушка-зима над землёй снежинки.

Белым снегом замело до весны тропинки.

Лес в уборе серебристом

Рассыпает снег пушистый.

Всё снегом покрывается и сказка начинается…

Это сказка невеличка про зверей и рукавичку.

(Чтение сказки ).

Беседа по прочитанной сказке (показываю рукавичку с вопросами). 

- Понравилась вам сказка?

- Сейчас я проверю, как хорошо вы запомнили сказку.

  • «Рукавичка» - авторская народная сказка? (русская)
  • Шёл дед с собачкой полем? (Лесом.)
  • Первой увидела рукавичку лягушка- поскакушка? (Мышка-поскребушка.)
  • С мышкой и лягушкой поселился в «домике»…(Зайчик)
  • После волка там спрятался медведь? (Кабан)
  • Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)
  • Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку?(Она стала гавкать на зверей.)
  • Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)
  • Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)
  • Кто сломал «домик» зверей.

-Молодцы, хорошо запомнили героев сказки и саму сказку.

Дополнительные вопросы, если необходимо:

  1. Как рукавичка оказалась в лесу?
  2. Кто первый из зверей нашел ее? (мышка-поскребушка)
  3. Потом кто заметил рукавичку? (лягушка-попрыгушка)
  4. Кто потом бежал по лесу? (зайчик-побегайчик)
  5. А потом кто попросился к зверям? (лисичка-сестричка)
  6. Потом пришел… (волчок-серый бочок)
  7. И мимо пробегал … (кабан-клыкан)
  8. И тут мимо проходил… (медведюшка- батюшка)
  9.  Ребятки, скажите, а почему звери забрались в рукавичку? ( потому, что им холодно, а рукавичка тёплая, в ней тепло).
  10. Детки, а вы бы  пустили  к себе друзей  погреться?
  11. Но  дед увидел, что потерял рукавичку и отправился  ее искать. Кто нашел рукавичку? (собака)
  12. Когда собака нашла рукавичку звери… (испугались и разбежались).

Физминутка. «Притворяшки»

Дружно встаньте, детвора.

Отдохнуть пришла пора!

Притворитесь-ка совой-

Повертите головой.

Притворитесь тучками-

Помашите ручками.

Притворитесь свинками-

И потритесь спинками.

- А сейчас мы  будем учиться рассказывать сказку. Но, чтобы её было интересно слушать, надо подготовиться. А хорошо ли вы запомнили порядок в сказке, мы сейчас проверим. Посмотрите на доску. Подойдёт ли эта цепочка картинок к содержанию сказки (есть  лишние герои, перепутана последовательность, не хватает собачки).

Ребята, а сказка «Рукавичка» на какую сказку похожа?   

( на сказку «Теремок», показываю книгу «Теремок»)

- Чем похожи сказки? ( Одинаковые герои , находят один дом.)

-  А чем отличаются сказки?   ( В сказке «Теремок» действие происходит летом, а в «Рукавичке» зимой.  В сказке «Теремок» звери жили в теремке, а в сказке «Рукавичка» в рукавичке. Сказка «Теремок» закончилась как медведь развалил теремок и помог построить новый, а  в сказке «Рукавичка» рукавичку нашла собака и вернула хозяину.)

Дети выполняют задание, убирают лишние картинки из других сказок.

Составляют правильную последовательность сказки «Рукавичка»

Ответы детей.

Ответы детей.

         Тише детки проходите!

         Нашу сказку не спугните.

         Здесь бывают чудеса,

         Где же прячется она?

         Сказку мы сейчас расскажем,

         И расскажем и покажем.

- Детки, а кто-нибудь знает, что такое театр?

В далекие времена греческий народ подарил всему миру замечательное открытие –театр. В переводе с греческого это слово обозначает «любимое зрелище». В театре показывали камедии и трагедии, а актерами были только мужчины.Греки очень любили театральные представления. Сейчас, в современном мире существует несколько видов театра: драматический, театр одного актера, музыкальный, театр юного зрителя и др. Но а сегодня мы познакомимся и поиграем в одном театре. Театр теней.

- Вот наша «Волшебная коробочка», в которой «живут» герои теневого театра.

 - А вот - ширма для теневого театра …  Наш театр необычный - теневой. Сегодня мы вам покажем русскую народную сказку «Рукавичка». Это куклы-силуэты для теневого театра, а человека, который управляет куклами и говорит за них называется кукловод.

 И сейчас я приглашаю в театр теней (выключается свет, загорается лампа, дети разыгрывают сказку «Рукавичка»).    

(Воспитатель предлагает детям побыть кукловодами и показать сказку).

Подготовка оборудования театра теней. Двое детей – кукловоды- артисты, воспитатель – автор.

Способ привлечения внимания:

- Занимаем свои места.

«Приготовте ушки, глазки.

Начинаем нашу сказку»

Демонстрация сказки «Рукавичка», посредством теневого театра.

Ответы детей.

Дети занимают свои места.

Со сказкой жалко нам прощаться,

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать.

 

Артистами ребята побывали

 И сказку, вы, ребята, показали.

 Артисты, зрители – все были хороши!

 Похлопаем друг другу от души!

-Ребята, вам понравилось в сказке?

-С каким видом театра вы познакомились?

-Сложно вам было быть артистами?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Задачи:

  • осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Планируемые результаты:

  • умеют слушать друг друга при общении  со взрослым и сверстниками не перебивая друг друга;
  • демонстрируют умение контроля, коррекции.

Материалы и оборудование:

  • Рукавички из фетра.
  • Шаблон пары рукавичек, карандаши

Деятельность педагога

- Ребята, напомните мне, в какой сказке мы побывали?

(Рукавичка.)

- Какие животные поселились в рукавичке?

( Мышка , лягушка, заяц, лиса, кабан,волк и медведь).

- Что вам запомнилось на нашем занятии?

- Что понравилось?

- Чему нас учит сказка «Рукавичка?»

( Жить дружно и помогать другим, не терять своих вещей)

- А вы умеете дружить?

- Ребята, вам жалко зверей? Почему? (звери остались без домика)

- Хотите им помочь. Сейчас посмотрю, какие вы дружные?

- Дети, у вас на столах  лежит шаблон пары рукавичек. Разукрасьте их, вместе, договоритесь , какой рисунок будет и нарисуйте.

- Что помогло вам выполнить работу? (Дружба, умение договариваться …)

- Ребята, наше занятие подошло к концу,  вы сегодня хорошо потрудились. Рассказали и показали сказку, помогли зверятам,сделав теплые и красивые рукавички.

- Я думаю, что вы дома расскажете родителям, с какой  сказкой вы сегодня знакомились, как показывали сказку в театре теней.

- А еще наш волшебный мешок историй приготовил вам сюрприз.

 (достаю еще один мешочек) .

- Интересно, что в нем?

Вот теперь тебя развяжем

И посмотрим, что внутри.

Ой, да здесь лежат подарки!

Как их много, погляди!

 

Деятельность детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

( из мешка видны цветные ленточки, дети по очереди вытягивают их, на концах ленточек маленькие рукавички, в которых лежат сладкие сюрпризы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы

Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и Лиса»

Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки.Задачи: Воспитывать умение внимательно слушать сказку, выражать свои впечатл...

Конспект занятия по речевому развитию. Тема: "Русская народная игрушка"

Занятие по речевому развитию в подготовительной группеТема: «Русская народная игрушка».Цель: формирование грамматического строя речи.Задачи: 1. Познакомить с русскими народными игруш...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказк...

Конспект занятия по речевому развитию (выразительное чтение) в младшей группе «Русско – народная сказка «Кот, петух и лиса»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение)Тема занятия: «Больше верь своим очам, нежели чужим речам!»Цель: Способствовать формированию у дошкольников пре...

Конспект занятия по речевому развитию в 1 младшей группе. Дидактическая игра «Это я придумал…». Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…»

Перед детьми – 6-8 игрушек например, кукла, тарелка, медвежонок, ленточка,мячик, зайчик,шарманка, расческа.- Дети назовите мне игрушки, при этом объясняю,что они могут действовать с игрушками ка...