«Развитие и формирование словаря дошкольников через активные формы работы с детской художественной литературой», выполнила Батина И.А, воспитатель группы №4.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Практические рекомендации по сочинению сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете №2: «Развитие и формирование словаря дошкольников через активные формы работы с детской художественной литературой», выполнила Батина И.А, воспитатель группы №4.
Прежде чем показать новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя различный театр, картинки, иллюстрации в книжках, этот сюжет конечно же сначала нужно придумать!!! Очень много есть способов сочинить сказку. И сейчас я расскажу о более интересных. Существуют такие практические рекомендации по сочинению сказок: 1) Подбирать несколько вариантов стартовых словосочетаний. 2) Сочинять сказки нужно вместе (взрослый/ребёнок). 3) Чем больше в истории деталей, подробностей, тем более интересно и живо представляет её себе слушатель. 4) Пока родитель/воспитатель сочиняет сказку, ребёнок может её рисовать, показывать, используя различный театр (кукольный, театр картинок, театр игрушек, использовать различные маски, атрибуты, костюмы…). И так способы: 1. Был такой – стал другой. 1) Выбираем героя (игрушку, картинку). 2) Описываем, каким он был в начале сказки и каким стал в конце. 3) Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения. 4) Придумываем сказку. Например: сказка «Гадкий утёнок», берём вместо утёнка – щенка, когда щенок был трусливым, а стал смелым. Вот такая у нас получилась сказка: Один щенок всего боялся. Боялся жуков, машин и даже самого себя в отражении. Он долго слонялся по городу голодный и запуганный, пока его не подобрал пожарный. Он решил оставить его у себя и тренировать. Пожарный много разговаривал с щенком и обучал его. Он говорил, что нужно смотреть страху в глаза. Щенок вырос и ему приходилось вытаскивать людей из огня. Он стал смелым и храбрым пожарным. По такому приёму строятся многие истории, сказки, которые дети рассказывают друг другу. В этом их смысл и ненавязчивое обучение. 2. Круги на воде. 1) Придумываем слово из 5-6 букв, например, ЛАМПА, выбираем (можно использовать картинки) с каждой буквой существительное, которое на неё начинается: лис, аквариум, магазин, пирог, акула. 2) Придумываем сказку с использование этих слов. 3) Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории, сказки. Послушайте, что из этого выходит: В магазин завезли аквариум с акулой. Это была не простая рыба. Она умела превращаться в человека с зубами в несколько рядов. Более того, она производила такое же потомство. В назначенный день рыбы – люди напали на город. Тогда в дело вступил лис – пекарь. Он испёк пирог, от которого крошатся зубы и угостил этим пирогом акул. Сначала им было очень вкусно, а потом очень больно. После того как раскрошились зубы, рыбы были обезоружены и вернулись в аквариум. И больше не могли никому причинить вред! Способ похож на круги на воде от камня, брошенного в воду. Волны расходятся, вовлекая все другие объекты, которые встречаются на пути. После того, как придумали слова, определяемся, какое из них будет героем, какое местом, какое антигероем, волшебным предметом, распределяем роли. При одном и том же наборе слов получаются разные сюжеты, в зависимости от выбранных ролей. 3. Бином фантазии. 1) Выбираем два слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один ребёнок, второе другой. Можно взять слова наугад, «методом тыка» в книжку. Одно слово - одушевлённое, второе – неодушевлённое. 2) С помощью предлогов придумываем различные словосочетания. 3) Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею. Например: кот и шкаф (кот со шкафом, кот под шкафом, кот у шкафа, кот на шкафу, кот в шкафу). Подбирать эти два слова нужно так, чтобы они были чужими друг другу. В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, чтобы установить между ними связь, создать целое. 4. Придумай новую сказку. 1) Вспоминаем знакомую сказку. 2) Отмечаем слова, которые описывают сюжет сказки. 3) Вставляем нового героя или предмет. 4) Придумываем сказку с новыми объектами. Например: сказка Теремок, новый предмет – ноутбук. Сказка получилась грустная, но поучительная. Бежит мышка – норушка и видит теремок. Да не простой теремок, а с ноутбуком. Зашла она в теремок, села перед ноутбуком и стала смотреть его. И вскоре возле ноутбука собрались все звери, кроме медведя. Никто не метёт, никто не готовит. Из-за голода и грязи все поссорились. Каждый заставляет другого идти делать. Но никто оторваться от ноутбука не хочет. Идёт медведь, спрашивает кто в теремочке живёт. Ему никто не отвечает. Тогда он сел на теремок и всех, кто там был – раздавил вместе с ноутбуком. Потому, что жильцы не успели разбежаться, все были увлечены только ноутбуком. 5. Анализ образа. 1) Вспоминаем героя сказки. 2) Выделяем три характерных элемента для этого героя. 3) Применяем к ним новые значения. 4) Придумываем сказку с обновлённым героем. Например: Емеля не на печке, а на мотоцикле, Красная шапочка не в шапочке, а в красных наушниках и т.д. 6. Метод контрольных вопросов. 1) Отвечаем на вопросы (Когда это случилось? Где всё происходило? Кто главный герой? Что с ним случилось? Как он поступил? Что из этого вышло? Что случилось дальше? Как поступил герой? Чем всё закончилось?). 2) Собираем сказку из ответов. 7. Связки антонимов. 1) Выбираем любую пару антонимов: условия и свойства. 2) Описываем полученные связи. 3) Обдумываем ситуации, в которых могут проявляться данные свойства. 4) Сочиняем сказку. Например: Карабас – Барабас становился добрым, когда чихал, а когда не чихал – злым. Волк вежливый – еда появлялась, волк грубый – еда исчезала. 8. Что было бы если. 1) Предполагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? Ни печка, ни яблоня, ни речка в сказке «Гуси – лебеди» не умели говорить? Если бы у Буратино не было золотого ключика? Или все материалы, из которых сделаны предметы поменялись местами (провода из стекла, машины из бумаги, мебель из камня и др.). 2) Отвечаем на вопросы, а это и есть уже сюжет сказки. 9. Сказка переехала. 1) Вспоминаем знакомые сказки. 2) Называем место и время происходящего. 3) Выбираем одну из сказок и переселяем её героя в другое время и место. 4) Описываем, что с ним происходит. Например: Буратино в детском центре во время праздника, Чиполлино в Диснейленде, Дюймовочка в замке семи подземных королей… Мальчик – хулиган пришёл в библиотеку и вырвал странички в книгах. Библиотекарь увидела и рассердилась. Она сказала, чтобы мальчик вклеил страницы обратно. Он послушал, но наделал ошибок. Так Дюймовочка оказалась в сказке: «Семи подземных королей» и стала править в ней вместо третьего короля. Драконы во время её правления перестали подчиняться людям и подговорили шестилапых напасть на них. И тогда на помощь пришли мыши и ласточки, друзья Дюймовочки. 10. Сказка «наизнанку». 1) Вспомнить знакомые сказки. 2) Называем признаки героев. 3) Меняем признаки на противоположные. 4) Придумываем сказку с новыми героями. Например: Красная Шапочка ни маленькая, а взрослая; Царевна – лягушка ни мудрая, а глупая; Паровозик Пых ни добрый, а злой и др. В лесу появился злой паровозик Пых. Он мчался на всех парах, гудел на весь лес, не давая спать животным. Он никого не подвозил и если кто –то вдруг появлялся на путях, то он даже не тормозил. Пых не всегда был таким, его заговорила злая белка. Она стала его машинистом и управляла им. Потом появилась добрая белка. Она победила злую, потому что тренировалась по дзюдо. И стала машинистом паровозика Пыха. Паровозик снова стал добрым товарищем, который помогал переезжать животным, куда им надо. А белочка тренировала по дзюдо всех желающих. 11. Сказка про прошлое или будущее героя. 1) Выбираем героя. 2) Выбираем его главное свойство. 3) Описываем внешний вид и свойства героя. 4) Описываем место обитания или место действия героя. 5) Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины , почему он стал таким (С Кощеем – Бессмертным может никто в детстве не дружи, поэтому он ста таким злым). 6) Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону. 7) Придумываем название сказки. 12. Сказка от слова «Почему?». 1) Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо? 2) Придумываем, как появилась эта особенность. 3) Описываем, как изменилась жизнь, чем стало лучше? Часто этими сказками объясняют, почему животное стало таким, каким стало: откуда взялся хобот у слона или полоски у зебры… 13. Сказка во время прогулки. 1) Решаем куда пойти. 2) Во время прогулки мысленно собираем 5, заинтересовавших предмета. 3) Делаем описание этих предметов. 4) Придумываем сказку, включая эти предметы. Например: Магазин, фонтан, собака, автобус, машина. 14. История, рассказанная предметами. 1) Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека. 2) Наделяем объекты человеческими чертами. 3) Что – то происходит, появляется. 4) По возможности делаем вывод из этой истории, определяем мораль. Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживлённых предметов. 15. Карточки – картинки. 1) Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук. 2) Раскладываем их в случайном порядке. 3) Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания. 4) Придумываем сказку. Например: жираф на велосипеде, бабочка в ведре, бабочка на шарах, телескоп на мельнице… Также очень помогают в работе по сочинению сказок карты Проппа – это колода изображений, с помощью которой легко можно сочинить тысячи разных сказок, даже если «совсем нет воображения» и приёмы фантазирования, выделенные автором ТРИЗ – Г. Альтшулером. Они, как ничто другое, размывают рамки шаблонов мышления и позволяют управлять воображением.
Сочинения сказок – одно из самых мощных направлений развития мышления, речи и воображения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...
Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...
Инновационные формы работы с детской художественной литературой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельно...
Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы
Выступлление на ТМО...
Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...
«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Консультация для педагогов....
Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...