Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 24
Консультация для педагогов
«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Подготовила: Швыдкина А. А.
Воспитатель 1 категории
г. Ленинск – Кузнецкий 2017 г.
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике. Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений.
В процессе экологического воспитания осуществляется умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей. Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме знаний и них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе, потому что мы хотим вырастить "культурного" ребенка и всячески оберегаем его от игр, где можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить. Радует ли самого ребенка такая "культурная жизнь"? Если ребенок эгоист? Если он трус? Если он капризен, раздражителен? Я думаю, что нет.
Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Это острое, воспломеняющее ощущение, зовущее к деяниям, и азарт борьбы вдохновенное восприятие ее. Спорт – самый доступный и надежный источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка, показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.
Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе являются обычные физкультурные занятия на воздухе. Особенно летом. Они расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь , влияет на развитие мышления и речи. Разнообразные природные условия помогают успешно проводить работу по развитию движений. В работе по развитию движений в природных условиях ценно то, что природа дает возможность выполнить одни и те же движения в различных вариантах и самыми разнообразными способами: попасть шишкой в толстое дерево; в корзину, подвешенную на ветке; перебросить палочку через кустик; бросить камешек в лужу, чтобы пошли круги и т.д.
Очень важно использовать не только площадки д/с, но и ближайшее окружение, например лесопарк. Здесь с детьми можно закрепить: ходьбу змейкой между деревьями, общеразвивающие упражнения с шишками, метание шишек правой и левой рукой вдаль, ходьбу по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева, п/и "У медведя во бору", "Эхо" и др. В процессе занятий обязательно обращается внимание детей на поведение в лесу: беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод . Это все связывается единым сюжетом и проводится комплексное занятие – "Прогулка в лес".
Закрепить знания природных явлений и их проявлений помогают подвижные игры. Например: "Кто больше соберет шишек" ( дети рассматривают шишку, где растет, что с ней можно делать и развивают свои скоростные навыки ); "Солнышко и дождик" ( дети закрепляют знания что такое дождь, что можно промокнуть , развивают внимание ); "Найди свой листок" ( закрепляют название деревьев, у кого дерева какие листья, развивают быстроту и ловкость ); "Собери урожай" (усваивают где овощи, а где фрукты, соревнуются ) и много других. При проведении таких игр у детей формируются навыки экологической культуры и они понимают, что являются частичкой природы, которую надо беречь.
Очень нравятся детям нетрадиционные занятия с элементами методики Л.Д. Глазыриной. На этих играх-занятиях используется все то, что окружает ребенка повсюду: веточки, лужицы, прутики, листики, камешки, карандаши, мячи и многое другое. На этих занятиях дети не только играют со всем этим, развивая свои физические данные, но и повышают уровень экологической культуры. Узнают, что такое лужа, откуда она взялась, что с ней потом произойдет; откуда взялся карандаш, из чего он сделан; что деревья надо беречь - они не только наши легкие, но еще из них делают много полезных вещей и т.д.
Но больше всего детям нравятся спортивные развлечения и праздники, где в играх, соревнованиях можно закрепить ранее полученные знания и умения по всем направлениям. Например, в физкультурном досуге "Кто, кто в теремочке живет" – закрепляется сказка "Теремок", так же дети выполняют различные имитационные движения: "зайчик", "лисичка", "лягушка" и т.д. Здесь же можно закрепить из чего сделан теремок, где он стоит, кто еще живет в лесу, что едят все эти животные, как надо вести себя в лесу. Все это в игровой, интересной для детей форме, через игры: "Лягушки и болото", "Хитрая лиса", "Зайцы и волк" и др.
Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.
Список использованной литературы
- Глазырина Л. Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста».
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе
В статье описываются основные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе с детьми дошкольного возраста, виды совместной деятельности, направленные на развитие и укрепление физичес...
Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"
Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-432731-1495441864.jpg)
«Активные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе».
Доклад на тему:«Активные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе»....
Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы
Выступлление на ТМО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/08/picture-1184158-1575831058.jpg)
«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"
Принципы формирования экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/16/picture-1299181-1608122016.jpg)
Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"
Использование музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется...