Конспект ООД Тема: Описательный рассказ по картине «Птицы весной» С. К. Артюшенко.с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Цель: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Задачи:
—способствовать развитию диалогической и монологической формы речи, связной речи, обогащать словарный запас;
— развивать речевую и мыслительную активность;
— воспитывать интерес детей к произведениям живописи, любовь к окружающей природе, заботливое и бережное отношение к птицам.
Активизация словаря: описание окружающей природы: весна, тепло, появляются зеленые листочки, молодая, свежая трава; распустились одуванчики, грачи, ласточки, скворцы.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Предварительная работа. Наблюдение за весенними изменениями в природе, за жизнью птиц. Рассматривание иллюстраций, фото, репродукций картин по теме «Весна. Перелетные птицы». Чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки»- «Грачи», И. Соколова-Микитова «Скворцы», А. Майкова «Ласточка», В. А. Жуковского «Жаворонок», проведение бесед после прочитанного. Знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами о весне, о птицах, загадывание загадок о птицах.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация с картиной «Птицы весной» С. К. Артюшенко, опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине,2 конверта со словами, листы бумаги - 15 штук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_vesnoy_rech_razvitie.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы по речевому развитию
Тема: Описательный рассказ по картине «Птицы весной» С. К. Артюшенко.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Цель: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Задачи:
—способствовать развитию диалогической и монологической формы речи, связной речи, обогащать словарный запас;
— развивать речевую и мыслительную активность;
— воспитывать интерес детей к произведениям живописи, любовь к окружающей природе, заботливое и бережное отношение к птицам.
Активизация словаря: описание окружающей природы: весна, тепло, появляются зеленые листочки, молодая, свежая трава; распустились одуванчики, грачи, ласточки, скворцы.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Предварительная работа. Наблюдение за весенними изменениями в природе, за жизнью птиц. Рассматривание иллюстраций, фото, репродукций картин по теме «Весна. Перелетные птицы». Чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки»- «Грачи», И. Соколова-Микитова «Скворцы», А. Майкова «Ласточка», В. А. Жуковского «Жаворонок», проведение бесед после прочитанного. Знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами о весне, о птицах, загадывание загадок о птицах.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация с картиной «Птицы весной» С. К. Артюшенко, опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине,2 конверта со словами, листы бумаги - 15 штук.
Ход НОД
Воспитатель: -Ребята, сегодня такой прекрасный день. Давайте улыбнёмся хорошему дню. А теперь улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки. Я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.
Воспитатель:-Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо с пометкой «Срочно» для детей подготовительной группы «Солнышко» от детского книжного издательства. Давайте вспомним, чем занимается книжное издательство? Ответ детей: (печатает книги)
Воспитатель:-Хотите узнать, что написано в письме? Давайте прочитаем. (читаю письмо): «Ребята, художник нарисовал картину для книги о временах года. Писатель, который должен составить рассказ о весне, заболел. Нам нужна ваша помощь» Чем же мы можем помочь?
Ответ детей: (Мы можем сами составить рассказ).
Воспитатель:-Мы можем составить рассказ и отправить его в книжное издательство. Но прежде я предлагаю Вам выполнить задание, которое поможет вам при составлении рассказа. На столах лежат конверты, в которых находятся слова. С помощью этих слов вам нужно составить предложения о весне. Для выполнения задания предлагаю вам разделиться на 2 равные группы и пройти за столы.
1.Весной на березах появляются зеленые листочки.
2.Весной прилетают перелетные птицы.
1.Весной в саду цветут яблони.
2.Весной у птиц появляются птенцы.
Воспитатель: -Правильно ли составлены предложения? Молодцы ребята, постарались, с заданием справились. Присаживайтесь на стулья и посмотрите пожалуйста на экран.
Сегодня мы познакомимся с картиной «Птицы весной» уже известного нам художникаСергея Кирилловича Артюшенко.
Рассмотрите внимательно картину:
Воспитатель:- Какое время года изобразил художник?
Воспитатель:-Что на ней изображено (Что вы на ней видим?)(4 ответа)
Упражнение «Внимательные глазки»
-А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину с помощью подзорной трубы.Возьмите листы бумаги, сделайте подзорную трубу и посмотрим на картину. Рассматривайте внимательно. Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Расскажите мне, что вы видите? Повторять друг за другом нельзя и отвечать по очереди не перебивая друг друга.
- Я хочу услышать, что увидела Лера? Кирилл что увидел? Артем что увидел в подзорную трубу?
-Хорошо, ребята, молодцы. Каждый увидел, что-то свое. И это замечательно.
Беседа по вопросам
-Расскажите, что изображено на переднем, среднем и заднем плане картины? На березе – гнездо с грачатами.
-Что происходит с деревьями весной?Деревья весной просыпаются. На них появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие.
-Какие яблони в саду?цветущие, нарядные, стройные, одеты в бело-розовый цветочный наряд, ароматные…
-Какая весной трава?Трава весной молодая,густа, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая, похожа на пушистый ковер.В траве распустились желтые одуванчики.
-Каких птиц изобразил художник?
- Что делает грачиха с грачатами?Черная грачиха принесла в своем толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. В огороде грачи роются в земле и ищут червей.
-Скажите, где нашла грачиха червяка? Она его нашла в огороде, когда рылась в земле.
-Расскажите, чем заняты скворцы? На ветке березы сидит с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо.
- Расскажите о летящих в небе ласточках. Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда.
-Какие краски использует художник для изображения картины?
- Какое настроение вызывает картина? (Радостные чувства: наступила весна)
Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»
-Глядя на картину, подберите подходящие определения, выражения и признаки к птицам, которых я буду называть:
Грачи какие ? большие, перелетные, чернокрылые,шумные…
Скворцы? Певчие, голосистые, суетливые ,красивые, крылатые.
Ласточки?проворные, быстрокрылые, заботливые, белогрудые, забавные…
Птенцы? Маленькие, красивые, беспомощные…
Упражнение «Волшебство».
-А сейчас я предлагаю поверить в волшебство и отправиться в путешествие по картине. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в волшебном мире картины. - Представьте, что весной мы идем по тропинке. Как здесь хорошо. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни. Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас.
- Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы слышите, какие звуки?
- Расскажите о своих чувствах. Андрей ты представил себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)
Понравилось вам путешествие по картине? О чем вы думаете или вспоминаете, когда смотрите на эту картину?
-Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Я буду называть птиц, а вы, когда услышите название перелётной птицы бегайте и машите крыльями. Если услышите название зимующей птицы–приседайте на корточки. Журавль, воробей, кукушка, синица.
Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
-Присаживайтесь на стулья.Еще раз внимательно посмотрите на картину, сейчас мы попробуем составить рассказ. В составлении рассказа вам поможет графический план. В каждой графе есть небольшая подсказка, здесь нарисовано то, о чём вам нужно сказать.
1 пункт: Название картины, ее автор.
2 пункт: Место действия
3 пункт: Время действия. Погода.
4 пункт: Первый план. Центр картины. Задний план
5 пункт: Цветовая палитра.
6 пункт: Твое отношение к картине.
-Составить рассказы нужно так, чтобы они были интересными, не повторялись, не были похожи друг на друга. Вспомните все предложения, которые вы составляли в начале занятия. А я буду записывать ваши рассказы на бумаге, и мы их потом отправим в книжное издательство и укажем автора рассказа. Чтобы ваши рассказы напечатали в книге для детей. Кто желает составить рассказ по картине?
-Как бы ты Кирилл назвал эту картину? Птицы весной. Прилет птиц. Весна.
Итог занятия.
- С какой картиной мы познакомились на занятие?
-Почему художник так назвал картину?
- Мне понравились все ваши рассказы. Они получились очень интересными, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .
- Ребята, как вы думаете, справились ли вы с заданием книжного издательства? Тогда нам пора отправлять наши рассказы.
-Я предлагаю вам пойти в группу, чтобы отправить рассказы, а потом превратиться в художников и написать красками свою картину о птицах весной. Когда вы придете, сегодня домой, расскажите свои рассказы по картине маме и папе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа по картине "Ранняя весна"
конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Коммуникация"....
Конспект Составление описательного рассказа о домашних птицах в средней группе.
Конспект Составление описательного рассказа о домашних птицах в средней группе....
Конспект : Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"
Конпект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"...
Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.
Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...
Конспект "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Учить детей составлять описательный рассказ....
Конспект "«Составление описательного рассказа по картине Весна» 25.04.2021
Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Весна» Цель: формирование умений составлять небольшой рассказ по картине.Задачи:Образовательные: формировать умение детей ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста
занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней....