КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста
видеоурок по развитию речи (старшая группа)

Елена Анатольевна Сучкова

занятие проводится с применением ИКТ-технологий. Воспитанники выполняя задания педагога и используя картину на экране, учаться составлять описательные рассказы по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_kartine_zima_v_gorode.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7

«СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: развитие умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста

ФИО: Сучкова Елена Анатольевна

Должность: воспитатель

Февраль,2021

г. Заринск

Конспект занятия

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»

Цель: Создать условия для развития умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда.
  • Расширить и уточнить словарь по теме «Профессии».
  • Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, пальчиковую моторику, силу голоса.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка, проектор, колонки, ноутбук.

Дидактический материал:

  • Презентация
  • Дидактическая игра «Составь план к картине»
  • Раскраски «Транспорт снегоуборочный»

Предварительная работа:

  • Экскурсия на улицу, наблюдение за работой снегоуборочной техники.
  • Формирование представлений о труде людей следующих профессий: дворник, тракторист, шофер (управляющий снегоуборочной техникой).
  • Расширение и уточнение словаря по теме.
  • Сюжетно-ролевая игра «На улице».
  • Разучивание подвижного упражнения «Художник-невидимка».

Ход занятия

Организационный момент, начало занятия (2-3 мин)

Психологический настрой – создание атмосферы эмоциональной готовности к деятельности детей старшей группы дошкольного возраста.

Вводно-организационный – организация направленного внимания.

Побудительный – формирование готовности к основной деятельности.

Слайд № 2 картина В.М. Каратая «Зима в городе»

Дети играют за столами.

В группу заходят воспитатели.

Воспитатель: Ребята, к нам гости пришли, давайте их поприветствуем.

Дети: Добрый день.

Воспитатель: (обращает внимание детей на картину):

Вот зима, кругом бело.

Тротуары замело

и дороги, и пути.

Не проехать, не пройти!

Слайд № 3 «Налетела вьюга»

Слышится шум вьюги

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что это за явление природы к нам пожаловало?

Кто в трубе печной завыл,

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает

Кто нам снег в лицо бросает?

Дети: Это вьюга.

Воспитатель: Как можно иначе назвать вьюгу?

Слайд № 4 Игра «Назови иначе»

Дети: Метель, пурга, буран, сильный ветер со снегом, завируха, шурга.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Слайд № 5, 6, 7 Игра «Песенка вьюги»

Воспитатель: Вьюга, решила задержаться в городе,

Чтобы научить нас своей песенке.

Давайте поиграем в игру «Песенка вьюги». Вы будете петь звук «У» то тихо, то громко в зависимости от того, как он будет подниматься или опускаться. Чем выше он поднимается, тем громче вы поете, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать.

Начнём. Вьюга только начинается. Пойте звук «У» очень тихо.

Основная часть занятия (20мин.)

Создание условий для развития умения составлять описательный рассказ по картине В.М. Каратая «Зима в городе» у детей старшей группы дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда.
  • Расширить и уточнить словарь по теме «Профессии».
  • Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, пальчиковую моторику, силу голоса.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Слайд № 8 «?»

Воспитатель: Видно песней вьюгу не унять,

Хочет название картины узнать.

На слайд посмотрите,

Да как назвать картину скажите

Дети (предполагаемые ответы детей): «Зима в городе»

Слайд № 9 название открылось

Воспитатель: Правильно «Зима в городе». Как вы думаете, почему художник так назвал картину?

Дети:

  • Он нарисовал на картине вьюгу на улице города, поэтому так и назвал ее. Вьюга сильная. Ветер завывает и несет по улице снег.
  • На улице очень холодно и ветрено. Прохожие подняли воротники и спрятали руки в карманы.

Воспитатель: Верно. На улице много снега, скоро будет не пройти прохожим и не проехать машинам, поэтому на улицу вышла снегоуборочная техника.

Слайд № 10 «???»

Воспитатель: Понравилась вьюги с нами играть,

Она решила нас вопросами закидать.

Хорошо, будем на все вопросы по порядку отвечать,

Описательный рассказ по картине составлять.

Слайд № 11 картина В.М. Каратая «Зима в городе»

Воспитатель: Какую технику вы видите на переднем плане?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Мы видим желтый снегоуборочный комбайн и оранжевый самосвал.
  • Снегоуборочный комбайн медленно едет по улице и убирает снег.
  • Снег по транспортеру движется в кузов самосвала.

Воспитатель: кто машинами управляет?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • В кабине снегоуборочного комбайна сидит шофер. У него очень трудная работа? Он управляет своей машиной.
  • Он должен следить за тем, чтобы был убран весь снег.
  • Еще он смотрит за тем, как снег движется в кузов самосвала.
  • Ему нужно вовремя остановить транспортер, когда кузов будет полным.
  • Он должен следить за движением на улице, чтобы не мешать транспорту и пешеходам.

Воспитатель: Правильно шофер должен быть внимательным и совершать действия точно и уверенно.

Воспитатель: Какую машину вы видите на втором плане? Опишите ее.

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Мы видим оранжевую снегоуборочную машину. Она собирает снег и подметает дорогу.

Воспитатель: За рулем этой машины тоже сидит шофер. Давайте подберем прилагательные характеризующие работу шофера?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Он выполняет ответственную, важную, нужную работу.

Воспитатель: Несмотря на то, что снег не прекращается, вьюга разыгралась не на шутку, скоро улица будет очищена от снега. А что вы видите на заднем плане?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • На улице стоят высотные дома.
  • Вдоль домов едут фургон и легковые машины.

Физминутка «Вьюга»

Воспитатель: Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вьюга воет, вьюга злится.

Как же вьюге не сердиться? (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Вьюге холодно самой.

Полетела бы домой. (Машем руками)

Дома бы согрелась,

Поспала, наелась. (Гладим животик)

Но у вьюги дома нет. (Качаем головой)

Вот она и злится.

Шубки с шапкой тоже нет. (Качаем головой)

Ей и не сидится.

Воспитатель: Давайте все вместе составим план рассказа по картине, а помогут нам карточки. Давайте подойдём к столу и сначала выберем ту карточку, с которой начнем рассказ.

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • выберем карточку, на которой изображена зима и прохожие.

Воспитатель: А какую следующую карточку найдём?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • снегоуборочный комбайн и самосвал.

Воспитатель: Кто управляет этой техникой?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Шофёр.

Воспитатель: Тогда какую карточку мы возьмём?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Берём карточку с изображением шофёра.

Воспитатель: Переходим ко второму плану картины. И найдем соответствующую карточку.

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Снегоуборочная машина.

Воспитатель: Какая карточка поможет нам рассказать про задний план картины?

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • На которой изображены дома и машины в снегу.

Воспитатель: Ребята мы можем дополнить наше описание картины и теми событиями, которые не изображены на ней, но очень важны особенно зимой. Давайте найдём такую карточку.

Дети (предполагаемые ответы детей):

  • Мы возьмем карточку с изображением дворника.

Воспитатель: Ну что же? Молодцы! А теперь давайте возьмём по одной карточке нашего плана и составим описательный рассказ. А те ребята, которым не достались карточки-план, будут внимательными слушателями и дополнят рассказ.

Дети самостоятельно составляют описательный рассказ,

опираясь на план

1-й ребенок: Наступила холодная снежная зима. Каждый день шел снег, дул сильный ветер, Прохожие поднимали воротники и прятали руки в карманы. А на улицах города вырастали высокие сугробы.

2-й ребенок: Чтобы по улицам мог ехать транспорт, на них вышла снегоуборочная техника. Мы видим на переднем плане снегоуборочный комбайн. Он убирает снег с проезжей части. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала.

3-й ребенок: Шофер комбайна выполняет очень трудную и нужную работу. Он управляет своей машиной, следит за тем, чтобы был убран весь снег. Еще он смотрит за тем, как снег движется в кузов самосвала. Ему нужно вовремя остановить транспортер, когда кузов будет полным. Он должен следить за движением на улице, чтобы не мешать транспорту и пешеходам.

4-й ребенок: На втором плане мы видим снегоуборочную машину, которой управляет шофер. Машина сгребает снег с дороги и подметает ее. Скоро на улице уберут снег, чтобы на улице стало чисто, и транспорт мог ехать по ней.

5-й ребенок: На заднем плане картины изображены высотные дома. Вдоль домов едут фургон и легковые машины в снегу, но благодаря отлаженной работе шоферов снегоуборочной технике скоро улица будет очищена от снега.

6-й ребенок: А на борьбу со снегом во дворах выходят бригады дворников. Труд дворников очень тяжелый.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили очень хороший рассказ. Слушатели, вы хотели бы дополнить рассказ?

Дети (предполагаемые ответы детей): Ребята составили полный описательный рассказ. Очень понравилось.

Заключительная часть занятия (1-1,5 мин.)

Рефлексия.

Формирование навыков элементарного самоанализа.

Создание условий для перехода к следующему режимному моменту.

Воспитатель: Вьюга, тебе понравился рассказ ребят?

Слайд № 12 «Вьюга»

Слайд № 13 «Раскраски»

Воспитатель: Да видно вьюге понравилось с нами, что она от удовольствия растворилась и в раскраски превратилась.

Воспитатель: Ребята, что вы делали на занятии?

Составляли рассказ, по какой картине?

Ребята перед вами лежат разноцветные ладошки, выберите тот цвет ладошки, который соответствует вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции»

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.Развивать саморегуляцию воспитанников через прос...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции»....

Конспект занятия № 1 по развитию речи "Составление описательного рассказа по мнемодорожке" (средняя группа)

Конспект занятия по развитию описательной речи у детей средней группы с помощью мнемотехники....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детейстаршей группы дошкольного возраста :Путешествие в страну «Эмоции»....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

1. Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть.2. Прослушивание музыкальных произведений.3. Проведение психологических игр и упражнений....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детейстаршей группы дошкольного возраста :Путешествие в страну «Эмоции»....