Конспект "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учить детей составлять описательный рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_starshey_gruppe.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
1.Программное содержание:
1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
2. Дать энциклопедическое понятие, кто такой «грач».
3. Уточнить, когда именно, в каком весеннем месяце прилетают грачи, приметы весны.
4. Развивать речь детей, расширять словарный запас, следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий
2. Методы и приёмы.
1. Вопросно-ответное упражнение (беседа).
2. Д/и «Узнай по описанию».
3. Игра «Подбери слово» (существительное в согласовании с прилагательным в роде и числе).
4. Д/и «Кто больше назовёт действий.
5. Чтение рассказа «Прилетели грачи» по Г. Скребицкому.
6. Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Материал: картина А. Саврасова «Грачи прилетели», сюжетные картинки о разных периодах весны (ранняя, поздняя).
Ход занятия.
Дети подходят к картине, рассматривают её, а затем воспитатель задаёт вопросы.
Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?
Дети: Весна
Воспитатель: Какая это весна?
Дети: Это ранняя весна
Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.
Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба
Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.
Воспитатель: Какая земля?
Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.
Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?
Дети: Март
Воспитатель: Как называют его в народе?
Дети: Протальник
Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы
Дети: Апрель - снегогон, май – травень.
Воспитатель: игра «Узнай по описанию».
Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива
Дети: Грач.
Воспитатель: Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением
Дети: Соловей.
Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.
Дети: Береза
Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?
Дети: Старые, изогнутые
Воспитатель: Что творится на берёзах?
Дети: Грачи устраивают гнёзда.
Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий?»
Воспитатель: Что делают грачи?
Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.
Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи».
Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели. Выберут грачи себе парк или рощу. Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат — пора грачихам птенцов выводить.
Грачата — ранние птенцы. На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.
Воспитатель: игра «Подбери слова»
1) Чёрный, крикливый (грач)
2) Старая, изогнутая (берёза)
3) Хмурое, серое (небо)
4) Ранние, шумные (грачата)
Воспитатель: Что ещё изображено на картине?
Дети: Дома
Воспитатель: Что виднеется вдали за берёзами?
Дети: Колокольня
Воспитатель: Что больше всего понравилось в этой картине? Какие краски использовал художник?
Ответы детей
Воспитатель: Мы рассмотрели картину, а теперь давайте составим рассказ по картине. Воспитатель рассказывает один из вариантов, затем просит детей рассказать самостоятельно.
1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.
2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит весна не за горами.
Итог занятия.
Воспитатель: Что вам понравилось сегодня на занятии?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»
Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...
Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова "Грачи прилетели""...
ООД в подготовительной группе:"Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова "Грачи прилетели"
Развитие речи...
Непосредственно – образовательная деятельность: «Коммуникация» Составление рассказа по картине Е. Саврасова «Грачи прилетели»
Непосредственно – образовательная деятельность:...
Описательный рассказ по репродукции А. Саврасова "Грачи прилетели"
Воспитатель: Мислер Светлана ВладимировнаДетский сад «Берёзка», филиал Детского сада «Светлячок»Тюменская область, г. ЗаводоуковскДанный материал будет полезен для ...
Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель:Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.Задачи:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную кра...