Мастер-класс с применением технологии развития критического мышления у дошкольников " Метод шести шляп" и синквейн.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Мастер-класс с применением технологии развития критического мышления у дошкольников " Метод шести шляп"
и синквейн.
Актуальность.
Сегодня существует множество технологий и методов развития критического мышления у дошкольников, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию. Для старшего дошкольного возраста характерен резкий скачёк в речевом развитии, методика описания картинок в этом возрасте уже не может быть основной, поэтому необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания. Мы хотим сегодня вам представить два метода, которые мы применяем в работе с детьми нашей подготовительной группы, это синквейн и метод шесть шляп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_metod_shest_shlyap.docx | 429.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Мастер-класс
для педагогов с применением технологии развития критического мышления у дошкольников»
Подготовила:
Рябухина Полина Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Бердск
2023г.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс технологию по развитию критического мышления у дошкольников.
Актуальность.
Сегодня существует множество технологий и методов развития критического мышления у дошкольников, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию. Для старшего дошкольного возраста характерен резкий скачёк в речевом развитии, методика описания картинок в этом возрасте уже не может быть основной, поэтому необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания. Мы хотим сегодня вам представить два метода, которые мы применяем в работе с детьми нашей подготовительной группы, это синквейн и метод шесть шляп.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать свои мысли.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Правила составления синквейна.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Я предлагаю вам составить синквейн к слову которое я загадаю сейчас:
Край её зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор – загадка
Есть у нашей мамы…(шляпка)
Мы не спроста говорили сейчас о шляпке так как следующий метод, с которым мы с вами познакомимся это метод шесть шляп.
При решении задачи
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.
С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.
А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье.
Приём шесть шляп - это метод критического мышления, который позволяет взглянуть на проблемный вопрос с шести разных сторон. Он подходит для индивидуальной и групповой работы. Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Вот краткое описание каждого из режимов:
| Белая шляпа Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. |
Красная шляпа Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? | |
Желтая шляпа Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? | |
Черная шляпа Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? | |
| Зеленая шляпа Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. |
| Синяя шляпа Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? |
Чтобы всем была понятна данная методика, продемонстрируем ее на примере любимой всеми детьми сказки «Колобок». Давайте подумаем, почему сказка «Колобок» популярна до сих пор? Что же в ней такого, чему она учит наших детей, попробуем разобраться.
«Белая шляпа» - информация.
Вспомним сюжет сказки, факты (без анализа)
«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.
Положительные качества | Вывод |
путешественник любознательный бесстрашный веселый, разговорчивый доверчивый
|
Захотел узнать мир Не боится других зверей (учит не бояться окружающих) Поет песенку, общается (учит общению)
|
«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое.
Отрицательные качества | Вывод |
непослушный нетерпеливый доверчивый любит лесть хвастун
| Слушать старших Учит терпению (съела лиса) Разбираться, что есть добро, что зло.
Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя. |
«Красная шляпа» - чувства.
Чувства, которые испытывает Колобок | Вывод |
радость счастье беспечность | От того, что познает мир, что сумел сбежать; сам себе хозяин |
«Зеленая шляпа» - креативность.
СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями?
| Внешнее сходство. Радостный, как и Колобок. Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.
|
Вывод: в любом возрасте ребенок - это личность, и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Вот Вам разноцветные ладошки, на которых есть вопросы. Прошу Вас ответить на вопросы и поделиться своим мнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...
Презентация "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Технология развития критического мышления...
Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"
Игры и рекомендации для развития критического мышления...
«Технология развития критического мышления у дошкольников».
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности....
СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников
Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...