Литературная экскурсия по произведениям К.И.Чуковского, А.Л.Барто, С. Я. Маршака, С.В.Михалкого для детей дошкольного возраста в библиотеке.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Лычагина Валентина Эрбертовна

Литературная экскурсия по произведениям

К.И.Чуковского,  А.Л.Барто,  С. Я. Маршака, С.В.Михалкогодля детей дошкольного возраста в библиотеке.

 

             Программные задачи:

1. Продолжать углублять интерес детей к творчеству детских писателей К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С.В.Михалкова, С. Я. Маршака.

2.Побуждать детей вспоминать названия и содержание произведений писателей, с которыми они знакомились ранее; испытывать радость от встречи с любимыми сказочными героями.

3. Формировать умение определять название произведений по содержанию отрывков из них и по иллюстрациям.

4. Добиваться от детей выразительного чтения произведений.

5. Систематизировать знания детей о творчестве любимых писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования    Кавказский район.

        Литературная экскурсия по произведениям                              

  К. И. Чуковского, А. Л. Барто,

С. Я. Маршака, С.В. Михалкого

для детей дошкольного возраста в библиотеке.                                                

                                                                                               Разработала и провела:

                                                                                                                учитель-логопед

                                                                                                                МБДОУ д/с № 1

                                                                                                                Лычагина В.Э

                                                     

                                                      2023г

Литературная экскурсия по произведениям

К.И.Чуковского,  А.Л.Барто,

С. Я. Маршака, С.В.Михалкого

для детей дошкольного возраста в библиотеке.

             Программные задачи:

1. Продолжать углублять интерес детей к творчеству детских писателей

К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С.В.Михалкова, С. Я. Маршака.

2.Побуждать детей вспоминать названия и содержание произведений писателей, с которыми они знакомились ранее; испытывать радость от встречи с любимыми сказочными героями.

3. Формировать умение определять название произведений по содержанию отрывков из них и по иллюстрациям.

4. Добиваться от детей выразительного чтения произведений.

5. Систематизировать знания детей о творчестве любимых писателей.

        Предварительная работа: Чтение произведений А.Л. Барто, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В.Михалкова, беседы по ним и рассматривание иллюстраций к ним, заучивание стихотворений, инсценировка, драматизация, театрализованные игры по содержанию произведений, словесные игры «Скажи наоборот»«Узнай героя»«О ком можно так сказать?»«Какой, какая, какие?»«Хорошо, плохо».

        Материал: книги и иллюстрации к произведениям, портреты К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С.В.Михалкова С. Я. Маршака; иллюстрации с изображением предметов по содержанию стихотворения А. Л. Барто

Ход викторины:

1. Краткая беседа о творчестве К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака,  С.В.Михалкова и их биографии.

Цель: продолжать обогащать представления детей о жизни и творчестве детских писателей.

2. Речевая игра «Расскажи стихотворение»

Цели: развивать интонационную сторону речи, память;

активизировать речевую деятельность детей.

Чтение стихотворений детьми из произведений писателей:

К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака,  С.В.Михалкова

Дети рассказывают стихотворения:

           ВЕРБЛЮД

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

    Автор: С. Я. Маршак

КАК БЫ МЫ ЖИЛИ БЕЗ КНИГ 

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Автор: Михалков С.

     

ЛЯГУШАТА

Пять зелёных лягушат

В воду броситься спешат

-Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

 Автор: Агния Барто

МУХА-ЦОКОТУХА

 Муха, Муха — Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

 Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

 А букашки — По три чашки

 С молоком И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

-Именинница!

Автор: Чуковский К.И

3. Игра «Назови сказку»

Цели: закреплять знания детей произведений К.И. Чуковского, подводить детей к осознанию художественных образов писателя.

(Учитель-логопед зачитывает отрывки из сказок К. И. Чуковского, а дети отгадывают)

1) Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Воротитесь, вы немытые домой. (Федорино горе)

2) Кому велено чирикать,

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком! (Путаница)

3) И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень, динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень! (Телефон)

4) И рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую.» (Тараканище)

5) Дорогие гости, помогите!

Паука- злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас

Не покиньте меня в мой последний час… (Муха-Цокотуха)

6) Наступила темнота

Не ходи за ворота…

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал. (Краденое солнце).

7) И прибежала зайчиха,

И закричала: Ай, Ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит).

8) Маленькие дети! Ни за что на свете,

Не ходите в Африку, в Африку гулять!

В Африке акулы, В Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать… (Бармалей)

9) Давайте же мыться плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, корыте, лохани,

В реке, ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде! (Мойдодыр)

4. Викторина по сказкам К. И. Чуковского.

Цель: закреплять знания детей произведений К. И. Чуковского, подводить детей к осознанию художественных образов писателя.

Вопросы Викторины:

1) На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»(на трамвае)

2) Что упало на слониху в сказке «Тараканище»(луна)

3) Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»(они объелись лягушками)

4) Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

5) Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья? (чтобы спеть с ним вместе)

6) Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)

7) Что нес отважный комарик, который спас Муху-Цокотуху? (фонарик и саблю).

8) Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)

9) Профессия Айболита? (доктор)

10) Усатый персонаж сказки К. И. Чуковского? (Тараканище).

11) Какая сказка начинается именинами и заканчивается свадьбой? (Муха-Цокотуха)

12) Какое грозное имя произнес Мойдодыр, после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)

5. «Игра- Путешествие по произведениям С.В.Михалкова».

Задачи: выявить уровень читательской активности детей;

      способствовать пополнению словарного запаса детей,

     расширению их   кругозора.

Цели: обобщение и систематизирование знаний детей о творчестве С.В. Михалкова, формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания, читательской памяти, выразительной речи.

      Учитель-логопед:  Итак, я задаю вам вопросы, за правильный ответ вы получаете фишку. В конце игры-путешествия, подсчитав фишки, мы узнаем, кто лучший знаток стихотворений С. Михалкова.

1.В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин …

- Какое прозвище у него было? (По прозванью Каланча) «Дядя Степа»

2. Назовите фамилию дяди Степы. (Степанов)

3. Кого спас дядя Стёпа во время пожара? (Голубей)

4.Что случилось с Ваней Бородиным в стихотворении «Дядя Стёпа»? (Ваня тонул)

5.Кем служил дядя Стёпа? (Моряком)

6.На дверях висел замок, взаперти сидел щенок.

Все ушли, и одного , в доме заперли его.

- Как звали щенка? (Трезор) «Мой щенок»

7.Появись лекарство это,

Я купил бы два пакета.

Нет, не два, а целых три.

Нужно, что ни говори.

- Вспомните, о каком лекарстве идет речь. (Лекарство от лени) «Чудесные таблетки»

8.Она такая же, как я,

От головы до ног.

И повторяет каждый шаг

И каждый мой прыжок.

- Кто же это? (Тень)

9.Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас,

Только мне звонить четыре,

А ему двенадцать раз.

И живут в квартире с нами…

- Кто живет в квартире еще? (2 ужа, 2 ежа, 2 чижа). «Мы с приятелем»

10.Но теперь, как только Саша

В лифт пытается войти,

Тот ни вверх, ни вниз не хочет

Одного его везти.

- Почему? (Саша рисует на стенах лифта) «Лифт и карандаш»

11.Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

- Как звали котят? (Раз, Два, Три, Четыре, Пять) «Котята»

12. Что случилось с щенком в стихотворении « Мой щенок»? (Щенок сбежал от хозяйки и его укусила пчела)

13. - На чем предложили ездить дяде Степе? (на верблюде)

14.Где служил дядя Стёпа? (А на флоте вы нужны — Послужите для страны!)

15.Какие прозвища были у дяди Стёпы? («Маяк», «Каланча», «Светофор»)

16.Как звали сына дяди Стёпы? (Родился у дяди Стёпы сын по имени Егор!)

Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, о ком пишет стихи С. Михалков? (О детях)

6.Игра-пантомима «Изобрази персонаж» по содержанию стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке»

Цели: продолжать учить детей давать характеристики литературным персонажам; развивать образно-пластическое творчество детей.

Учитель-логопед: зачитывает стихотворения, а дети изображают мимикой и позой характерные черты каждого животного жирафа-великана, достающего ветки высокого дерева, слона, размахивающего хоботом, и его тяжелую походку; передают движением, мимикой и позой поведение тигренка, совят, верблюда по тексту стихотворения.

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Лебеденок

Отчего течет вода

С этого младенца?

Он недавно из пруда,

Дайте полотенца!

Верблюд

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Совята

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Итог: в конце экскурсии, учитель-логопед  еще раз подводит детей к столу с книгами детских писателей и обращает внимание на те из них, которые не были предметом литературной экскурсии, предлагает прочесть их дома с родителями, старшими сестрами или братьями. Изготовить дома книжки своими руками по произведениям писателей: К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака,  С.В.Михалкова и нарисовать детям наиболее понравившиеся им эпизоды из прочитанных  произведений.

Учитель-логопед: Ребята вы большие молодцы, замечательно справились  сегодня со всеми заданиями.         А, я вам приготовила угощение, угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей. Принципы отбора литературных  произведений для чтения детям дошкольного возраста....

Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Презентация для педагогов ДОУ " Литературное произведение как средство развития речи у детей дошкольного возраста"...

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Паспорт познавательно-творческого проекта «Про все на свете» (Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста по-средством литературных произведений С.Я. Маршака)

         Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей...