Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений
методическая разработка по развитию речи
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!
На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материалы нового поколения из методической копилки преподавателя методики речевого развития детей дошкольного возраста. Вашему вниманию предоставляется презентация (слайд - лекция) к уроку по теме: "Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений" (МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей).
«Дистанционное обучение по методике речевого развития дошкольного возраста» — академический образовательный проект, с большим количеством разнообразных дидактических средств обучения: архива лекций по самым разным разделам речевого развития дошкольников; видео семинаров и мастер-классов; дидактических игры и упражнений; схем и таблиц; статей и методических пособий специалистов по дошкольному воспитанию. Изучить материалы лекции по теме: «Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений» вы можете найти в прикрепленном файле
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД
Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.
С уважением, О. Г. Гольская.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие, значение пересказа литературных произведений на развитие детей Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Значение пересказа в формировании монологической речи: качественное и количественное обогащение словаря ; употребление обобщений в активной речи; формирование грамматического строя;
усвоение структуры связных высказываний ; развитие способности к речевому самоконтролю; активизация познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, представления; закрепление правильного произношения; усвоение структуры связных высказываний; развитие способности к речевому самоконтролю.
Вопросы обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений в трудах педагогов и учёных в области дошкольной педагогики и методики речевого развития
Требования к произведениям для пересказа произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).
рассказы К. Д. Ушинского
рассказы Л . Н. Толстого
рассказы М . Пришвина
Рассказы В . Бианки
рассказы Е. Чарушина
рассказы В. Осеевой
рассказы Н. Калининой
Виды пересказа подробный или близкий к тексту ( главным образом , используется в детском саду); краткий или сжатый ; выборочный ; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
Подготовка детей к пересказам п редполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста ); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
о смысленность (полное понимание текста ); п олнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения ; п оследовательность и связность пересказа ; Требования к пересказам детей таковы:
и спользование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами ; п лавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз; в ыразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Подготовка воспитателя к занятию по пересказу литературных произведений состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б ) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в ) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
Методика проведения, структура занятия I . Вводная часть. 1.1. Внесение и рассматривание портрета писателя ( р ассказ воспитателя о писателе, дидактические игры/ упражнения по РР, р ассматривание картины, загадывание загадок, вводная беседа/ вводный вопрос, сюрпризный момент). 1.2.Тематическая пальчиковая физкультминутка. Тайц Яков Моисеевич
II . Основная часть. 2.1. Сообщение темы занятия. 2.2. Первичное чтение произведения воспитателем. 2.3. Беседа по содержанию произведения: а ) вопросы к детям (использование схем - мнемотаблиц); б) словарная работа; в) рассматривание иллюстраций / театра; г) индивидуальная работа над выразительной речью детей . 2.4 . План пересказа (для стар. дош. возраста).
2.5. Повторное чтение произведения с установкой на пересказ. 2.6. Пересказ произведения детьми (отражённый пересказ; по частям; по ролям; от лица персонажа; сопряжённый пересказ). 2.7. Индивидуальная работа (подсказ слова, фразы; указания; отраженная речь). 2.8. Драматизация отрывка из произведения (сказки).
2.9. Процессуальная оценка . 2.10. Физкультминутка для снятия общего утомления, напряжения глаз; психогимнастика/ танцевальные движения. I I I . Заключительная часть. 3.1. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация или (чтение ранее разученных стихов, разучивание или повторе пословиц, чистоговорок / скороговорок; дидактические игры или упражнения по РР; загадывание загадок; драматизация отрывков из литературных произведений). 3.2. Рефлексия.
Домашнее задание Подобрать произведения для пересказа (для одной из возрастной групп). Составить вопросы для беседы по пересказу произведения.
Источники 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006 . Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – м., 2001. 6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004.
Спасибо за внимание и работу на уроке ! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна 7. Короткова О.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982 . 8. Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время.Список произведений изобразительного ...
«О формах , методах и приемах ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
В условиях современного общества педагоги,художники, искусствоведы все чаще выделяют искусство ,как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с различными видами ...
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы...
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного воз...
Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".
Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений
Читайте детям не нотации, а книгиГ. ОстерЗначение пересказа в формировании монологической речи:1) качественное и количественное обогащение словаря ;2) употребление обобщений в активной речи;3) формиро...