Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильтенбаева А.И., воспитатель
Презентация опыта работы по творческой теме:
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки
литературных произведений»
на педсовете №4 от 31.04.2016 г.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе.
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсон С.Г. отмечают, что для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг детей благополучную речевую среду, так как связная речь формируется только в процессе постоянного речевого общения.
Известно, что нельзя обучать детей общению не включив их во взаимодействие друг с другом, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в общение со сверстником.
Из обилия приемов развития связной речи детей дошкольного возраста, выбрала инсценировку. Опыт работы с детьми показал, что дошкольники с удовольствием включаются в инсценировку небольших по содержанию, хорошо знакомых произведений.
Это определило тему моей углубленной работы: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений»
Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитывать интерес к инсценировке литературных произведений, к художественной литературе.
- Воспитывать уверенность в себе.
Формы работы с детьми:
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций
- беседы о прочитанном
- инсценировка литературных текстов, содержащих диалог
- игры драматизации
- наблюдения за повадками животных, птиц
- игры (дидактические, настольно – печатные, пальчиковые, подвижные)
- участие в конкурсах (городских, районных, внутри детского сада)
Средства:
- Совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность детей
- развивающая предметно – пространственная среда
Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей сформируется умение:
- связно, последовательно и логично излагать свои мысли;
- составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки;
- выразительно пересказывать литературный текст
- Сформируется потребность в чтении художественной литературы
Новизна: выстроена система работы с детьми дошкольного возраста по инсценировке небольших по содержанию хорошо знакомых литературных произведений.
Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.
Работу с детьми начала в 2000 году с детьми младшего возраста над развитием речевой активности посредством инсценировки потешек, песенок, коротких стихотворений, содержащих диалог. На тему меня сподвигла проблема речевого развития детей, поступающих в детский сад. С каждым годом процент неговорящих детей растёт.
Росли дети, росла и тема, которая стала звучать «Развитие связной речи детей посредством инсценировки литературных произведений».
Предварительная работа в данном направлении включала в себя:
- изучение научной и методической литературы по развитию связной речи детей дошкольного возраста (Гвоздева А.Н., Ушаковой О.С., Струнининой Е.М., Гербовой В.В. др.)
- проведение диагностики развития связной речи по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»
- разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений», который включает в себя:
- чтение
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- наблюдение за повадками животных, птиц
- инсценировку
- пальчиковые игры
- организацию самостоятельной концертной деятельности детей.
- оформление подборки литературных произведений, содержащих диалог;
- разработка перспективного плана работы с родителями по развитию связной речи детей посредством инсценировки литературных произведений, который включает в себя:
- консультации
- рекомендации
- памятки
- индивидуальные беседы
- практические занятия
- совместное участие в конкурсах
- участие в Дне открытых дверей
- участие в акциях, проектах
- информация на сайте ДОУ, в газете «Аленка»
- оформление развивающей предметно - пространственной среды:
- дидактические игры по развитию речи детей
- пособия по развитию связной речи (альбомы, схемы, иллюстративный материал и др.)
- картотеку пальчиковых игр
- уголок ряженья (Привлекаю родителей по оснащению уголка ряженья: сшили костюмы, сарафаны, косынки, сделали маски, шапочки, принесли разные сумочки, бусы из различного материала)
- разные виды театра
Все находится в доступном для детей месте.
Работу с детьми организую в вечерний и утренний отрезок времени в совместной деятельности взрослого и детей. Часть занятий, игр, бесед входит в рабочую программу и ежедневное чтение художественной литературы, которое предусмотрено в режиме дня.
После чтения литературного произведения провожу беседу по содержанию.
Инсценировка — знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру. Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя.
Инсценировка от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения.
Проводила с детьми такие игровые ситуации: «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Узнай автора книги», «Портрет героя» и др.
В старшей и подготовительной к школе группе большое внимание уделяла мотивации к самостоятельной организации инсценировки. Дети в самостоятельной деятельности организовывали концерты для кукол, для помощников воспитателя, выступили перед родителями на итоговом родительском собрании.
Особое внимание уделяла работе с родителями.
Проведено:
- Индивидуальные беседы («Развитие связной речи», «Часто ли вы читаете с ребенком и обсуждаете прочитанное» и др.)
- консультации, рекомендации, памятки в приёмной и сайте ДОУ:
- «Мы играем –развиваемся»,
- «Развитие речевого дыхания»,
- «Роль художественной литературы в развитии речи детей»,
- «Играйте вместе с детьми»,
- «Игры в кругу семьи»,
- «Речевые игры дома или на улице с ребёнком»,
- «О роли родителей в развитии речи детей»,
- «Игра –инсценировка как средство развития речи ребенка»
- родительское собрание с участием специалистов-логопедов «Развитие связной речи у детей 6 -7 лет»
- открытые занятия по развитию речи в День открытых дверей
- проект «Юрий Гагарин - первый космонавт»
- Акция: «Подари книгу детскому саду» и др.
Родители стали активными участниками образовательного процесса, призерами и победителями конкурсов различного уровня.
Результатом работы по теме является положительная динамика качественного развития связной речи детей с 15 % до 30 % (2012-2015 г.г.)
Дети активные участники и призеры конкурсов различного уровня:
В ДОУ:
- «Осенние фантазии» (2014-2016 г.)
- «Конкурс чтецов» (2014 г.)
- «Радуга талантов- 2015»
- Дефиле национальных костюмов» (2014 г.)
- Конкурс «Синяя птица» (2014 г.)
- Конкурс «Моя любимая книга» (2015 г.)
Муниципальных конкурсов:
- «Мир, согласие, уважение» (Диплом 2 степени, 2014)
- «Здоровому – все здорово» (2014)
- «Улыбки Севера» (2014)
- «Новогодняя елочка» (2014)
- «Защитникам Родины» (2015)
- «Спортивная Россия» (2014)
- «Покормите птиц» (2015)
- «Губернаторские состязания» (Диплом 1 степени,2015)
- «Подарок заповеднику малая Сосьва» (Диплом за участие,2016)
- «Каждой пичужке по кормушке» (2016)
Всероссийских конкурсов:
- «Лыжня России» (Диплом 2 степени, 2015)
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что инсценировка благоприятно влияет на развитие связной речи детей дошкольного возраста:
- дети сами сочиняют сказки;
- повысилась речевая активность детей;
- у них развивается интерес к художественной литературе;
- у детей развита связная речь.
Планирую продолжать работу по теме с вновь набранными детьми. Внести изменения в перспективный план работы с родителями, дополнить развивающую среду играми по развитию речи, обновить театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-897999-1488211208.jpg)
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-897999-1488211208.jpg)
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-897999-1488211208.jpg)
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"
Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-897999-1488211208.jpg)
Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-897999-1488211208.jpg)
Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...
Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»
Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1357372-1674586635.jpg)
Самообразование педагога по теме: ««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».
Самообразование педагога по теме:««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем»....