Конспект занятия по речевому развитию "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Борисенко Наталья Леонидовна

Цель: расширить знания детей по теме "Весна".

Задачи: воспитывать любовь и бережное  отношение к природе.

Развивать умение обогащать и активизировать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_zanyatie.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию, подготовка к обучению к грамоте.

Тема: «Весна» для детей старшей группы комбинированной направленности «Чебурашка».

Цель: расширить знания детей по теме «Весна».

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Продолжать развивать фонематический слух детей.

Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова.

Автоматизация поставленных звуков, развитие речевого дыхания.

Предварительная работа: беседы о времени года – весне, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: иллюстрации весны, картинки: жук, подснежник, жаворонок, мольберт, картина – схема «жук», указка, фишки синего, красного цветов; солнышко с лучиками.

Ход занятия:

  1. Организационно – мотивационная часть

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Подарим друг другу свою улыбку, поздороваемся с гостями и им тоже улыбнемся.

Игровая ситуация «Солнышко просит помощи» (аудиосообщение)
Солнышко: «Здравствуйте, дорогие ребята! Заколдовала меня Зима, спрятала мои лучи за снежными тучками. Помогите мне, пожалуйста! Освободите мои лучики. А для этого надо выполнить задания, я без вашей помощи не справлюсь».
Воспитатель: Поможем Солнышку, ребята?
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Солнышку – нам необходимо выполнить правильно задания, а поможет нам план-карта.

(Дети знакомятся с планом карты).

  1. Основная часть

По плану-карты дети находят лучики.

1 лучик: -Назовите весенние приметы. Какие вы знаете приметы? (Дети перечисляют)

-Днём стало пригревать солнце;

-Стало теплее, день стал длиннее;

-Снег потемнел и стал таять;

-Появляются первые проталины;

-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;

-Начинают бежать ручьи;

-Возвращаются перелётные птицы.

Игра. «Доскажи словечко».

Весной солнце...(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем...(тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла...(оседают, тают)

Весной на деревьях почки...(набухают, лопаются)

Весной ручьи...(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы...(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда...(вьют, строят, делают)

Весной лед на реке...(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы...(появляются, расцветают)

Весной травка...(пробивается, растет, зеленеет).

Воспитатель: Молодцы, вы не забыли весенние приметы! Теперь у солнышка есть первый лучик. Весна - это время пробуждения природы.

Воспитатель: Что же нам показывает план – карта?

2лучик: Дыхательная гимнастика «Цветы распускаются»

Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

3 лучик: Игра с мячом «Семейка весенних слов».

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но от слова "весна" нужно образовать новые слова:

Ветер весной - какой – весенний ветер,

Небо весной – весеннее небо,

Солнце весной – весеннее солнце,

Дождь весной – весенний дождь,

Погода весной – весенняя погода,

Настроение весной – весеннее настроение,

Трава весной – весенняя трава,

Лес весной – весенний лес,

Деревья весной – весенние деревья,

Цветы весной – весенние цветы.

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием. Сразу настроение стало весенним! У солнышка появился новый лучик.

Физминутка.

Солнце, солнце, выходи! (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга).
И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки).
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки вниз).
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и трут плечи).
Чтоб капели звонко пели, (Движение кистей рук, имитирующие падение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками,
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой и опускают вниз)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце землю грей! (Хлопают в ладоши на каждое слово).
Пусть весна придет скорей!

Воспитатель: Ребята, продолжаем на путь.

4 лучик. Игра: «Слоговые домики».

Картинки: жук, подснежник, скворец, зонтик, грач, солнышко, кораблик, гнездо, ручей, облака.

(Дети берут картинку с изображением, делят слово на слоги, определяют количество слогов и помещают на доску. Если в слове 1 слог – под дом с одним окошком, если 2 – с двумя окошками, 3 – с тремя окошками).

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием, давайте мы закличем весну поиграем в народную игру «Идет матушка Весна».

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами».

Воспитатель: Молодцы ребята, вам понравилась игра. Ребята, отправляемся дальше, что же нам покажет наша план- карта.

5лучик:

Весенние загадки:

Черен – да не ворон,

Рогат – да не бык,

Шесть ног – да без копыт.

Летит, воет, сядет – землю роет» (Жук).

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник).

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (жаворонок)

Воспитатель: Какой один и тот же звук слышится в этих словах? (ж).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам измерить эти слова.

Воспитатель: Какое слово короткое?

Воспитатель: В слове жук, сколько звуков? (В слове жук три звука).

Воспитатель: Какой первый звук? (В слове жук первый звук – звук ж).

Воспитатель: Звук ж — это согласный звук, у него нет мягкой пары. Каким цветом мы отмечаем твердый согласный звук? (Согласные всегда отмечают синим цветом).

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове? (После звука ж на втором месте звук у) .

Воспитатель: Каким цветом отмечаем гласные звуки? (Гласные звуки мы отмечаем красным цветом).

Воспитатель: Какой третий звук? (Третий по счету звук «к»).

Воспитатель: Как вы думаете какой это звук и каким цветом его надо отметить? (Твердый согласный звук, синий цвет).

Воспитатель показывает на доске, а дети выкладывают цветные квадратики на своих столах. Затем вместе с воспитателем пальчиком проводят по квадратикам и читают слово – жук.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам чистоговорки со звуком «ж».

Жа-жа-жа – прилетели два чижа,

Жи-жи-жи - просыпаются ежи,

Жу-жу-жу– на двух ежей гляжу.

6 лучик: (Звучит аудиозапись «Весенняя капель»)

Воспитатель: Ой, ребята, что это за звуки? Да, у каждого времени года свои звуки. Какие звуки вы можете услышать весной? (Звуки капели, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы).

Воспитатель: Чтобы весне было у нас тепло, давайте согреем ее ласковыми словами:

Солнце -солнышко,

Капля -капелька,

Ручей - ручеек,

Сосулька - сосулечка,

Дерево -деревце,

Цветок -цветочек,

Трава -травушка,

Туча -тучка,

Лужа-лужица,

Облако -облачко,

Почка -почечка,

Гнездо -гнездышко.

(Дети выкладывают солнышко из лучиков).

Воспитатель: Посмотрите ребята, у солнышка появились лучики, которые будут дарить всем тепло и радость.

Воспитатель: Солнышко весной какое? (яркое, жёлтое, горячее, тёплое, весёлое, круглое, ясное, лучистое).

Солнышко: Спасибо ребята вам за то, что вы помогли мне получить лучики, чтобы ярче светило и помогло Весне победить холод.

  1. Рефлексия

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Скажите, вы любите весну? А за что вы любите весну.

На память о нашей встрече я дарю вам эти Солнышки. Каждому – свое. Раскрасьте их и подарите своим друзьям, сделайте им приятное, порадуйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевой мыслительной деятельности "Занимательное путешествие Мячика Непоседы"

В занятии в игровой форме идёт отработка словаря по теме "Транспорт",  закрепляются знания о профессиях людей, работающих на транспорте, отрабаты вается понимание способа образования сложных слов...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....