Занятие " Буква Н" (лексическая тема "Домашние животные")
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Познакомить детей со звуками н,нь и буквой Н. Занятие связано с лексической темой "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_grupp1.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Конспект занятия в подготовительной к школе группе

для детей с ТНР

по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Звуки [Н]- [Нʼ].  Буква Н»

        

Выполнила:

Учитель – логопед

МКДОУ «Д/с  № 14»

Павловская И.А.

Тема. Звуки [Н]- [Нʼ]. Буква Н.

Цели.

1.Коррекционно-образовательные.

  • Дифференцировать звуки [Н]- [Нʼ].
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Продолжать знакомить детей с понятием «предложение», предлог.
  • Предупреждать дисграфию, дислексию.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику, дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звуков  [Н]-[Нʼ]. Закрепить их правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных коровья, собачья; употребление предлогов за, из-за).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Домашние животные».
  • Развивать связную речь.
  • Развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику, координацию  речи с движением.
  • Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
  • Развивать память, зрительное внимание, мышление.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: проектор, презентация, письмо от главных героев, две свинки, два бантика (зеленый и синий), карточки-конфеты, тарелочки синего и зеленого цветов,  буквы, условные обозначения

( колокольчики, зачеркнутые колокольчики), сенсорные коврики красного, зеленого, синего цветов, чудесный мешочек с колокольчиками  металлическими, наушники, камешки, деревянные фишки, пластмассовые звездочки,  палочки, конфеты.

План занятия.

I   Организационный момент.        

Приветствие.

II   Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика. Игра на развитие дыхания «Голодная собака»
  2. Игра «Звонкие колокольчики».
  3. Сообщение темы занятия. Определение звуков, которыми отличаются слова «Нина», «Ната». Артикуляция звука. Игра «Найди картинку».
  4. Игра «Угостим свинок конфетами»
  5. Знакомство с буквой Н. Выкладывание буквы из камешков.
  6. Упражнение «По деревне мы шагаем» на развитие мелкой моторики пальцев рук.
  7. Игра «Помоги найти животных».
  8. Звуко-буквенный анализ слов Ната, Нина. Игра «Разноцветные коврики».
  9. Игра «Подарки для Наты и Нины».
  10. Ребусы.
  11. Чтение.
  12. Анализ предложения «У Наты ноты».

III. Итоги  занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

 Организационный момент.

Логопед встречает и приветствует  детей.

- Ребята, сегодня к нам в сад пришли гости…Они хотят посмотреть как вы готовитесь к школе.. И мы сейчас поприветствуем всех..

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Здороваются

Дети стоят полукругом

II

1. Артикуляционная гимнастика (стоя на том же месте)

- Чтобы четко говорить надо с язычком дружить.

Жил-был язычок. Проснулся он рано утром. Потянулся (горочка), открыл окно (вот  так). Посмотрел налево, направо, вниз – нет ли луж, вверх – есть ли солнышко. Но увидел  во дворе бодливого козленка (круговые движения головой влево и вправо). И увидел собаку, которая искала косточку, поворачивала головой и нюхала..(поворот головы вправо-вдох, прямо-выдох, поворот влево-вдох, прямо-выдох). Язычок  улыбнулся своим друзьям и побежал умываться…

Проходим на места, но по дороге видим, лежащий на полу мешочек..

- Смотрите ребята, что это в мешочке?...

- Ребята, а что мы сейчас слышим?..( Логопед  звенит колокольчиками.)

- А какие звуки неречевые или речевые?

- А что вы знаете о звуках речевых? А хотите с ними поиграть?

2.Игра «Звонкие колокольчики».

- Проходите  на места.

-  Ребята, сегодня  я получила письмо (вскрываю красивый конверт)

Текст письма:  Здравствуйте ребята! Мы две веселых свинки:

 ( слайд 1: фото свинок)

Ната и Нина! У нас сегодня день рождения, мы приглашаем вас к нам на наш праздник!

-  Вы согласны ребята с ними поиграть?..(Логопед достает бумажных  свинок Нату и Нину..)

3. Сообщение темы занятия. Артикуляция звука.

- Ребята, а как зовут наших именниниц?

-  А как вы думаете какой у Наты любимый звук? А у Нины? А какие это звуки? (Согласные )

- А почему их так назвали…согласные?..

- А что еще у них общего?.. Они оба какие?..  

- А чем отличается звук [Н] от звука [Нʼ]?

- Чтобы произнести твердый звук, куда упирается язычок? А губки в каком положении? (широкий язык упирается в верхние зубки, рот приоткрыт). Воздух идет через носик. А вот когда мы произносим мягкий звук, то язычок опускается за нижние зубы.

- А каким цветом мы будем обозначать твердый звук [Н]? А мягкий звук [Нʼ]? А давайте нашим свинкам подарим банты.. Люба, а Нате какой бант подарим? А Нине? (Одеваем банты синего и зеленого цветов).

-Ребята, а у нас в группе есть имена детей, которые начинаются на звуки [Н, Нʼ]?

4. Игра «Угостим свинок конфетами».

-Ребята нас пригласили на день рождения, как вы думаете, чем мы можем угостить Нину и Нату? А у меня есть как раз конфеты и две тарелочки. Найдите конфету с картинкой, в названии которой мы слышим звук Н или звук [Нʼ]. И угостим  именниниц.

5. Знакомство с буквой Н.

-  Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме. Правильно буквой Н.

- Давайте посмотрим, а на что она похожа?.. ( СЛАЙД  2).  Давайте нарисуем ее в воздухе.

- Посмотрите как она выглядит.. ( СЛАЙД  3).  

- А вы сможете букву Н выложить из различных материалов? ..А Ната с Ниной посмотрят..

- Ребята, а скажите какие друзья есть у свинок? А давайте их найдем..

6. Упражнение на развитие мелкой моторики  «По деревне мы шагаем» (с элементами кинезиологии).

По деревне мы шагаем,       (пальцы шагают)

Видим будки и сараи.          (руки – крест – накрест)

Тики-ти, тики-ти,                  (два раза ударять по коленям

                                                 ребром ладоней, два раза – кулаками)

Животных мы хотим найти…  (одна рука – ребро, другая - кулак и наоборот)

          7. Игра «Помоги найти животных».

(СЛАЙД 4)  

–Где прячется корова? Откуда она выглядывает? А чья морда выглядывает из-за дома?...

 8. Звуко-буквенный анализ слов Ната, Нина..

- А давайте напишем имена свинок.. Разделимся на команды. Команда девочек и команда мальчиков. Девочки напишут имя НИНА. А мальчики НАТА. Надо выложить  звуковые схемы слов  с помощью вот таких разноцветных ковриков и колокольчиков.

- Посчитайте, сколько звуков в слове Ната?

-Назовите 1 звук, 2 звук…4 звук. Маша, назови 1 звук, Люба,  назови последний звук. Назовите гласные звуки, назовите твердые согласные звуки, назовите глухие согласные звуки, а есть у вас звонкие согласные?

- Назовите гласные звуки (И,А). Сколько гласных звуков?

- А сколько слогов в слове?  Почему? Прочитайте слово.

( Аналогично разбирают слово Нина)

-Хорошо мы потрудились!

 

        

9. Игра «Подарки для Наты и Нины» 

- Ну и конечно же на день рождения мы дарим …подарки. (СЛАЙД 5)  

- И подарим мы.. зонт, коньки, ножницы, телефон. А почему именно эти подарки выбраны?..?..)

Нужно красиво сказать про подарок: назвать какой звук слышите и где он стоит.

10. Ребус  картинки: бинт-бант, баран-банан,  коты- ноты)

-Дети, а посмотрите какое задание приготовили Нина с Натой.

- Надо в слове бинт заменить звук и на звук а..

( слайд 6, 7, 8) 

11. Чтение ( СЛАЙД № 9,10)

-Ребята. а  покажем свинкам как мы умеем читать..?

Чтение слогов. Чтение слов.

  1. Анализ предложения «У Нины ноты» (СЛАЙД  11)

Чтение предложения: У Нины ноты.

- Ребята, а что мы сейчас прочитали? (показываю на экране) А из чего состоит предложение? Предложение-это цепочка слов. Слова в предложении пишутся раздельно. Как узнать, что предложение началось? А как узнать, что предложение закончилось?

- А сколько слов в предложении:? (Три). Первое слово? Второе? Третье? А какое самое короткое слово?  Как оно называется?

 

Выполняют упражнение стоя в кругу.

Садятся на полу вокруг мешочка.

Колокольчики, наушники.

Звуки.

Звуки мы произносим и слышим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воздух встречает преграды.

Звонкие.

Звук [н]-твердый, а звук [нʼ]- мягкий

Звук [н] синим

Звук [нʼ] зеленым

Настя, Нелли, Никита, Ника

- Я  угощу конфетой с апельсином Нату, потому что слышу там твердый звук Н.

Выкладывают в парах букву на столах из различных предметов.

Дети перечислят домашних животных.

Дети выполняют движения.

-Корова прячется за домом. Она выглядывает из-за дома. Коровью морду.

Выходят и выкладывают схемы. Слова.

Четыре

Называют звуки.

Делят на слоги.

Два. Потому что мы знаем правило:

 ск-ко в слове гласных, столько и слогов.

 

Потому что мы слышим звуки Н, .Нь.

- В слове зонт я слышу твердый звук Н, он стоит в середине. И подарю я его Нате.

Покажем.

Читают слова

Предложение.

Из слов.

Первое слово начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.  Короткое слово У. Это предлог.

III

Итог занятия.

-Вам понравилось сегодня играть? С какими звуками мы играли? С какой буквой познакомились? А что вам запомнилось? Что показалось трудным?.

-Молодцы! И нам понравилось как вы играли и занимались! А вас свинки  тоже угощают конфетами!

Примерная памятка для самоанализа занятия.

  1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия.
  2. Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики занятия с предыдущей?
  3. Какие задачи решались:  а)образовательная; б)воспитательная; в)задачи развития; г)была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь; д)что явилось главным, стержневым?
  4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?
  5. Оцените содержание, используемые методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
  6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения вы использовали?
  7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность детей в ходе всего занятия.
  8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

При составлении занятия я учитывала потенциальные возможности детей и их интересы. Предварительно мы играли в игры «Звонкие колокольчики», «Разноцветные коврики». Им очень понравились игры, поэтому я включила в занятие эти игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейсы для родителей .Буква З. Лексическая тема: " Домашние животные"

Мероприятия для совместного взаимодействия с  родителями по реализации образовательной программы в период дистанционного обучения....

Кейсы для родителей .Буква Ж. Лексическая тема: " Дикие животные"

Мероприятия для совместного взаимодействия с  родителями по реализации образовательной программы в период дистанционного обучения....

Занятие. Буква Ч (Лексическая тема "Профессии")

Познакомить детей со звуком ч и буквой Ч....

Занятие "Буква С" (лексическая тема "Посуда")

Занятие по обычению грамоте и развитию речи....

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Д. Лексическая тема "Растительный и животный мир Таймыра"

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Д. Лексическая тема "Растительный и животный мир Таймыра"...

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква С. Лексическая тема "Животные жарких стран"

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква С. Лексическая тема "Животные жарких стран"...

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и [Л`], буква Лл

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и  [Л`], буква Лл в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...