Занятие " Буква Н" (лексическая тема "Домашние животные")
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить детей со звуками н,нь и буквой Н. Занятие связано с лексической темой "Домашние животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_grupp1.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
для детей с ТНР
по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Звуки [Н]- [Нʼ]. Буква Н»
Выполнила:
Учитель – логопед
МКДОУ «Д/с № 14»
Павловская И.А.
Тема. Звуки [Н]- [Нʼ]. Буква Н.
Цели.
1.Коррекционно-образовательные.
- Дифференцировать звуки [Н]- [Нʼ].
- Совершенствовать навык чтения.
- Продолжать знакомить детей с понятием «предложение», предлог.
- Предупреждать дисграфию, дислексию.
2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную моторику, дыхание.
- Уточнить артикуляцию звуков [Н]-[Нʼ]. Закрепить их правильное произношение.
- Развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных коровья, собачья; употребление предлогов за, из-за).
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Домашние животные».
- Развивать связную речь.
- Развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
- Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
- Развивать память, зрительное внимание, мышление.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: проектор, презентация, письмо от главных героев, две свинки, два бантика (зеленый и синий), карточки-конфеты, тарелочки синего и зеленого цветов, буквы, условные обозначения
( колокольчики, зачеркнутые колокольчики), сенсорные коврики красного, зеленого, синего цветов, чудесный мешочек с колокольчиками металлическими, наушники, камешки, деревянные фишки, пластмассовые звездочки, палочки, конфеты.
План занятия.
I Организационный момент.
Приветствие.
II Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика. Игра на развитие дыхания «Голодная собака»
- Игра «Звонкие колокольчики».
- Сообщение темы занятия. Определение звуков, которыми отличаются слова «Нина», «Ната». Артикуляция звука. Игра «Найди картинку».
- Игра «Угостим свинок конфетами»
- Знакомство с буквой Н. Выкладывание буквы из камешков.
- Упражнение «По деревне мы шагаем» на развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Игра «Помоги найти животных».
- Звуко-буквенный анализ слов Ната, Нина. Игра «Разноцветные коврики».
- Игра «Подарки для Наты и Нины».
- Ребусы.
- Чтение.
- Анализ предложения «У Наты ноты».
III. Итоги занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
I | Организационный момент. Логопед встречает и приветствует детей. - Ребята, сегодня к нам в сад пришли гости…Они хотят посмотреть как вы готовитесь к школе.. И мы сейчас поприветствуем всех.. Придумано кем-то просто и мудро, | Здороваются Дети стоят полукругом |
II | 1. Артикуляционная гимнастика (стоя на том же месте) - Чтобы четко говорить надо с язычком дружить. Жил-был язычок. Проснулся он рано утром. Потянулся (горочка), открыл окно (вот так). Посмотрел налево, направо, вниз – нет ли луж, вверх – есть ли солнышко. Но увидел во дворе бодливого козленка (круговые движения головой влево и вправо). И увидел собаку, которая искала косточку, поворачивала головой и нюхала..(поворот головы вправо-вдох, прямо-выдох, поворот влево-вдох, прямо-выдох). Язычок улыбнулся своим друзьям и побежал умываться… Проходим на места, но по дороге видим, лежащий на полу мешочек.. - Смотрите ребята, что это в мешочке?... - Ребята, а что мы сейчас слышим?..( Логопед звенит колокольчиками.) - А какие звуки неречевые или речевые? - А что вы знаете о звуках речевых? А хотите с ними поиграть? 2.Игра «Звонкие колокольчики». - Проходите на места. - Ребята, сегодня я получила письмо (вскрываю красивый конверт) Текст письма: Здравствуйте ребята! Мы две веселых свинки: ( слайд 1: фото свинок) Ната и Нина! У нас сегодня день рождения, мы приглашаем вас к нам на наш праздник! - Вы согласны ребята с ними поиграть?..(Логопед достает бумажных свинок Нату и Нину..) 3. Сообщение темы занятия. Артикуляция звука. - Ребята, а как зовут наших именниниц? - А как вы думаете какой у Наты любимый звук? А у Нины? А какие это звуки? (Согласные ) - А почему их так назвали…согласные?.. - А что еще у них общего?.. Они оба какие?.. - А чем отличается звук [Н] от звука [Нʼ]? - Чтобы произнести твердый звук, куда упирается язычок? А губки в каком положении? (широкий язык упирается в верхние зубки, рот приоткрыт). Воздух идет через носик. А вот когда мы произносим мягкий звук, то язычок опускается за нижние зубы. - А каким цветом мы будем обозначать твердый звук [Н]? А мягкий звук [Нʼ]? А давайте нашим свинкам подарим банты.. Люба, а Нате какой бант подарим? А Нине? (Одеваем банты синего и зеленого цветов). -Ребята, а у нас в группе есть имена детей, которые начинаются на звуки [Н, Нʼ]? 4. Игра «Угостим свинок конфетами». -Ребята нас пригласили на день рождения, как вы думаете, чем мы можем угостить Нину и Нату? А у меня есть как раз конфеты и две тарелочки. Найдите конфету с картинкой, в названии которой мы слышим звук Н или звук [Нʼ]. И угостим именниниц. 5. Знакомство с буквой Н. - Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме. Правильно буквой Н. - Давайте посмотрим, а на что она похожа?.. ( СЛАЙД 2). Давайте нарисуем ее в воздухе. - Посмотрите как она выглядит.. ( СЛАЙД 3). - А вы сможете букву Н выложить из различных материалов? ..А Ната с Ниной посмотрят.. - Ребята, а скажите какие друзья есть у свинок? А давайте их найдем.. 6. Упражнение на развитие мелкой моторики «По деревне мы шагаем» (с элементами кинезиологии). По деревне мы шагаем, (пальцы шагают) Видим будки и сараи. (руки – крест – накрест) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударять по коленям ребром ладоней, два раза – кулаками) Животных мы хотим найти… (одна рука – ребро, другая - кулак и наоборот) 7. Игра «Помоги найти животных». (СЛАЙД 4) –Где прячется корова? Откуда она выглядывает? А чья морда выглядывает из-за дома?... 8. Звуко-буквенный анализ слов Ната, Нина.. - А давайте напишем имена свинок.. Разделимся на команды. Команда девочек и команда мальчиков. Девочки напишут имя НИНА. А мальчики НАТА. Надо выложить звуковые схемы слов с помощью вот таких разноцветных ковриков и колокольчиков. - Посчитайте, сколько звуков в слове Ната? -Назовите 1 звук, 2 звук…4 звук. Маша, назови 1 звук, Люба, назови последний звук. Назовите гласные звуки, назовите твердые согласные звуки, назовите глухие согласные звуки, а есть у вас звонкие согласные? - Назовите гласные звуки (И,А). Сколько гласных звуков? - А сколько слогов в слове? Почему? Прочитайте слово. ( Аналогично разбирают слово Нина) -Хорошо мы потрудились!
9. Игра «Подарки для Наты и Нины» - Ну и конечно же на день рождения мы дарим …подарки. (СЛАЙД 5) - И подарим мы.. зонт, коньки, ножницы, телефон. А почему именно эти подарки выбраны?..?..) Нужно красиво сказать про подарок: назвать какой звук слышите и где он стоит. 10. Ребус картинки: бинт-бант, баран-банан, коты- ноты) -Дети, а посмотрите какое задание приготовили Нина с Натой. - Надо в слове бинт заменить звук и на звук а.. ( слайд 6, 7, 8) 11. Чтение ( СЛАЙД № 9,10) -Ребята. а покажем свинкам как мы умеем читать..? Чтение слогов. Чтение слов.
Чтение предложения: У Нины ноты. - Ребята, а что мы сейчас прочитали? (показываю на экране) А из чего состоит предложение? Предложение-это цепочка слов. Слова в предложении пишутся раздельно. Как узнать, что предложение началось? А как узнать, что предложение закончилось? - А сколько слов в предложении:? (Три). Первое слово? Второе? Третье? А какое самое короткое слово? Как оно называется? |
Выполняют упражнение стоя в кругу. Садятся на полу вокруг мешочка. Колокольчики, наушники. Звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Воздух встречает преграды. Звонкие. Звук [н]-твердый, а звук [нʼ]- мягкий Звук [н] синим Звук [нʼ] зеленым Настя, Нелли, Никита, Ника - Я угощу конфетой с апельсином Нату, потому что слышу там твердый звук Н. Выкладывают в парах букву на столах из различных предметов. Дети перечислят домашних животных. Дети выполняют движения. -Корова прячется за домом. Она выглядывает из-за дома. Коровью морду. Выходят и выкладывают схемы. Слова. Четыре Называют звуки. Делят на слоги. Два. Потому что мы знаем правило: ск-ко в слове гласных, столько и слогов.
Потому что мы слышим звуки Н, .Нь. - В слове зонт я слышу твердый звук Н, он стоит в середине. И подарю я его Нате. Покажем. Читают слова Предложение. Из слов. Первое слово начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Короткое слово У. Это предлог. |
III | Итог занятия. -Вам понравилось сегодня играть? С какими звуками мы играли? С какой буквой познакомились? А что вам запомнилось? Что показалось трудным?. -Молодцы! И нам понравилось как вы играли и занимались! А вас свинки тоже угощают конфетами! |
Примерная памятка для самоанализа занятия.
- Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия.
- Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики занятия с предыдущей?
- Какие задачи решались: а)образовательная; б)воспитательная; в)задачи развития; г)была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь; д)что явилось главным, стержневым?
- Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?
- Оцените содержание, используемые методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
- В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения вы использовали?
- Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность детей в ходе всего занятия.
- Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?
При составлении занятия я учитывала потенциальные возможности детей и их интересы. Предварительно мы играли в игры «Звонкие колокольчики», «Разноцветные коврики». Им очень понравились игры, поэтому я включила в занятие эти игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейсы для родителей .Буква З. Лексическая тема: " Домашние животные"
Мероприятия для совместного взаимодействия с родителями по реализации образовательной программы в период дистанционного обучения....
Кейсы для родителей .Буква Ж. Лексическая тема: " Дикие животные"
Мероприятия для совместного взаимодействия с родителями по реализации образовательной программы в период дистанционного обучения....
Занятие. Буква Ч (Лексическая тема "Профессии")
Познакомить детей со звуком ч и буквой Ч....
Занятие "Буква С" (лексическая тема "Посуда")
Занятие по обычению грамоте и развитию речи....
Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Д. Лексическая тема "Растительный и животный мир Таймыра"
Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Д. Лексическая тема "Растительный и животный мир Таймыра"...
Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква С. Лексическая тема "Животные жарких стран"
Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква С. Лексическая тема "Животные жарких стран"...
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и [Л`], буква Лл
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и [Л`], буква Лл в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...