Занятие. Буква Ч (Лексическая тема "Профессии")
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Познакомить детей со звуком ч и буквой Ч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ch.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звук Ч.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Познакомить со звуком [Ч]и буквой Ч

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать  дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Профессии».
  • Развивать фразовую и связную речь.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; буквы, картинки:  профессии, карточки для чтения, ребусы, картинка Чебурашка, смайлики, слоги, многозначные слова.  

План занятия.

I   Организационный момент.

 1.     Психологический настрой на занятие.

II   Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Сообщение темы занятия.

Артикуляция звука Ч.

Упражнение в звуковом анализе.

Речевая зарядка, пальчиковая гимнастика

Знакомство с буквой Ч.

Физкультминутка

Упражнение в  синтезе слова

Работа над многозначностью слова «ручка»

Чтение. Правило.

Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

I

 Организационный момент

Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

II

1.Мимическое упражнение, артикуляционная гимнастика.

-Какое время года наступило? А вы рады приходу весны? Покажите свое настроение. Вам тепло, приятно, вы греетесь на солнышке. (Улыбка)

А покажите как тают сосульки. (Блинчик, иголочка) А какие лужи…( Блинчик: широкий язык чуть-чуть сдвигаем в левую сторону, а потом в правую) Кораблики плывут по волнам (Круговые вращения зыком под верхней и нижней губой) Капель стучит по крыше (Дятел «Тдд-Тдд…) Цветы расцветают…

2.Упражнение на дыхание «Цветок»

Глубокий вдох, на вдохе произносим «Ах!»

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка. Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)

− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке Ч и букве Ч. Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс. Поможем?

4. Артикуляция звука Ч.

Первое задание: (конверт, где лежат карточки)

-Определите, какой звук в названиях этих картинок общий.

− Дайте характеристику звуку «ч».

Звук «ч» − согласный. Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду- язык, верхние зубы.) При произнесении звука ч губы выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка упирается в верхние «бугорки». А еще какой звук Ч? (Глухой) Почему? А еще что мы можем про него рассказать Чебурашке? (Всегда мягкий, обозначается зеленым цветом)

5. Упражнение в звуковом анализе.

 Определение места звука Ч в словах: чайник, грач, ключ, бочка (карточка)

6. Речевая зарядка, пальчиковая гимнастика.

А сейчас время  зарядки, только не обычной зарядки, а речевой (карточки, эспандеры).

Ач-оч-уч, ча-чо-чу

Ча-ча-ча- мы увидели грача. Чу-чу-чу-молоточком я стучу.

Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас.

7. Знакомство с буквой Ч.

− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)

− На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.) Давайте нарисуем ее в воздухе.

8.Физкультминутка

 Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Посмотрим кто самый внимательный.

Если в слове нет звука Ч, то нужно присесть. А если есть, то нужно подпрыгнуть столько раз, сколько в слове слогов ( врач, мяч, щенок, мишка, чашка, чайник, сено, песочница)

-Молодцы!

9. Упражнение в  синтезе слова

Составление слова из букв

 Дидактическая игра «Буквы рассыпались».

− Если вы правильно отгадаете ребус, то узнаете, что возьмет Чебурашка в школу.

 Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку)

А здесь слышится звук «ч»? А где он находится?

10. Работа над многозначностью слова «ручка»

− Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки...Карточка)

− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.) А давайте его научим подсчитывать звуки в слове.

- Посчитайте, сколько звуков? Давайте посчитаем. ( Дети произносят звук, и на каждый произнесенный звук загибают пальчик)

-Назовите 1 звук, 2 звук…5 звук. Даша, назови 1 звук, Карина,  назови последний звук. Назовите гласные звуки, назовите мягкий согласный звук, назовите твердые согласные звуки, назовите гласные звуки (у,а). Сколько гласных звуков? Значит сколько слогов?

- Давайте разделим слово на слоги (прохлопать) РУЧ-КА.

- Назовите 1 слог (руч). Есть ли в этом слоге слияние? Какое? ( ру) Из каких звуков он образован? А звук [ч] где находится? (вне слияния)

- Назовите 2 слог. Как вы думаете это слог слияние? Из каких звуков он образован?

Выкладываем схему слова. Проверяем у друг друга.

11. Чтение. Правило.

12. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии

-Ребята, а люди какой профессии учат в школе? (Учитель) А в названиях каких профессий есть звук Ч? (врач, прачка, пограничник, чистильщик, водопроводчик, часовщик)

Игра «Кто что делает?» ( врач-…лечит, прачка-…стирает…)

III

 Итог занятия

− Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. С каким звуком и какой буквой мы его знакомили ? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)

− Что понравилось на занятии?

-Что не понравилось?

-Попрощаемся с Чебурашкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Фронтальное логопедическое занятие по произношению с элементами грамоты " В гостях у козы Кати. Звук К, буква К" (Лексическа тема "Овощи")

Фронтальное  логопедическое занятие «Звук К, буква К» составлено учителем – логопедом Старыгиной М.А. для детей старшей группы с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Открытое занятие. Звук [Щ]. Буква "Щ". Лексическая тема "Перелётные птицы"

План занятия.I   Организационный момент. 1.     Игра на внимание «Перелётные птицы».II   Основная часть.1.    Упражнение на дыха...

Занятие " Буква Н" (лексическая тема "Домашние животные")

Познакомить детей со звуками н,нь и буквой Н. Занятие связано с лексической темой "Домашние животные"...

Занятие "Буква С" (лексическая тема "Посуда")

Занятие по обычению грамоте и развитию речи....