Методическая разработка на тему: «В гостях у сказки»
методическая разработка по развитию речи

Репьёва Инна Владимировна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «В гостях у сказки»

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития коммуникативных, творческих, познавательных, умственных способностей дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей.

Теоретический материал содержит в себе основные направления работы со сказкой, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов.

Практический материал включает подборку игр, упражнений, конспектов интегрированных видов образовательной детской деятельности, а также конспектов логопедических занятий с детьми «В гостях у сказки».

Оглавление:

-Актуальность.

-Содержание и задачи работы со сказкой.

-Методика работы со сказкой

-Заключение

-Практический материал.

-Список использованных источников.

«Людям, никогда не читавшим сказок, говорил профессор, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить»

Чарльз де Линт. Волчья Тень

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки, он не знакомы с персонажами и героями русских или классических авторских сказок.

Актуальность разработки определяется уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

В своей работе я хочу показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки воспитатель постепенно формирует начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.

В данной разработке предлагаются конспекты занятий, которые могут использовать педагоги в своей работе с детьми.

Влияние сказок на умственное развитие дошкольника.        

Умственное развитие-это степень развития у ребенка познавательных процессов (мышления и речи, памяти, внимания и воображения), сформированность умения раздумывать, обосновывать свои мнения, строить собственные суждения, пользоваться понятиями, обобщениями и т.п.

Методы и приёмы работы по развитию воображения, расширению кругозора, креативности:

  • творческие задания,
  • лексические упражнения, литературные игры,
  • сказочные задачи,
  • использование пословиц и поговорок
  • театрализация
  • инсценирование

Методы и приёмы по развитию мыслительных процессов:

  • рассматривание,
  • обсуждение сюжета сказок, её героев на занятиях в детском саду,
  • вопросы педагога,
  • работа с персонажами,
  • работа с детьми непосредственно на территории проекта,
  • логические рассуждения по серии сюжетов.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Задачи, решаемые с помощью сказок:

  1. Формирование ценностного отношения к жизни,
  2. Гармоническое развитие человека
  3. Воспитание чувства долга, справедливости, ответственности
  4. Воспитание моральных качеств личности дошкольников
  5. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать
  6. Заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра:

  • Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
  • Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
  • Сложность событий, внешних столкновений и борьбы, что делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.
  • Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
  • Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.
  • Поучительный опыт

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Влияние сказок на развитие речи

С помощью сказок логопед обогащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умения описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

  • Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
  • Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.  Поведение ребенка формируется   не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение сказок в занятия позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузой, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

     Методика работы со сказкой:

1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, так как важны чувства и мнение ребёнка.

     Заключение

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Для решения данной проблемы необходимо осуществлять работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка - близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы поведения и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

  • Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
  • Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
  • Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
  • Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
  • Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
  • Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Сказка находит верный путь к сердцу ребёнка, влияет на развитие мировоззрения, отношения ребенка к учебе, товарищей, родных, учит быть правдивым, честным, откровенным, презирать неправду, бороться с грубостью, ленью, безразличием, одним словом – раскрывает лучшие душевные качества. Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В данном приложении авторы предлагают конспекты различных видов детской деятельности, которые помогут педагогам ввести героев сказок в повседневную жизнь дошкольников.

     Список использованных источников:

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-61999/  © Shkolazhizni.ru

http://planetadetstva.net

http://nsportal.ru

http://doshvozrast.ru

ЛИТЕРАТУРА

1.    Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», Т.И. Бабаева.

2.    «Комплексные занятия в II младшей группе детского сада» Т.И. Бондаренко.

3.    «Развиваем восприятие (3-4 года)» А. Левина. Издательство ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис 2004 год.

Приложение 1

Лексические упражнения по сказкам

1) Лексическое упражнение  «Какой? Какая?»   (по сказке «Три медведя»)

Цель: учить детей подбирать прилагательные к предложенным словам, учитывая их характерные особенности.

Материал:

- картинки по содержанию сказки.

Инструкция к использованию: воспитатель называет героя сказки, а дети подбирают к нему как можно больше прилагательных, которые передают его характерные особенности.

2) Лексическое упражнение «Скажи ласково» (по сказке «Колобок»)

Цель: развивать активный словарь детей.

Материал: сказка «Колобок»

Инструкция к использованию: упражнение проводится преимущественно после чтения сказки, после чего воспитатель предлагает детям назвать ласково животных сказки.

3) Лексическое упражнение «Кто встретился Колобку на дорожке?» (по сказке «Колобок»)

Цель: развивать умение детей внимательно слушать сказку и добирать слова в соответствии с ситуацией и уместным их употреблением.

Материал: сказка «Колобок», картинки с животными

Инструкция к использованию: воспитатель читает детям сказку, а затем спрашивает: «Кто встретился Колобку на дорожке?», а дети подбирают подходящую картинку.

Пересказ содержания прослушанной сказки

1) Сказка «Гуси-лебеди»

Воспитатель задаёт вопросы после прослушанной детьми сказки:

—  Как называется сказка?

—  О ком в ней рассказывается?

—  Почему гуси-лебеди унесли Иванушку?

—  Как девочка ответила на просьбы яблони, печки и речки?

—  Что сказали ей в ответ печка, яблоня, речка?

—  Кто помог сестричке выручить брата?

__ Почему на обратном пути печка, яблоня и речка помогали детям?

__  Правильно ли девочка вела себя на обратном пути к дому?

__ Чем заканчивается сказка?

Взрослый предлагает желающим детям пересказать содержание сказки. Пересказ может быть цельным, по частям (командами), коллективный, творческий, выборочный или же инсценировка за ролями.

                                                       

Приложение 2

Игры

Игра «Узнай сказку»

Воспитатель читает детям отрывки из сказок и предлагает вспомнить их названия.

1) «…Подошла Машенька к избушке, в дверь постучала, а только никто ей не открыл, медведи ведь в лес ушли, и дома никого не было. Вошла тогда Машенька в дом и осмотрелась.  И увидела Машенька две комнаты.» (сказка «Три медведя»)          

2) «…Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.…» (сказка «Гуси-лебеди»)

3) «…Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке…» (сказка «Колобок»)                                                          

4) «…Поклонились сыновья отцу. Взял каждый из них по стреле и вышли они в чисто поле. Натянули они свои луки и пустили стрелы. Упала стрела старшего сына во дворе одного землевладельца. Подобрала стрелу его дочь. Упала стрела среднего сына во широком дворе одного из купцов. И подняла стрелу купеческая дочь. А стрела младшего сына, Ивана царевича, взвилась высоко, и упала неведомо куда. Шел он, шел, и пришел к болоту. Видит – сидит лягушка и держит стрелу. Говорит ей Иван царевич: «Лягушка, лягушка, отдай мне стрелу». А лягушка ему отвечает: «Возьми меня замуж!». «Да что ты! Как же я женюсь на лягушке?» "Возьми меня. Ведь это судьба твоя". Опечалился Иван царевич. Делать нечего, взял он лягушку и понес ее..». (Сказка «Царевна-лягушка)

                                     

   Приложение 3

Языковые тренировки

1) Языковая тренировка к сказке «Колобок»

Воспитатель предлагает детям:

— Придумать  шутливые вопросы: бабе, деду, колобку.

— Решить проблемный вопрос: «Почему лиса съела колобка?»

— Отправить срочную телеграмму деду и бабе. (Обсуждение телеграммы)

— Подходит ли поговорка к сказке: «Кто хвалится, тот с горы свалится»?

2) Языковая тренировка к сказке «Репка»

Воспитатель предлагает детям:

— Повторить фразы из сказки: «Дед за репку» тихо – громко – тихо; быстро – медленно – быстро.

— Поставить частицу «не» перед словом «репка». Что будет? Что вырастил           дед?

— Подходят ли поговорки к сказке: «Одна ласточка весны не делает», «Дружба дружбой, а служба службой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «В гостях у сказки»

Данная методическая разработка  посвящена проблеме развития коммуникативных, творческих, познавательных, умственных способностей дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказо...

Методическая разработка "Тематический день "В гостях у сказки"

Представлен конспект тематичского дня недели "В гостях у сказки" для детей средней группы...

методическая разработка к проекту "В гостях у сказки"

Автор проекта – Имбер Наталья Степановна, воспитатель  первой квалификационной категории старшей группы ГБДОУ №35 Колпинского района.Проект предназначен для детей старшего и дошкольного воз...

Методическая разработка для воспитателей "В гостях у сказки"

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего его мира....

Методическая разработка. Педагогический проект "В гостях у сказки"

Обогащение и углубление представлений детей средней группы о русских народных сказках....