«Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
статья по развитию речи
В настоящее время детские сады посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, и наш детский сад не исключение. Большую часть детей составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с сохраненным слухом и интеллектом, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Коррекция недостатков речи у таких детей требует систематических занятий и многократного повторения речевого материала, это отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, повышение утомляемости, нежелание посещать занятия.
Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, повысить уровень мотивации, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Цифровые технологии дают возможность учителю-логопеду оптимизировать коррекционно-развивающий процесс в целом и индивидуализировать логопедическую работу с учетом структуры речевого нарушения в частности.
В работе с детьми дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий я учитываю требования Федерального государственного образовательного стандарта, ФОП, ФАОП, а также выполнения санитарных правил.
Не секрет, что современного ребёнка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, пособиями), так как с раннего детства он включен в видеосреду.
Передо мной постоянно стоит вопрос о повышении уровня мотивации у таких детей к логопедическим занятиям.
Здесь мне на помощь приходит интерактивное оборудование «Логопедический стол «Logo PRO mini».
Интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов.
Его использование в логопедической деятельности позволяет: в процессе обучения создать комфортную психологическую атмосферу; повысить мотивацию к учебной деятельности, повысить общую работоспособность; развивать высшие психические функции ребенка; максимально эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу; помогает сделать образовательный процесс увлекательным, динамичным, интересным.
В логопедическом столе имеются базовые программные обеспечения «ЛогоСтрана», «РАСкройся Миру», «АзбукоСлов», «Эфектон студио». Эти программы вызывают у детей познавательный интерес; способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.
Хочу представить несколько способов использования интерактивного стола в моей работе:
1-й способ это игры и упражнения: Множество интерактивных игр и заданий специально разработаны для развития речи и логопедической работы.
Для меня, учителя-логопеда, хорошим подспорьем в работе с детьми стало использование интерактивных программ от образовательного портала «Мерсибо».
Интерактивные игры портала «Мерсибо» позволили мне вести коррекционную работу с детьми с ТНР по следующим направлениям:
- звукопроизношение;
- артикуляционная и мимическая моторика;
- просодические компоненты речи (дыхание, темп, ритм);
- фонематические процессы, фонематический анализ, синтез;
- лексико-грамматические средства языка;
- связная речь;
- мелкая моторика.
Играя в компьютерные игры, обучающиеся с ТНР попадают в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои
компьютерной игры предлагают ребёнку направить грузовик с грузом в нужное направление (отработка звонких и глухих согласных) или помочь поросятам спрятаться от волка (правильно определить слоги), дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у детей восторг! Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает занятие более эффективным и интересным.
Дети с ТНР учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной игрой (программой) проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчинять свои действия поставленной цели.
Ребенку нравится развивающая игра, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере.
Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», он просто играет! А игре присущи такие черты, как:
- Свободная развивающая деятельность.
- Творческий характер.
- Эмоциональная приподнятость.
- Наличие правил содержания игры, последовательность её развития.
2-й способ использования интерактивного стола - видеопрезентации: Интерактивный стол позволяет показывать видеоролики и презентации на большом экране, что помогает визуализировать звуки, слова и фразы. Я использую такие материалы для демонстрации правильного произношения, а также для обучения частям речи и грамматике.
3-й способ - работа с картинками и рисование: Интерактивный стол допускает использование стилуса или пальца, что позволяет детям рисовать и обозначать объекты и идеи прямо на экране. При использовании этих функций у детей: развиваются умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, в движении; эффективнее тренируется память и внимание; активнее пополняется словарный запас; развивается координация движений глаз и рук; воспитывается сосредоточенность и целеустремленность; развивается воображение, образное мышление, формируются творческие способности.
Важной частью работы учителя-логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.
Следует отметить, что стол «Logo PRO mini» не может быть использован как
демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивного стола проводиться на основании рекомендаций СанПиН № 2.4.3648-20 п.2.10.2 и п.3.5.9 - продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей в возрасте 5-7 лет - 5-7 минут (до 5 лет использование электронных средств обучения (ЭСО) запрещено), соблюдая при этом условия для сбережения здоровья обучающихся.
При использовании интерактивного оборудования и интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР мною были отмечены следующие положительные моменты:
1. Сформировалась потребность в речевом общении, пополнении активного
и пассивного словаря.
2. У многих детей сократились сроки автоматизации звуков в речи.
3. Дети легче усвоили понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, форма, цвет и величина и другие.
4. Сформировалось умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
5. У большинства обучающихся сформировались такие качества как
внимательность, целеустремлённость, сосредоточенность.
Интерактивный стол «Logo PRO mini»- это не палочка-выручалочка, которая за одно занятие перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, интерактивные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Безусловно, можно работать и не имея интерактивного стола и тоже
добиваться успехов и высоких результатов. Но если позволяет возможность,
то при использовании такого оборудования, образовательная среда станет
намного интереснее и увлекательнее как для детей, так и для педагога.
Использование интерактивного оборудования дает положительный эффект, делает работу учителя-логопеда более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_interaktivnyh_tehnologiy.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение интерактивных технологий в
коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
В настоящее время детские сады посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, и наш детский сад не исключение. Большую часть детей составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с сохраненным слухом и интеллектом, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Коррекция недостатков речи у таких детей требует систематических занятий и многократного повторения речевого материала, это отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, повышение утомляемости, нежелание посещать занятия.
Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, повысить уровень мотивации, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Цифровые технологии дают возможность учителю-логопеду оптимизировать коррекционно-развивающий процесс в целом и индивидуализировать логопедическую работу с учетом структуры речевого нарушения в частности.
В работе с детьми дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий я учитываю требования Федерального государственного образовательного стандарта, ФОП, ФАОП, а также выполнения санитарных правил.
Не секрет, что современного ребёнка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, пособиями), так как с раннего детства он включен в видеосреду.
Передо мной постоянно стоит вопрос о повышении уровня мотивации у таких детей к логопедическим занятиям.
Здесь мне на помощь приходит интерактивное оборудование «Логопедический стол «Logo PRO mini».
Интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов.
Его использование в логопедической деятельности позволяет: в процессе обучения создать комфортную психологическую атмосферу; повысить мотивацию к учебной деятельности, повысить общую работоспособность; развивать высшие психические функции ребенка; максимально эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу; помогает сделать образовательный процесс увлекательным, динамичным, интересным.
В логопедическом столе имеются базовые программные обеспечения «ЛогоСтрана», «РАСкройся Миру», «АзбукоСлов», «Эфектон студио». Эти программы вызывают у детей познавательный интерес; способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.
Хочу представить несколько способов использования интерактивного стола в моей работе:
1-й способ это игры и упражнения: Множество интерактивных игр и заданий специально разработаны для развития речи и логопедической работы.
Для меня, учителя-логопеда, хорошим подспорьем в работе с детьми стало использование интерактивных программ от образовательного портала «Мерсибо».
Интерактивные игры портала «Мерсибо» позволили мне вести коррекционную работу с детьми с ТНР по следующим направлениям:
- звукопроизношение;
- артикуляционная и мимическая моторика;
- просодические компоненты речи (дыхание, темп, ритм);
- фонематические процессы, фонематический анализ, синтез;
- лексико-грамматические средства языка;
- связная речь;
- мелкая моторика.
Играя в компьютерные игры, обучающиеся с ТНР попадают в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои
компьютерной игры предлагают ребёнку направить грузовик с грузом в нужное направление (отработка звонких и глухих согласных) или помочь поросятам спрятаться от волка (правильно определить слоги), дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у детей восторг! Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает занятие более эффективным и интересным.
Дети с ТНР учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной игрой (программой) проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчинять свои действия поставленной цели.
Ребенку нравится развивающая игра, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере.
Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», он просто играет! А игре присущи такие черты, как:
- Свободная развивающая деятельность.
- Творческий характер.
- Эмоциональная приподнятость.
- Наличие правил содержания игры, последовательность её развития.
2-й способ использования интерактивного стола - видеопрезентации: Интерактивный стол позволяет показывать видеоролики и презентации на большом экране, что помогает визуализировать звуки, слова и фразы. Я использую такие материалы для демонстрации правильного произношения, а также для обучения частям речи и грамматике.
3-й способ - работа с картинками и рисование: Интерактивный стол допускает использование стилуса или пальца, что позволяет детям рисовать и обозначать объекты и идеи прямо на экране. При использовании этих функций у детей: развиваются умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, в движении; эффективнее тренируется память и внимание; активнее пополняется словарный запас; развивается координация движений глаз и рук; воспитывается сосредоточенность и целеустремленность; развивается воображение, образное мышление, формируются творческие способности.
Важной частью работы учителя-логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.
Следует отметить, что стол «Logo PRO mini» не может быть использован как
демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивного стола проводиться на основании рекомендаций СанПиН № 2.4.3648-20 п.2.10.2 и п.3.5.9 - продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей в возрасте 5-7 лет - 5-7 минут (до 5 лет использование электронных средств обучения (ЭСО) запрещено), соблюдая при этом условия для сбережения здоровья обучающихся.
При использовании интерактивного оборудования и интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР мною были отмечены следующие положительные моменты:
1. Сформировалась потребность в речевом общении, пополнении активного
и пассивного словаря.
2. У многих детей сократились сроки автоматизации звуков в речи.
3. Дети легче усвоили понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, форма, цвет и величина и другие.
4. Сформировалось умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
5. У большинства обучающихся сформировались такие качества как
внимательность, целеустремлённость, сосредоточенность.
Интерактивный стол «Logo PRO mini»- это не палочка-выручалочка, которая за одно занятие перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, интерактивные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Безусловно, можно работать и не имея интерактивного стола и тоже
добиваться успехов и высоких результатов. Но если позволяет возможность,
то при использовании такого оборудования, образовательная среда станет
намного интереснее и увлекательнее как для детей, так и для педагога.
Использование интерактивного оборудования дает положительный эффект, делает работу учителя-логопеда более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных игр в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
В данной статье рассказано об использовании в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями речи компьютерных игр электронного пособия «Развитие речи. Учимся говорить прави...
мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»
мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...
Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов, по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...
"Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
Сообщение на тему "Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"...
С Т Е Н Д О В Ы Й Д О К Л А Д Тема: «Применение ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подход...
Практикум для воспитателей ДОУ.«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
Практикум для воспитателей ДОУ " Круги Луллия как игровая технология развития речи дошкольников "...
«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР»
Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной те...