«Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
статья по развитию речи

Гладких Маргарита Константиновна

В настоящее время детские сады посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, и наш детский сад не исключение. Большую часть детей составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с сохраненным слухом и интеллектом, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Коррекция недостатков речи у таких детей требует систематических занятий и многократного повторения речевого материала, это отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, повышение утомляемости, нежелание посещать занятия.

Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, повысить уровень мотивации, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Цифровые технологии дают возможность учителю-логопеду оптимизировать коррекционно-развивающий процесс в целом и индивидуализировать логопедическую работу с учетом структуры речевого нарушения в частности.

В работе с детьми дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий я учитываю требования Федерального государственного образовательного стандарта, ФОП, ФАОП, а также  выполнения  санитарных правил.

Не секрет, что современного ребёнка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, пособиями), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

Передо мной постоянно стоит вопрос о повышении уровня мотивации у таких детей к логопедическим занятиям.

Здесь мне на помощь приходит интерактивное оборудование «Логопедический стол «Logo PRO mini».

Интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов.

Его использование в логопедической деятельности позволяет: в процессе обучения создать комфортную психологическую атмосферу; повысить мотивацию к учебной деятельности, повысить общую работоспособность; развивать высшие психические функции ребенка; максимально эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу; помогает сделать образовательный процесс увлекательным, динамичным, интересным.

В логопедическом столе имеются базовые программные обеспечения «ЛогоСтрана», «РАСкройся Миру», «АзбукоСлов», «Эфектон студио». Эти программы вызывают у детей познавательный интерес; способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.

Хочу представить несколько способов использования интерактивного стола в моей работе:

1-й способ это игры и упражнения: Множество интерактивных игр и заданий специально разработаны для развития речи и логопедической работы.

Для меня, учителя-логопеда, хорошим подспорьем в работе с детьми стало использование интерактивных программ от образовательного портала «Мерсибо».

Интерактивные игры портала «Мерсибо» позволили мне вести коррекционную работу с детьми с ТНР по следующим направлениям:

- звукопроизношение;

- артикуляционная и мимическая моторика;

- просодические компоненты речи (дыхание, темп, ритм);

- фонематические процессы, фонематический анализ, синтез;

- лексико-грамматические средства языка;

- связная речь;

- мелкая моторика.

Играя в компьютерные игры, обучающиеся с ТНР попадают в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои

компьютерной игры предлагают ребёнку направить грузовик с грузом в нужное направление (отработка звонких и глухих согласных) или помочь поросятам спрятаться от волка (правильно определить слоги), дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у детей восторг! Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает занятие более эффективным и интересным.

Дети с ТНР учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной игрой (программой) проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчинять свои действия поставленной цели.

Ребенку нравится развивающая игра, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере.

Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», он просто играет! А игре присущи такие черты, как:

  1. Свободная развивающая деятельность.
  2. Творческий характер.
  3. Эмоциональная приподнятость.
  4. Наличие правил содержания игры, последовательность её развития.

2-й способ использования интерактивного стола - видеопрезентации: Интерактивный стол позволяет показывать видеоролики и презентации на большом экране, что помогает визуализировать звуки, слова и фразы. Я использую такие материалы для демонстрации правильного произношения, а также для обучения частям речи и грамматике.

3-й способ - работа с картинками и рисование: Интерактивный стол допускает использование стилуса или пальца, что позволяет детям рисовать и обозначать объекты и идеи прямо на экране. При использовании этих функций у детей: развиваются  умения ориентироваться  в пространстве и на плоскости, в движении; эффективнее тренируется память и внимание; активнее пополняется словарный запас; развивается координация движений глаз и рук; воспитывается сосредоточенность и целеустремленность; развивается воображение, образное мышление, формируются творческие способности.

Важной частью работы учителя-логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям  задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

Следует отметить, что стол «Logo PRO mini» не может быть использован как

демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивного стола проводиться на основании рекомендаций СанПиН № 2.4.3648-20 п.2.10.2 и п.3.5.9 - продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей в возрасте 5-7 лет - 5-7 минут (до 5 лет использование электронных средств обучения (ЭСО) запрещено), соблюдая при этом условия для сбережения здоровья обучающихся.

При использовании интерактивного оборудования и интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР мною были отмечены следующие положительные моменты:

1. Сформировалась потребность в речевом общении, пополнении активного

и пассивного словаря.

2. У многих детей сократились сроки автоматизации звуков в речи.

3. Дети легче усвоили понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, форма, цвет и величина и другие.

4. Сформировалось умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

5. У большинства обучающихся сформировались такие качества как

внимательность, целеустремлённость, сосредоточенность.

Интерактивный стол «Logo PRO mini»- это не палочка-выручалочка, которая за одно занятие перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, интерактивные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Безусловно, можно работать и не имея интерактивного стола и тоже

добиваться успехов и высоких результатов. Но если позволяет возможность,

то при использовании такого оборудования, образовательная среда станет

намного интереснее и увлекательнее как для детей, так и для педагога.

Использование интерактивного оборудования дает положительный эффект, делает работу учителя-логопеда более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_interaktivnyh_tehnologiy.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение интерактивных технологий в

коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» 

В настоящее время детские сады посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, и наш детский сад не исключение. Большую часть детей составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с сохраненным слухом и интеллектом, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. 

Коррекция недостатков речи у таких детей требует систематических занятий и многократного повторения речевого материала, это отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, повышение утомляемости, нежелание посещать занятия.

Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, повысить уровень мотивации, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Цифровые технологии дают возможность учителю-логопеду оптимизировать коррекционно-развивающий процесс в целом и индивидуализировать логопедическую работу с учетом структуры речевого нарушения в частности.

В работе с детьми дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий я учитываю требования Федерального государственного образовательного стандарта, ФОП, ФАОП, а также  выполнения  санитарных правил.

Не секрет, что современного ребёнка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, пособиями), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

Передо мной постоянно стоит вопрос о повышении уровня мотивации у таких детей к логопедическим занятиям.

Здесь мне на помощь приходит интерактивное оборудование «Логопедический стол «Logo PRO mini».

Интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов.

Его использование в логопедической деятельности позволяет: в процессе обучения создать комфортную психологическую атмосферу; повысить мотивацию к учебной деятельности, повысить общую работоспособность; развивать высшие психические функции ребенка; максимально эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу; помогает сделать образовательный процесс увлекательным, динамичным, интересным.

В логопедическом столе имеются базовые программные обеспечения «ЛогоСтрана», «РАСкройся Миру», «АзбукоСлов», «Эфектон студио». Эти программы вызывают у детей познавательный интерес; способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.

Хочу представить несколько способов использования интерактивного стола в моей работе:

1-й способ это игры и упражнения: Множество интерактивных игр и заданий специально разработаны для развития речи и логопедической работы.

Для меня, учителя-логопеда, хорошим подспорьем в работе с детьми стало использование интерактивных программ от образовательного портала «Мерсибо».

Интерактивные игры портала «Мерсибо» позволили мне вести коррекционную работу с детьми с ТНР по следующим направлениям:

- звукопроизношение;

- артикуляционная и мимическая моторика;

- просодические компоненты речи (дыхание, темп, ритм);

- фонематические процессы, фонематический анализ, синтез;

- лексико-грамматические средства языка;

- связная речь;

- мелкая моторика.

Играя в компьютерные игры, обучающиеся с ТНР попадают в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои

компьютерной игры предлагают ребёнку направить грузовик с грузом в нужное направление (отработка звонких и глухих согласных) или помочь поросятам спрятаться от волка (правильно определить слоги), дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у детей восторг! Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает занятие более эффективным и интересным.

Дети с ТНР учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной игрой (программой) проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчинять свои действия поставленной цели.

Ребенку нравится развивающая игра, он в нее играет и вместе с этим, автоматически и без усилий обучается основам работы на компьютере.

Подобное обучение происходит очень быстро — ребенок ведь не «учится», он просто играет! А игре присущи такие черты, как:

  1. Свободная развивающая деятельность.
  2. Творческий характер.
  3. Эмоциональная приподнятость.
  4. Наличие правил содержания игры, последовательность её развития.

2-й способ использования интерактивного стола - видеопрезентации: Интерактивный стол позволяет показывать видеоролики и презентации на большом экране, что помогает визуализировать звуки, слова и фразы. Я использую такие материалы для демонстрации правильного произношения, а также для обучения частям речи и грамматике.

3-й способ - работа с картинками и рисование: Интерактивный стол допускает использование стилуса или пальца, что позволяет детям рисовать и обозначать объекты и идеи прямо на экране. При использовании этих функций у детей: развиваются  умения ориентироваться  в пространстве и на плоскости, в движении; эффективнее тренируется память и внимание; активнее пополняется словарный запас; развивается координация движений глаз и рук; воспитывается сосредоточенность и целеустремленность; развивается воображение, образное мышление, формируются творческие способности.

Важной частью работы учителя-логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям  задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

Следует отметить, что стол «Logo PRO mini» не может быть использован как

демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивного стола проводиться на основании рекомендаций СанПиН № 2.4.3648-20 п.2.10.2 и п.3.5.9 - продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей в возрасте 5-7 лет - 5-7 минут (до 5 лет использование электронных средств обучения (ЭСО) запрещено), соблюдая при этом условия для сбережения здоровья обучающихся.

При использовании интерактивного оборудования и интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР мною были отмечены следующие положительные моменты:

1. Сформировалась потребность в речевом общении, пополнении активного

и пассивного словаря.

2. У многих детей сократились сроки автоматизации звуков в речи.

3. Дети легче усвоили понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, форма, цвет и величина и другие.

4. Сформировалось умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

5. У большинства обучающихся сформировались такие качества как

внимательность, целеустремлённость, сосредоточенность.

Интерактивный стол «Logo PRO mini»- это не палочка-выручалочка, которая за одно занятие перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, интерактивные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Безусловно, можно работать и не имея интерактивного стола и тоже

добиваться успехов и высоких результатов. Но если позволяет возможность,

то при использовании такого оборудования, образовательная среда станет

намного интереснее и увлекательнее как для детей, так и для педагога.

Использование интерактивного оборудования дает положительный эффект, делает работу учителя-логопеда более интересной и разнообразной, способствует большей заинтересованности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных игр в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

В данной статье рассказано об использовании в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями речи компьютерных игр электронного пособия «Развитие речи. Учимся говорить  прави...

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...

Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов,  по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...

"Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

Сообщение на тему "Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"...

С Т Е Н Д О В Ы Й Д О К Л А Д Тема: «Применение ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подход...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР»

Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной те...