«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР»
статья по логопедии
Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной технологии в работе учителя-логопеда, как многофункционального средства, способствующей возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krugi_lulliya_2.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульмина Е.В.
учитель - логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»
г. Абакан, РФ
Кравченко М. В.
учитель - логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»
г. Абакан, РФ
«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР»
Аннотация:
Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной технологии в работе учителя-логопеда, как многофункционального средства, способствующей возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.
Ключевые слова:
Игровая технология, круги Луллия, дети с ОНР, лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, слоговая структура слова, учитель-логопед.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал «логическую машину» в виде бумажных кругов. С тех пор, круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Это средство многофункционального характера делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС.
На сегодняшний день, существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Данное пособие способствует созданию эмоционально благоприятной ситуации, возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: технология, с одной стороны развивает и активизирует речь ребенка в игре, с другой – в процессе, сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Поэтому, круги Луллия являются эффективным средством при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР.
Круги Луллия бывают нескольких видов: горизонтальные, вертикальные, закрытого типа. Мы используем в своей работе горизонтальный вид кругов: конструкцию из трех колец, каждое из которых поделено на четыре сектора. На каждый сектор круга помещается картинка, которая крепиться на липучки, сверху находиться стрелка. В своей практике используем сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг, для разных игр. Количество задействованных кругов варьируется в зависимости от коррекционных задач.
С помощью данной игровой технологии мы решаем следующие задачи:
1) Закрепление произношения поставленных звуков в речи;
2) Развитие фонематических процессов;
3) Уточнение и активизация словарного запаса;
4) Совершенствование слоговой структуры слова;
5) Формирование структуры предложения;
6) Совершенствование развития связной речи.
Работа проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми и в самостоятельной игровой деятельности. Планирование игр осуществляется в зависимости от коррекционных задач образовательной деятельности.
Предлагаем несколько игровых заданий с использованием речевого материала на закрепление поставленных звуков в речи, развитие фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, формирование лексико-грамматических категорий.
Игра «Живое – не живое»
На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы). Придумать предложение с заданной парой картинок.
Игра «Определи звук»
На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом - предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные. Соединить картинку с символом первого звука в слове.
Игра «Крути, звук [Ш] правильно произноси»
На одном круге символ звука, на другом предметные картинки с автоматизируемым звуком. Проговорить слова с заданным звуком.
Игра « Посчитай слоги»
На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки. Соединить картинку с тем количеством точек, сколько слогов в слове.
Игра «Придумай предложение»
На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки. Составить предложение с заданными словами.
Игра «Наоборот»
На двух кругах картинки, противоположные по значению. Предлагается подобрать пару объектов противоположных по значению. (Например: здоровый - больной, твёрдый - мягкий, кислый - сладкий)
Игра «Один - много»
На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге- с изображением нескольких предметов. Необходимо подобрать пару. (Например: дерево - деревья, карандаш - карандаши и т.д)
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Круги Луллия стали, для нас, эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.
Литература:
1.Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
2.Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014
3.Афонькина Ю.А., Борисова О.Э., Белотелова Т.Э. «Как научить дошкольника правильно думать»
4.Сидорчук Т.А. Лелюх С.В. «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»
Интернет ресурс: https://infourok.ru/statya-dlya-vospitateley-doshkolnih-uchrezhdeniy-na-temu-takie-zagadochnie-i-zanimatelnie-krugi-lulliya-3368707.html
Шульмина Е.В., Кравченко М.В., 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круги Луллия в работе учителя-логопеда ДОУ
В своей работе по развитию речи детей я использую дидактическое пособие «круги Луллия» как одно из средств развития и обогащения словаря, грамматического...
мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»
мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...
Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов, по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...
С Т Е Н Д О В Ы Й Д О К Л А Д Тема: «Применение ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подход...
Практикум для воспитателей ДОУ.«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
Практикум для воспитателей ДОУ " Круги Луллия как игровая технология развития речи дошкольников "...