«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР»
статья по логопедии

Кравченко Марина Викторовна

Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной технологии в работе учителя-логопеда, как многофункционального средства, способствующей возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krugi_lulliya_2.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Шульмина Е.В.

учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»

г. Абакан, РФ

Кравченко М. В.

учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»

г. Абакан, РФ

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР» 

Аннотация:

Статья раскрывает содержание коррекционной работы учителя-логопеда с использованием игровой технологии «Круги Луллия» с детьми с ОНР. Целью статьи является описание эффективности данной технологии в работе учителя-логопеда, как многофункционального средства, способствующей возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

Ключевые слова:

Игровая технология, круги Луллия, дети с ОНР,  лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, слоговая структура слова, учитель-логопед.

 В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал «логическую машину» в виде бумажных кругов. С тех пор, круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Это средство многофункционального характера делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС.

На сегодняшний день, существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Данное пособие способствует созданию эмоционально благоприятной ситуации, возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: технология, с одной стороны  развивает и активизирует речь ребенка в игре, с другой – в процессе, сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Поэтому, круги Луллия являются эффективным средством при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР.

 Круги Луллия бывают нескольких видов: горизонтальные, вертикальные, закрытого типа. Мы используем в своей работе горизонтальный вид кругов: конструкцию из трех колец, каждое из которых поделено на четыре сектора. На каждый сектор круга помещается картинка, которая крепиться на липучки, сверху находиться стрелка. В своей практике используем сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг, для разных игр. Количество задействованных кругов варьируется в зависимости от коррекционных задач.

С помощью данной игровой технологии мы решаем следующие задачи:

1) Закрепление произношения поставленных звуков в речи;

2) Развитие фонематических процессов;

3) Уточнение и активизация словарного запаса;

4) Совершенствование слоговой структуры слова;

5) Формирование структуры предложения;

6) Совершенствование развития связной речи.

Работа проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми и в самостоятельной игровой деятельности. Планирование игр осуществляется в зависимости от коррекционных задач образовательной деятельности.

 Предлагаем несколько игровых заданий с использованием речевого материала на закрепление поставленных звуков в речи, развитие фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, формирование лексико-грамматических категорий.

Игра «Живое – не живое»

На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы). Придумать предложение с заданной парой картинок.

Игра «Определи звук»

На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом - предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные. Соединить картинку с символом первого звука в слове.

Игра «Крути, звук [Ш] правильно произноси»

На одном круге символ звука, на другом предметные картинки с автоматизируемым звуком. Проговорить слова с заданным звуком.

                                Игра « Посчитай слоги»

На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки. Соединить картинку с тем количеством точек, сколько слогов в слове.

Игра «Придумай предложение»

 На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки. Составить предложение с заданными словами.

Игра «Наоборот»

На двух кругах картинки, противоположные по значению. Предлагается подобрать пару объектов противоположных по значению. (Например: здоровый - больной, твёрдый - мягкий, кислый - сладкий)

Игра «Один - много»

На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге- с изображением нескольких предметов. Необходимо подобрать пару. (Например: дерево - деревья, карандаш - карандаши и т.д)

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Круги Луллия стали, для нас, эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.

Литература:

1.Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.

2.Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014

3.Афонькина Ю.А., Борисова О.Э., Белотелова Т.Э. «Как научить дошкольника правильно думать»

4.Сидорчук Т.А. Лелюх С.В. «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»

Интернет ресурс: https://infourok.ru/statya-dlya-vospitateley-doshkolnih-uchrezhdeniy-na-temu-takie-zagadochnie-i-zanimatelnie-krugi-lulliya-3368707.html                           

                                                            Шульмина Е.В., Кравченко М.В., 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги Луллия в работе учителя-логопеда ДОУ

        В своей работе по развитию речи детей я использую дидактическое пособие «круги Луллия» как одно из средств развития и обогащения словаря, грамматического...

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...

Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов,  по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...

С Т Е Н Д О В Ы Й Д О К Л А Д Тема: «Применение ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подход...