«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака - санитар».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

В конспекте описано, как учить последовательно  составлять рассказ, используя серию сюжетных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «Составление рассказа по серии  сюжетных картинок «Собака - санитар».

Программное содержание.

  1. Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий.
  2. Формировать представление о композиции рассказа.
  3. Продолжать обучение построению рассказа, умению выстраивать сюжетную линию высказывания, грамматически правильно оформлять предложение.
  4. Развивать долговременную память.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Собака – санитар», тетради, простые карандаши.

 Предварительная работа: беседы о войне, чтение литературных произведений: С. Алексеев «Первая колона», А.Митяев «Мешок овсянки». Смотреть: «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М. Просвещение. 1990 г. стр. 323 -327.

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

«О каком животном говорят: «…- друг человека». (О собаке).

«Дети, подберите к слову «собака» - слова – признаки. Собака, какая?» (Умная, послушная, верная, большая, преданная, выносливая, сторожевая, служебная, злая, санитарная).

2. Основная часть занятия.

Беседа.

«Какой праздник отмечается 9 Мая? С кем воевал советский народ? Кто защищал нашу родину от фашистов?». (Ответы детей).

Работа с сюжетными картинками.

Детям предлагается серия сюжетных картинок «Собака - санитар».

«Посмотрите внимательно на картинки и расставьте их в нужной последовательности, по порядку. Что случилось в начале, что потом, что в самом конце».

Беседа по содержанию картинок.

«Что изобразил художник на картинках? Какое событие?»

(Войну).

«О ком хотел рассказать художник?»

(О солдате, о собаке).

«Рассмотрите первую картинку. Кто изображён на ней?»

(Солдат).

«Что произошло с солдатом?»

(Солдат был ранен в ногу).

Динамическая пауза.

«Оловянный солдатик».

«Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на левой,

если ты солдатик смелый».

Продолжаем работу с картинками.

«А теперь подумайте и скажите, что делал солдат до того момента, что нарисовал художник?».

(Шёл бой. Солдат дрался с фашистами).

«Рассмотрите вторую картинку. Кто изображён на ней?»

(Солдат и собака).

«Кого увидел солдат?».

(Солдат увидел собаку).

«Что у собаки было на спине?».

(На спине у собаки была сумка с красным крестом).

«Что могло лежать в сумке?».

(В сумке лежали бинты и вата).

«Во время войны таких собак называли санитарными. Рассмотрите третью картинку. Что на ней изображено?».

(Солдат взял бинт и перевязал себе рану).

«Как вы думаете, куда убежала собака?».

(Позвать на помощь, привести санитаров).

«Что было потом?»

(Собака привела санитаров, солдата положили на носилки и унесли в госпиталь).

«Придумайте, что могло быть потом».

(Солдат выздоровел и снова пошёл воевать с фашистами).

Детям предлагается образец рассказа «Собака – санитар».

«Была война. Шёл бой. Солдат дрался с фашистами. Он был ранен в ногу. Вдруг солдат увидел собаку. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там лежали бинты и лекарства. Раненый достал бинт и перевязал себе рану. А собака убежала и вскоре привела санитаров. Скоро солдат выздоровел и снова пошёл воевать с фашистами».

Трём – четырём детям предлагается пересказать рассказ. Его можно поделить на части.

Динамическая пауза.

 «Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться».

3. Игра «Что сначала, что потом?».

Педагог произносит предложение с перепутанным порядком действия, дети восстанавливают порядок.

«Солдат был ранен и начался бой».

«Солдат упал, и солдат был ранен».

«Солдат перевязал рану и достал бинт».

«Собака привела санитаров и убежала».

«Солдата увезли в госпиталь и положили на носилки».

«Солдат пошёл на войну и выздоровел».

4. Работа в тетради.

Дорисуй огни фейерверка.

5.Работа с рассказом.

Детям предлагается вспомнить рассказ и пересказать его.

(Два ребёнка).

6. Зрительная гимнастика.

«Сильно потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глаза». Два раза.

7. Итог занятия.

 Обобщающая беседа. Самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".

Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...

"Составление рассказов по серии картинок"

Материалы по развитию речи для родителей....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...