ООД «Возвращение птиц» Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект по речевому развитию для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvrashchenie_ptits.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Возвращение птиц»
Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
Цель: создание условий для развития связной речи.
Задачи:
Совершенствовать речь детей.
Формировать интерес к образному слову.
Поддерживать желание пересказывать текст.
Продолжать обучать составлять план в виде графических мнемотаблиц.
Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения.
Закреплять умение отвечать полным ответом.
Формировать интерес к познавательной и коммуникативной деятельности.
Расширять представления о последовательности возвращения перелётных птиц.
Прививать заботливое отношение к птицам.
Вызывать интерес к живой и неживой природе.
Содержание ОД.
(Включить аудиозапись). Голос кукушки.
-Чей это голос? (Кукушки) Воспитатель выносит картинку кукушки, прикреплённую к палке. Кукушка это перелётная или зимующая птица? (Перелётная). Каких птиц мы называем перелётными?
(Говорит от имени кукушки).
-Мы, кукушки прилетаем в родные края, когда весна уже заканчивается и начинается лето. Нам очень хочется знать, какие птицы возвращаются первыми, а какие за ними. И какие происходят изменения в это время. Я летом видела, как вы ходите на прогулку, наблюдаете за природой и рассказываете, что увидели. Может, и сейчас вы прогуляетесь в весенний лес, понаблюдаете, вспомните и, когда вернётесь, мне расскажите.
-Ребята, как вы думаете, сможем мы составить рассказ для кукушки? Но что нам нужно сделать сначала? (Прогуляться, понаблюдать, вспомнить). Чтобы ничего не забыть, я возьму блокнот и буду записывать всё, что мы увидим и вспомним.
Прежде чем отправиться вспомним, некоторые, правила поведения в лесу. А помогут нам в этом знаки. (Воспитатель показывает знаки, дети называют правила).
(Идут и подходят к импровизированной проталине).
-Как называется место, где стаял снег и видна прошлогодняя трава или земля? (Проталина.). Как называется птица, которая первой прилетает на первые проталины? (Грач). Зачем грач прилетает на проталины? Чтобы найти червяка и съесть его. Пойдём наблюдать дальше. Подходят к импровизированной реке. (Включить шум реки) . Солнце стало светить ярче. Что произошло на реках? (Стал таять лёд). Как называется явление, когда уходит лёд? (Ледоход). Что за птица прилетает, когда начинается ледоход? (Трясогузка). А почему её так называют. (Потому, что она скачет и трясёт своим хвостиком). Правильно. А место где начинает расти хвост птиц, называют гузкой.
За какой птицей мы будем наблюдать, вы узнаете отгадав загадку.
Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец).
Среди веток я вижу птицу. Как она называется? (Скворец). Что это за домик, возле которого сидит скворец? (Скворечник). А что необычного вы знаете про скворца? (Скворец может издавать звуки, которые слышит вокруг). Скворец поёт на все голоса.
Что можно сказать про почки на деревьях? (Почки набухают и появились листочки). Пойдём дальше.
К концу весны, когда природа надевает зелёный наряд, просыпаются все насекомые. Как вы понимаете выражение «природа надевает зелёный наряд»? (Всё становится зелёным, потому, что вырастают листочки и трава). В это время возвращаются ласточки. Чем отличаются ласточки от других птиц? ( Раздвоенный кончик хвоста).
Дидактическая игра «Из двух одно». Цель: формирование грамматического строя речи.
Посмотрите, у ласточки белая грудь. Как можно её назвать одним словом? Ласточка какая? (Белогрудая). У ласточки острые крылья. Как можно её назвать одним словом? Ласточка какая? (Острокрылая).
Заканчивается весна и заканчивается наша прогулка. Пойдём в группу, и не будем мешать птицам, заниматься своими делами. Какое важное дело у перелётных птиц весной? Свить гнёзда и вырастить потомство. (Возвращаются назад).
Присаживайтесь, смотрите на экран и внимательно слушайте, что я записала во время нашего наблюдения. (На экране появляются картинки в соответствии с текстом). Воспитатель читает текст.
-Наступила весна, из жарких стран в родные края, стали возвращаться перелётные птицы.
Первыми прилетели грачи в своих чёрных нарядах и стали собирать червяков на первых проталинах.
А когда на реках начался ледоход, прилетели трясогузки. Они стали бегать вдоль берега, ловить первых комаров и потряхивать своим хвостиком.
Весной на деревьях начинают набухать почки. В это время возвращаются скворцы в свои скворечники и начинают петь на все голоса. К концу весны, когда природа надевает зелёный наряд, просыпаются все насекомые. Это время для возвращения острокрылых, белогрудых с раздвоенными хвостами ласточек.
Птицы прилетают в родные края, чтобы свить гнёзда и вывести потомство.
Ребята, я прочитала запись в блокноте после наших наблюдений. Но вы не все умеете читать.
Что мы можем составить вам для подсказки. (План-схему, мнемотаблицу).
(Составляют мнемотаблицу).
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают.
Птички крошки собирают. «Клюют».
Перышки почистили. Погладить руки,
Клювики почистили. Погладить носики.
Птички летают, поют, Машут руками.
Зернышки клюют. «Клюют».
Или
Физкультминутка «Солнышко»
Солнышко, солнышко, Руки вверх и медленно опускают
Золотое донышко. по бокам.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Руки вперёд волнообразные движения.
Прилетели сто грачей, Машут руками.
А сугробы тают, тают. Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Медленно встают.
Повторное чтение и пересказ детьми для кукушки (3-4 ребёнка) с опорой на мнемотаблицу.
Кукушка благодарит детей за интересный рассказ, прощается и улетает. (Воспитатель скрывает кукушку и выводит её на экран, где она летит вдаль и исчезает).
Рефлексия. Как вы думаете, нам удалось помочь кукушке? (Да). Я тоже думаю, что удалось, так как кукушке понравился наш рассказ. Что понравилось вам? (Ответы детей). А мне понравилось, что вы такие отзывчивые, всегда готовы помочь, внимательные, любите наблюдать и умеете рассказать. Я вам подарю мнемотаблицу к этому рассказу, чтобы вы по ней смогли рассказать ребятам и родителям наш рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа " Составление рассказа по серии картинок «Находчивый мышонок».
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...
конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа по серии картинок "Раненая птица""
Материал и д/игры для обучения связной речи у детей 6-7 лет....
конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.Развитие связной речи. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"...
Методика «Составление рассказов по серии картинок» речевой продукт детей средней группы
Методика ОТСМ-ТРИЗ "Составление рассказа по серии сюжетных картинок" (готовые речевые продукты детей)....
Консультация для педагогов из опыта работы: «Составление рассказов по серии сюжетных картинок в старшей логопедической группе
Методика работы с картинками для детей потребует внимания и регулярности занятий. Серии картинок для детского сада или домашнего использования для ...