Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр
консультация по развитию речи (старшая группа)

Савина Елена Владимировна

 

       Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова и образованию слов.

         Дидактические игры формируют речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, развивается правильное звукопроизношение, развивается связная речь, способствующая правильному выражению своих мыслей. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни ].

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

        Дидактические игры имеют большое значение в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игра рассматривается как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ. В игре дети закрепляют речевые умения, уточняют представления о речевых явлениях, приобретают способность свободно пользоваться лексическими и грамматическими средствами языка.

        Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова и образованию слов.

        Дидактические игры формируют речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, развивается правильное звукопроизношение, развивается связная речь, способствующая правильному выражению своих мыслей. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни ].

        Совместно с речевым развитием осуществляется и познавательное развитие в дидактических играх. Так как игра содействует расширению представлений об окружающем мире, улучшению внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Собственно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения. Подчас ребенок, играя, незаметно для себя постигает те знания и умения, какие мы полагаем необходимым ему предоставить. Дидактические игры приносят детям радость, удовольствие, интерес познания. Всякая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. А значит, способствует развитию связной речи и интеллектуальных способностей детей.

        Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в практической деятельности многих педагогов и трудах ученых. Конечно, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры всегда занимали и занимают особое место.

        Стоит отметить, что дидактическая игра имеет свои признаки. Характерными ее признаками являются: наличие общей цели участников игры, разнообразие ролевых целей при выработке решения, распределение ролей между участниками игры, взаимодействие участников игры, которые выполняют те или иные роли, моделирование ситуаций учебно-воспитательного характера и принятия учебно-педагогических решений, альтернативность решений, коллективная выработка решений, наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников [7].

        Главной задачей многих словесных игр является нахождение антонимов и синонимов. Также, они развивают речь ребят: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли.

        Для правильного и современного процесса речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических упражнений и игр, нужно реализовать некоторые организационно – педагогические условия. Такие как: объяснение правил и хода игры, обращая внимание на четкое выполнение правил и поведение при этом. Например, что они разрешают и подписывают, а что запрещают, ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, используемом в игре. Здесь можно провести краткую беседу, показывая картинки и предметы, уточняющие представление и знания детей о них, показ игровых действий для правильного выполнения действий или ига может не привести к нужному результату. Возможно, дети будут подсматривать, когда по правилам нужно закрыть глаза, нужно определить роль воспитателя в игре, подведение итогов игры – наиболее ответственный момент в руководстве ею. По результатам, получаемые в игре, можно судить о том будет ли она использоваться с интересом в самостоятельной игровой деятельности ребят и их эффективности.

        Вопросы, поставленные детям при подготовке к дидактическим играм, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

        Подготавливая дидактическую игру старшим дошкольникам с целью развития связной речи, конечно, важно учитывать их возрастные особенности. Для детей данного возраста свойственен интерес ко всему новому и необычному, следовательно, они увлеченно будут выполнять различные творческие задания. Важно предоставить ребятам самостоятельность в выборе игры, тогда роль сыграет мотив соревнования, который их побудит находить собственное творческое решение.

        Роль воспитателя при проведении самой игры также изменяется. Важно четко познакомить детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточнить их понимание играющими, вместе с ними участвовать в игре, с целью выяснения того, насколько ее правила усвоены. Далее можно предложить ребятам поиграть самостоятельно, следя за процессом игры, чтобы не возникали различного рода конфликтные ситуации.

        Стоит отметить, что в играх детей старшего дошкольного возраста правила становятся сложнее и больше по количеству и, конечно, воспитателю стоит хорошо усвоить их и общую последовательность игровых действий, прежде чем давать детям.

        Итак, дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие связной речи, так как игра – ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, применяя её на занятии возможно очень продуктивно выстроить образовательный процесс, интересный ребятам. Воспитанниками будет усвоена грамотно организованная речь, применяемая в различных условиях на практике. Речевая практика может быть усвоена через дидактические игры, являющиеся практической деятельностью, помогающую проверить усвоили ли дети речевые навыки и смогут ли они их применить в нужный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Отчет по теме «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»

Заниматься с ребенком с задержкой речевого развития в детском саду и дома — так, чтобы было интересно и ребенку и взрослому....

Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"

laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....

Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»

Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»...

Развитие речи старших дошкольников посредством дидактической игры

Актуальность.К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.Обра...