Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»
консультация
Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_konsultatsiya.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
--Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
--Формирование грамматического строя речи:
- работа над морфологией, т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
- словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
- соединение основ (сок выжимает — соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
- названия детёнышей животных;
- названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
- названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
- синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
--Словарная работа:
- правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
- активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
- устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
--Развитие связной речи:
- овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
- умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» — т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
Пособия должны быть внешне привлекательными.
Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
--игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
---настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
---словесные игры (без наглядного материала).
Игры с мячом
В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.
«Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Составь предложение», «Подскажи словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:
- повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
- обеспечивается психологический комфорт;
- дети запоминают большое количество речевого материала;
- активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи у дошкольников младшего возраста посредством игр"
консультация...
Отчет по теме «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»
Заниматься с ребенком с задержкой речевого развития в детском саду и дома — так, чтобы было интересно и ребенку и взрослому....
Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"
laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....
Мастер-класс для родителей "Развитие речи старших дошкольников посредством лего-комплектов "Построй свою историю"
laquo;Построй свою историю» - набор предназначен для изучения русского и иностранного языков.«Построй свою историю» - предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарн...
Консультация для родителей- "Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр"
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрДорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для ...
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактической игры
Актуальность.К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.Обра...
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр
Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрог...