Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»
материал по развитию речи (старшая группа)
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_vek_globalnoy_kompyuterizatsii_vsyo_ostree_vstaet_vopros_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии
«интерактивной папки»
в игровой деятельности детей»
Воспитатель: Романова Элла Валериевна
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется больше внимания речевому развитию и формированию культуры речевого общения дошкольников.
Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В дошкольном образовании описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого периода – игре.
Работа с детьми дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для успешного развития речи дошкольников.
Так сейчас нами широко используется технология «интерактивной папки» в игровой деятельности детей, как дидактическое средство для развития речи воспитанников, которое легко изготовить своими руками. Интерактивная папка интересна и полезна тем, что её делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материалов тематической недели.
Интерактивная папка (лэпбук) - это современное доступное средство обучения, которое отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- трансформируемость – интерактивная папка позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Интерактивную папку можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
- вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В интерактивной папке существует несколько вариантов использования каждой его части;
- доступность интерактивной папки обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
- насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
- интерактивная папка для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и сверстниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- интерактивная папка для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- интерактивная папка для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
Работа с интерактивной папкой отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Работа с интерактивными папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе, провести эксперименты. В ходе работы с интерактивными папками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение интерактивных папок в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Данная работа осуществляется с учётом основных дидактических и методических принципов:
- принцип взаимосвязи сенсорного развития,
- умственного и речевого развития,
- принцип обеспечения активной речевой практики,
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Работа с интерактивными папками способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Содержание интерактивных папок подбирается с учетом возможности развития всех сторон речи, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.
После изготовления нескольких интерактивных папок (лэпбуков) и продолжительного времени работы с ними пришла к выводу, что проводимая работа с ними, вносит много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединяет детей, родителей и детей, педагогов и детей, педагогов и родителей, то есть социально направлена.
2. Дети (конечно же, вместе с родителями) учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться; проявляют самостоятельность при работе с интерактивной папкой.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в интерактивных папках способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи, проявлению повышенного интереса к содержанию.
5. И не менее важно, общению детей и взрослых нет предела! Каждому хочется что-то рассказать, добавить, уточнить и очень часто придумать что-то новое, своё. Дети начинают задавать много вопросов, делиться и общаться друг с другом. Всё это без сомнений поможет им в школе!
Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Пользуясь данным дидактическим пособием, ребенок обязательно научится самостоятельно познавать и собирать информацию.
Таким образом, изучив опыт работы по использованию технологии «интерактивной папки», можно сделать вывод о том, что эта новая форма работы не только даёт возможность узнать интересы и потенциал детей и развить их, но и легко, играя, способствовать развитию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...
Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы".
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....
Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»
Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка...
Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».
Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...
Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Повышение уровня знаний по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...