Развитие речи старших дошкольников посредством дидактической игры
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Ляшова Мария Юрьевна

Актуальность.

К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:

- учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

- совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

- совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

В работе с детьми были обнаружены противоречия:

- между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.

Проблема речевого развития стоит наиболее остро, в связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».

Цель: способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

•расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

•развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;

•обучать детей составлению описательного рассказа;

• развивать логическое мышление;

•формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.

Описание пособия

«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. В состав игры входит один большой матерчатый круг. Круг, диаметром 100 см сделан из ткани, поделенный на сегменты (в эти сегменты кладутся карточки-схемы. В центре большого круга кладётся объект, путем выбора ребёнка. Дети будут использовать объект при составлении описательного или творческого рассказа), карточки (буквы, цифры, признаки, сюжетные картинки для составления сказок-рассказов и т.д.), знак вопроса (для определения с кого начинается игра).

Форма организации игры – подгрупповая до 8 детей, или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей.

Дидактическое пособие «Речевая карусель» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дидактическое пособие «Речевая карусель» является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Является доступным и развивающим пособием. Оно безопасное, красочное, что представляет интерес для детей.

Главная особенность этого пособия - вариативность. Игра может легко видоизменяться, что позволяет у детей развивать гибкость ума, фантазию, творческие способности. Использование данной игры облегчает усвоение материала, повышает эффективность речевой деятельности, его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Интеграция образовательных областей ещё один положительный момент: дети учатся взаимодействовать во время речевого общения, выражать свои мысли, в процессе всей игры дети находятся в движении, получают знания об окружающем мире, используется музыкальное сопровождение.

Вариативность- главная особенность этого пособия. Примерные варианты игр с данным пособием. Начинается игра со слов:

Еле-еле, еле-еле…

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом….,

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите!

раз-два, раз-два —

Вот и кончилась игра!

 

 

Игры с использованием пособия

Название игры

Описание игры

 

 

 

1

«Опиши предмет»

Цель: развитие словаря детей по лексическим темам. по признакам (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма).

В сегментах разложены карточки обозначающие признаки: (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма). Выбирается предмет, который будут описывать по признакам. Дети по очереди называют признак  в соответствии с карточкой.

 

2

«Угадай профессию»

Цель: закрепить знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии.

В сегментах лежат картинки с различными предметами, дети по очереди называют их, а потом отгадывают профессию. Можно попросить ребёнка рассказать об этом предмете для чего он нужен (это микрофон, он нужен журналисту, чтобы брать интервью у людей) и т. д.

 

3

«Расскажи сказку»

Цель: формирование навыков пересказа со зрительной опорой.

На круге размещаются предметные картинки. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т.д. по смыслу

 

4

«Состав числа»

Цель: формирование математических представлений.

В центре карусели «круга» размещено число. Деткам предлагается прокатить на карусели. Но на карусель пускают только тех, у которых  есть карточки с числами, при сложении которых должно получиться число, которое видим в центре карусели. Детки при помощи педагога подбирают нужные карточки

 

5

«Говорящая азбука»

Цель- развитие речи детей

В круге размешаются буквы. Начинает тот игрок, которому выпал знак вопроса. Ребенок подбирает к букве слова (картинки) с определенным звуком в начале (середине или в конце) слова

 

6

«Небылица»

Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое-небылицу(составить предложение)

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса со словами «Жил(а)- был (а)» Каждый последующий ребенок с опорой на карточку ,схему придумывает несуществующий признак или действие для данного объекта, составляя предложение. Последний из игроков с помощью педагога повторяет рассказ «Небылицу»

 

 

Благодаря дидактическому пособию «Речевая карусель» дети учатся взаимодействовать друг с другом, обогащается словарный запас, познают окружающий мир, сохраняется положительный эмоциональный фон.

Представленный дидактический материал поможет справиться с трудностями речевого развития у детей, а так же в организации образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: учебное пособие / Н.С. Жукова; – М.: Эксмо, 2014г
  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; – М.: Эксмо, 2011г.
  3. Курицына, Э.М., Тараева, Л.А. Игры на развитие речи.: дидактический и методический материал/ Э.М. Курицына, Л.А. Тараева;– М.: РОСМЭН, 2014г.
  4. Пятница, Т.В. Речевые нарушения: практическое пособие / Т. В. Пятница; – М.: Феникс, 2011г.
  5. Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: пособие / Я.Ю. Позднякова; – М.: Литера, 2016г.-32с.
  6. Смирнова, М.В. Скороговорки для развития речи: Речевые упражнения и занимательные картинки / М.В. Смирнова; – СПб.: Литера, 2014г.
  7. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника/ Т.А. Ткаченко; – М.: Книголюб, 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_po_sredstvom_didakticheskoy_igry.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 113»

Развитие речи старших дошкольников посредством дидактического пособия « Речевая карусель»

Автор пособия: Ляшова Мария Юрьевна

г.Краснодар, 2023г

Содержание

Содержание…………………………………………………………………2

Актуальность……………………………………………………………….3

Описание пособия………………………………………………………….4

Игры с использованием пособия………………………………………….6

Список использованной литературы…………………………………..….9

Приложение…………………………...……………………………………10


Актуальность.

К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:

- учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

- совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

- совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

В работе с детьми были обнаружены противоречия:

- между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.

Проблема речевого развития стоит наиболее остро, в связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».

Цель: способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

•расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

•развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;

•обучать детей составлению описательного рассказа;

• развивать логическое мышление;

•формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.

Описание пособия

«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. В состав игры входит один большой матерчатый круг. Круг, диаметром 100 см сделан из ткани, поделенный на сегменты (в эти сегменты кладутся карточки-схемы. В центре большого круга кладётся объект, путем выбора ребёнка. Дети будут использовать объект при составлении описательного или творческого рассказа), карточки (буквы, цифры, признаки, сюжетные картинки для составления сказок-рассказов и т.д.), знак вопроса (для определения с кого начинается игра).

Форма организации игры – подгрупповая до 8 детей, или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей.

Дидактическое пособие «Речевая карусель» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дидактическое пособие «Речевая карусель» является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Является доступным и развивающим пособием. Оно безопасное, красочное, что представляет интерес для детей.

Главная особенность этого пособия - вариативность. Игра может легко видоизменяться, что позволяет у детей развивать гибкость ума, фантазию, творческие способности. Использование данной игры облегчает усвоение материала, повышает эффективность речевой деятельности, его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Интеграция образовательных областей ещё один положительный момент: дети учатся взаимодействовать во время речевого общения, выражать свои мысли, в процессе всей игры дети находятся в движении, получают знания об окружающем мире, используется музыкальное сопровождение.

Вариативность- главная особенность этого пособия. Примерные варианты игр с данным пособием. Начинается игра со слов:

Еле-еле, еле-еле…

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом….,

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите!

раз-два, раз-два —

Вот и кончилась игра!

Игры с использованием пособия

Название игры

Описание игры

1

«Опиши предмет»

Цель: развитие словаря детей по лексическим темам. по признакам (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма).

В сегментах разложены карточки обозначающие признаки: (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма). Выбирается предмет, который будут описывать по признакам. Дети по очереди называют признак  в соответствии с карточкой.

2

«Угадай профессию»

Цель: закрепить знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии.

В сегментах лежат картинки с различными предметами, дети по очереди называют их, а потом отгадывают профессию. Можно попросить ребёнка рассказать об этом предмете для чего он нужен (это микрофон, он нужен журналисту, чтобы брать интервью у людей) и т. д.

3

«Расскажи сказку»

Цель: формирование навыков пересказа со зрительной опорой.

На круге размещаются предметные картинки. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т.д. по смыслу

4

«Состав числа»

Цель: формирование математических представлений.

В центре карусели «круга» размещено число. Деткам предлагается прокатить на карусели. Но на карусель пускают только тех, у которых  есть карточки с числами, при сложении которых должно получиться число, которое видим в центре карусели. Детки при помощи педагога подбирают нужные карточки

5

«Говорящая азбука»

Цель- развитие речи детей

В круге размешаются буквы. Начинает тот игрок, которому выпал знак вопроса. Ребенок подбирает к букве слова (картинки) с определенным звуком в начале (середине или в конце) слова

6

«Небылица»

Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое-небылицу(составить предложение)

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса со словами «Жил(а)- был (а)» Каждый последующий ребенок с опорой на карточку ,схему придумывает несуществующий признак или действие для данного объекта, составляя предложение. Последний из игроков с помощью педагога повторяет рассказ «Небылицу»

Благодаря дидактическому пособию «Речевая карусель» дети учатся взаимодействовать друг с другом, обогащается словарный запас, познают окружающий мир, сохраняется положительный эмоциональный фон.

Представленный дидактический материал поможет справиться с трудностями речевого развития у детей, а так же в организации образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.


Список использованной литературы.

  1. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: учебное пособие / Н.С. Жукова; – М.: Эксмо, 2014г
  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; – М.: Эксмо, 2011г.
  3. Курицына, Э.М., Тараева, Л.А. Игры на развитие речи.: дидактический и методический материал/ Э.М. Курицына, Л.А. Тараева;– М.: РОСМЭН, 2014г.
  4. Пятница, Т.В. Речевые нарушения: практическое пособие / Т. В. Пятница; – М.: Феникс, 2011г.
  5. Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: пособие / Я.Ю. Позднякова; – М.: Литера, 2016г.-32с.
  6. Смирнова, М.В. Скороговорки для развития речи: Речевые упражнения и занимательные картинки / М.В. Смирнова; – СПб.: Литера, 2014г.
  7. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника/ Т.А. Ткаченко; – М.: Книголюб, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация содержит разъяснительный материал  по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....

Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"

laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....

Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....

Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр

     Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрог...

«Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры».

laquo;Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»....