Буклет для родителей "Развитие просодической стороны речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Но многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому в дальнейшем во время обучения у детей возникают затруднения с публичными выступлениями и с выразительным чтением.Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
Речь невыразительная.
В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
Речь монотонная, невыразительная.
Несформированное речевое дыхание.
У речи имеется назальный (носовой) оттенок.
Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.Чтобы процесс коррекции просодической стороны речи у детей шёл успешно мало заниматься только на уроках логопеда. Важно закреплять всё изученное с ребёнком дома. Для этого можно и даже нужно использовать игры и упражнения. В буклете представлены некоторые из них.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие просодической стороны речи у дошкольников».

Просодика — это интонационно выразительная окраска речи, включающая:

  • мелодику — повышение и понижение голоса при произнесении фразы;
  • темп — ускорение и замедление речи;
  • ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов;
  • фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью;
  • тембр речи — звуковая окраска, отражающая эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. д.);
  • пауза — временная остановка в речи;
  • сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Работа над формированием у детей просодической стороны речи включает в себя развитие: дыхания и голоса, темпа, ритма, мелодики.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения на развитие дыхания:

- Сдуй снежинку (бумажку, ватный колобок, перышко, пушинку с руки или со стола)

- Прокати карандаш (сначала круглый, затем с гранями)

- Чей шарик дальше прокатится?

- Ветряная мельница (предложить ребёнку дуть на всевозможные вертушки, султанчики и др.)

- Поддуй вверх мыльные пузыри

- Приводить в движение всевозможные, легкие плоскостные или объемные фигурки птичек, насекомых, самолеты.

Упражнения на развитие силы голоса

Удлинение произношения звуков

У__________ У АУ ____________

О __________О АИ ____________

АУИ ________ ОУИ ___________

Усиление голоса (беззвучно, шепотом, тихо, громко)

ООО АУИ АУИ АУИ АУИ

Усиление и ослабление голоса

- Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса 1 2 3 4 5

- Обратный счет с постепенным ослабление голоса 5 4 3 2 1

- название дней недели с постепенным

Усилением и последующим ослаблением силы голоса:

* Понедельник, вторник – беззвучно

* Среда, четверг – шепотом

* Пятница, суббота – голосом средней силы

* Воскресенье – громко

Упражнение «Эхо»:

В лесу кричу АУ! АУ! (громко)

А мне в ответ: АУ! АУ! (тихо)

Горе кричу: АУ! АУ! (громко)

Гора в ответ: АУ1АУ! (тихо)

Проговаривать стихотворение с изменением силы голоса.

А сова все ближе, ближе (громко)

А сова все ниже, ниже (средняя сила)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо)

Поиграй, дружок, со мной (громко)

Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

Пение песен «Веселые гуси», «Елочка», «Петушок» и т.д.

Отработка интонации восклицательного предложения.

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая машина! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Упражнение «Измени звуки»

Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

Громко, тихо, высоким голосом, низким голосом. Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Упражнение «Покричим?».
Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать, например: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!

Упражнение «Меня зовут».

Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

Говорить голосом персонажа.

Герои мультфильмов имеют очень эмоциональную и выразительную речь. Повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей помогает ребенку различать чувства и настроение.

«Развитие просодической стороны речи у дошкольников».

Учитель-логопед
Духонина Н.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....

Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)

Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного  материала м...

Консультация для педагогов «Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Данная консультация может использоваться на педсоветах, на семинарах, быть полезна воспитателям и логопедам....