Конспект занятия "Путешествие в зимний лес" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Власова Людмила Дмитриевна

Конспект занятия "Путешествие в зимний лес" (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №98»

Конспект занятия

по познавательному развитию

 «Путешествие в зимний лес»

(средняя группа)

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Власова Л.Д.

Саранск, 2023

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются, расширять их знания о повадках лесных жителей.
  • Формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать.
  • Обогащать словарный запас («мышкует»).
  • Продолжать знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких животных.
  • Развивать у детей мышление.
  • Развивать любознательность, воображение, память, кругозор.
  • Воспитывать любовь к природе, интерес к животным, бережное отношение к своему здоровью.


Оформление: Группа оформлена в виде зимнего леса:
1. Искусственная елка, на ней сидит белка
2. Сугроб из белой ткани (в центре емкость со снегом)
3. Куст из веток под ним сидит заяц
4. Нора, в ней сидит лиса
5. Поваленное дерево

Ход познавательной деятельности

1. Вхождение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Вы были, когда-нибудь в зимнем лесу?
Различные ответы детей
Воспитатель: Хотите попасть в заснеженный лес?
Дети: Хотим!
                                  Игра: «Оденься» (имитация движений)
Воспитатель: Давайте тепло оденемся, чтобы нам не простудиться, что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес?
Дети: Штаны, шапки, шубки, валенки, рукавицы (дети одеваются)
Воспитатель: Готовы? Теперь мы можем идти в лес.
                        Дидактическое упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу
Очень долго мы шагали
И в лесу мы оказались.

Дети идут за воспитателем под музыку и приходят на «снежную» полянку.



2. Опыт со снегом
Установление причинно-следственных связей
Воспитатель: Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит, какие сугробы в лесу намело, а снег хотите потрогать? А снег можно есть? (ответы детей).
Дети подходят к сугробу (в нем тазики со снегом), дети берут снег в руки и отвечают на вопросы:
Какой снег? (холодный, белый, пушистый, тает в руках).
Почему он тает в наших руках? (если дети затрудняются ответить воспитатель подводит детей к выводу, что от теплых рук тает холодный снег)
Воспитатель: Почему у нас руки не мерзнут на улице и остаются теплыми?
Дети: Наши руки теплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мерзнем, а бегаем, играем.
Воспитатель: А как же дикие животные живут в зимнее время? Хотите посмотреть, где и как зимуют животные в лесу?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Сначала нужно отгадать загадки!

3. Загадка
Кто на ветке шишки грызРеклама

И бросал объедки вниз
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет? (Белка)

4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке
Воспитатель: Ребята, а как выглядит белка в зимнее время года?
Дети: Шубку рыжую белка зимой меняет на серую, глазки у нее черные, веселые, зубы изогнутые, острые, цепкие коготки, красивый пушистый хвост.
Воспитатель: Чем питается белка зимой?
Дети: Семенами шишек, сушеными грибами, орешками и т. д.
Воспитатель: Где же белка берет еду? Почему она легко находит шишки под снегом?
Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, сама спрятала и запомнила куда)
Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы?
Дети: В гнездо, в дупло.
Воспитатель: Чем белка укрепляет свое дупло?
Дети предлагают свои варианты ответов, что может найти белка в лесу для утепления дупла.



6. Загадывание загадки
Воспитатель:  
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора. (Заяц)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: А как заяц укрепляет свою нору?
Дети: У зайца нет норы!

7. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце
Воспитатель:
- Скажите, как заяц готовится к зиме?
- Почему заяц меняет окраску на зиму?
- Как заяц спасается от врагов?
- Чем питается заяц зимой?
Дети отвечают на вопросы

8. Физкультминутка Игра «Лиса и зайцы»
По лесной лужайке (зайки прыгают на полянке)
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок, (приседают на корточки и роют лапками)
Роют зайки корешок.
Вот какие зайки,
Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка (прибегает лисичка, ищет зайчиков)
Рыжая сестричка. (бегает между ними, зайцы прячутся)
Ищет где же зайки, (прикрываясь ладонями)
Зайки побегайки.
Вот они! (лисичка находит и ловит зайчиков)
Дети убегают.

10. Загадывание загадки
Беседа о лисе
Воспитатель:  
Рыжий клубок за белым – скок
Кто это? (Лиса)
Дети: Лиса и заяц.
Воспитатель: Почему говорят: - Лиса, всему краса?
Дети: Из-за красивого меха, длинного и пушистого хвоста.
Воспитатель: Как меняется лисий наряд к зиме?
Дети: Мех у лисы отрастает с середины лета и к зиме становится густым и теплым.
Воспитатель: Как называется жилище лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Кто еще в норах живет?
Дети: В норках живут сурки, суслики, норки, кроты, барсуки.
Воспитатель: А чем питается лиса зимой?
Дети: Лиса ест мышей, зайцев, птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята. 
11. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса.

Словарная работа
Воспитатель: Конечно, главным лисичкиным кормом становится мыши – полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо – тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами, а бедные мыши услышат грохот, в ужасе выскакивают из норы, а лисичке того и надо. Когда лисичка охотится на мышку, говорят, что она «мышкует». И что наша лисичка сейчас делала? Правильно – «мышковала».
Дети закрепляют новое слово.

12. Подвижная игра с моделями  «Кто где живет?»
Воспитатель: Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверями в игру? На полу лежат обручи, в центре обручей сидят по игрушке: лиса, заяц, белка. Дети берут карточки – модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки занимают свои домики. (Игру повторяем 2 раза).

13. Дидактическая игра: «Кто чем питается в лесу?»
Воспитатель: Устали, наверное, а вот и поваленное дерево (скамейка), давайте присядем, отдохнем.
- На пенечке лежат предметы: шишки, веточки, мышки; нужные предметы дети относят животным.
Девочки несут корм – белочкам, а мальчики – зайчикам. Ничего не перепутали. Ой, ребята, а кто же у нас остался голодным?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Давайте все вместе покормим ее.
Дети относят лисе мышек.

14. Заключительный этап.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Чем она вам запомнилась? Как можно сказать, какая прогулка получилась?
Дети: Веселая, радостная, зимняя, интересная.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что вы согласились пойти со мной в лес, не испугались мороза. Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Ой, ребята, заигрались мы в лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад.
Тропинка змейкой под ногами
В детский сад вернемся с вами.
Дети под музыку возвращаются на места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно - речевой деятельности по теме " Зима . Зимние развлечения ." Средняя группа .

Цель:закрепить представления о зиме  и зимних развлечениях ;ЗадачиОбразовательные :-активизировать  словарный запас по теме :" зима и зимние развлечения ".- систематизировать знания детей о ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.

Непосредственно образовательная  деятельностиь проводится   для детей   среднего дошкольного  возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, раздел ФЭМП, тема "Зимняя прогулка" (средняя группа)

Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. СНЕГОВИК

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целост­ной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».Виды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Предметы зимней обуви» (средняя группа)

Новизна непосредственно-образовательной деятельности "Предметы зимней обуви"- в интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, труд, художественное творчество;- в демонстра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Предметы зимней обуви» (средняя группа)

Новизна непосредственно-образовательной деятельности "Предметы зимней обуви"- в интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, труд, художественное творчество;- в демонстра...

Конспект зимнего спортивного праздника (на улице) «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!» средняя группа

спортивное развлечение на улице. Детям очень понравилось играть с героем в разные игры и так же соревноваться...