Формирование предпосылок читательской грамотности в дой на логопедических занятиях
консультация по развитию речи

Жданова Наталья Викторовна

Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok_chit_gram.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. А ведь чтение художественной литературы  можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека. Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.

Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека.

Прежде отметим, что потребность в способности читателя, слушателя, превращать содержание текста в личный опыт возникает в дошкольном возрасте, а точнее в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок, научившийся различать и понимать обращенную к нему речь взрослого с опорой на конкретную ситуацию, начинает осваивать приемы понимания связной контекстной речи. Необходимо развивать читательский интерес еще в дошкольном возрасте, ведь книга, прочитанная в детстве,  остается в памяти на всю жизнь.

И в детском саду книга первый помощник. А сколько сказочных героев можно встретить в саду и помочь им – Незнайку научить правилам безопасности, Айболиту вылечить животных Африки, с героями стихотворений Агнии Барто играть целый день.

Посредством театрализованной деятельности мы вполне можем развивать читательскую грамотность. 

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, который близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи, здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно выложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т.д.), что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности.

В рамках логопедической работы формирование читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности применять эти речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими.

На логопедических занятиях я использую героев сказок в качестве привлечения мотивации детей: «Поможем колобку добраться к домику», «Помоги волку поймать рыбку» и тд. (здесь необходимо отметить, что сказки могут быть авторскими и русскими народными)

Артикуляционную гимнатику часто помогает проводить герой сказки, которого ребенок может выбрать сам – зайка, лиса, медведь и тд

 На этапе автоматизации использую такие игры как:

«Найди лишнего героя сказки» (по типу четвертый лишний), «Доскажи словечко», «Найди и соедини» ( дети помогают чебурашке найти подарок Гене на полке магазина – он стоит между ___ и ___, слева или справа от___), «Назови героев сказки, в которых встречается звук__», «Где спрятался звук – в начале, середине или конце», «Послушай и перескажи».

Ребята очень любят на занятиях использовать настольный и пальчиковый театр - с помощью педагога они находят нужных героев сказок, рассказывают такие сказки, как  «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка». Сопереживают героям, они любят смотреть картинки в книге, но получают большое удовольствие, когда любимые герои двигаются ( в ходе постановки сказок мы с ребятами закрепляем предлоги, учимся образовывать новые слова, закрепляем притяжательнгые местоимения).

Пальчиковый театр –  очень хорошо способствует развитию речи, внимания, памяти, развивает точность, ловкость, формирует пространственные представления, координацию движений. Смысл состоит в том, чтобы одевая на пальчики героев, ребенок рассказывал сказку, но обязательно по тексту, который заранее читал педагог. Стимулирование пальцев ведет к развитию мелкой моторики, что в свою очередь ведет к развитию речи, умственному развитию ребенка. Об этом свидетельствуют и опыт и знания многих поколений, и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев влияют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие моторики рук и пальцев помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Игра на формирование предпосылок читательской грамотности

Игра со сказками для детей 4-5 лет по формированию предпосылок читательской грамотности...

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна»....

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

  Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способст...

Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР. "Путешествие по книжному миру".

Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР."Путешествие по книжному миру"....

Конкурс методических разработок «Формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников ДОО "Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе «Любимые сказки К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого ин...