Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
Как говорил К. И. Чуковский «Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».
Возраст: подготовительная группа.
Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней;
Задачи:
1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.
2. Закрепить знание детей о писателях и их произведениях.
3.Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи).
4. Расширить словарный запас.
5. Развивать речь, память , внимание, мелкую моторику посредством участия в словесно – речевых играх.
6.Развивать двигательную активность и ориентацию в пространстве.
7.Воспитывать любовь и интерес к книгам.
Оборудование: посылка, говорящее письмо, конверты с заданиями, чудесный мешочек со сказками, игра « Четвертый лишний», осколки зеркала, магнитная доска, фото писателей.
Методические приемы: беседа, игра, объяснение, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови ласково», «продумай другую концовку», «что дальше? «Добрый – злой», «Что произойдет, если…?»; пальчиковая игра.
Ход
- Ребята, сегодня у на с вами необычно занятие. (Стук в дверь).
Воспитатель выходит , за дверью посылка. Воспитатель подходит к детям , открывает
- В посылке говорящее письмо, предлагаю послушать.
« Дорогие ребята, я хранитель книг и хозяин книжной страны .Прошу вас о помощи! В моей стране поселилась злая ведьма Крюк. Она перессорила всех героев,заколдовала книги, и свое колдовство вложила в зеркало, которое разбила, а осколки разбросала по всему миру. Чтоб восстановить порядок, вам нужно собрать все осколки зеркала. Как только все осколки будут собраны, волшебство развеется. И вас ждет сюрприз».
- Поможем хозяину книжной страны?
Дети: Да.
- Посмотрите, здесь еще, что-то есть. Это карта и направления, куда нам идти. Мы возьмём ее с собой. Чтобы попасть в книжную страну, нужно быстро ответить на вопросы.
Вопросы.
1. Где можно взять книги?
2. Правила обращения с книгой?
3. Назовите 3 вида литературных произведений?
4. Чем они отличаются?
5. Какие вы знаете пословицы о книгах?
6. Как начинаются , заканчиваются сказки?
7. Назовите сказки, в которых есть цифры в названии.
8. Как называют сказки, у которых нет автора.
9. Как называются картинки и рисунки в книге (иллюстрации).
(Дети отвечают).
- Хорошо, открываем карту, и смотрим направления. К первому заданию, нужно пройти пингвинами, со звуками «пи-пи-пи».
1. Задание. «Назови авторов. Что написали? Сказочник или поэт?»
Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о золотом петушке, Сказка о царе Салтане, Сказка о попе и работнике Болде. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (сказочник и поэт).
Н. носов. Живая шляпа, фантазеры, Мишкина каша, заплата, на горке приключение Незнайки.
Русские народные: 3 медведя, Маша и медведь, курочка Ряба, теремок, репка, крошечка- Ховрошечка, бычок- черный бочок, Василиса - прекрасная, царевна- лягушка, Снегурочка, вершки- корешки.
Чуковский. Муха- Цокотуха, Майдадыр, путаница, доктор- Айболит, Боромлей, ( сказочник и поэт).
С. Маршак .Сказку о глупом мышонке, Сказка о умном мышонке, Кошкин дом, Мяч, Багаж, Рассеянный с улицы Бассейна. (поэт).
Ш. Перро. Красная шапочка, Золушка, Кот в сапогах, Спящая красавица.(сказочник).
Г-Х Андерсон. Снежная королева, Дюймовочка, Гадкий утенок, Русалочка, Огнива, Принцесса на горошине, Дикие лебеди.( сказочник).
Б. Гримм. Бременские музыканты, Белоснежка, Волк и семеро козлят, Два товарища,, Безручка, Убийца людоедов, Храбрый портняжка, Мальчик с пальчик.( сказочник)
- Молодцы ребята. А теперь ,нужно найти осколок.(Дети ищут).
Хорошо, продолжаем путь. Ко второму заданию нужно пройти мухой, со звуком «З».
.Задание 2: «Узнай героя по описанию».
Баба ЯГА Злая баба. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.
Змей Горыныч Мифический дракон. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж.
Кощей (Кащей) Бессмертный Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой.
Царевна-Несмеяна Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.
Дюймовочка . Чуть женой крота не стала, и усатого жука. Вместе с ласточкой летала, высоко под облака.
Колобок Батон - не батон, пирог- не пирог, что-то вроде сухой булки без изюма, в все его хотят съесть.
Красная шапочка. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглоти.
- Молодцы, справились. Ищите осколок. К третьему заданию нужно пройти тигрятами со звуком «Р».
Задание 3: «Чудесный мешочек».
- Ребята, вам нужно будет, вытянуть картинку, сказать, что это, из какой сказки, кто написал.
Дети по очереди достают картинки.
- Хорошо, справились. Ищите еще одну часть осколка.
К четвёртому заданию нужно пройти жуками, со звуком "Ж".
Задание 4: « Высказывания».
Высказывание героев.
1. Я пришлю ему новые ножки, он опять побежит по дорожке.
2. Ах, Иван – царевич, что ты наделал! Если ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь ищи меня в тридевятом царстве , у Кащея Бесмертного.
3. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
4. Мама - ну зашей.
-Нет, ты рвать будешь, а я зашивать. Сумел порвать, сумеешь и зашить.
5. Лучше мама не пищи, ты мне няню поищи.
6. Колотушки, ребятушки, ответите, отоприте, ваша мама пришла, молочка принесла.
7. «Славные у тебя дети», - сказала старая утка с красным лоскутком на лапке, вот только один утенок……
- Очень хорошо, вы справились с заданием. Ищите осколок. К пятому заданию нужно пройти змеей, со звуком «Ш».
Задание 5: Игра « Четвертый лишний».
- Ребята, вам нужно разделиться на три команды. На трех столах лежат конверты . Вам нужно внимательно посмотреть , найти три картинки к одной сказке, назвать ее. Найти картинку, которая не подходит к этой сказке и тоже назвать ее.
- Молодцы. Ищите последний осколок. Все осколки у нас, нам пора возвращаться. Для этого, становитесь в кружок и повторяйте слова:
- «Чтоб из волшебства вернуться ,хлопнуть, топнуть, улыбнуться.».
Вот мы и вернулись. Все осколки соединяйте быстрее на доске .(Звучит музыка).Волшебство рассеялось. А где же сюрприз? Давайте поищем. (Дети находят коробку).
- Посмотрим?
Дети: Да.
( В коробке, одна коробочка с сюрпризом, а другая, со смайликами).
- Я предлагаю оценить это занятия. Вам нужно выбрать смайлик и ответить на вопросы.
Если понравилось и все было легко - желтый.
Если не понравилось, и было трудно - красный (дети выбирают).
(Кто выбрал красный, спросит почему.)
- На этом наше занятие закончилось. Спасибо вам за внимание и участие.
Литература
1. Хрестоматия по детской литературе. Издательство « Просвещение 1988год.»;
2. «Сказки нашего детства»- ООО « Полиграф- Проэкт», 2011
3. Н. Носов. «Затейники». ООО «Издательство Астрель».2002 год.
4. «Русские народные сказки» . Издательство: Эксмо. 2020 год.
5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
7. https://skazachok.com/geroi-russkih-narodnyh-skazok-podrobnoe-opisanie-sobiratelnye-obrazy-i-individualnye-osobennosti/
8. https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2020/11/19/biografiya-detskih-pisateley
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"
ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....