Формирование грамматического строя речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)
Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_doshkolnikov.docx | 283.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование грамматического строя речи дошкольников»
Воспитатели:
Черненко М.Н.
Шматко М.Н.
Консультация для родителей
«Формирование грамматического строя речи дошкольников»
«Овладение языком
является важным
условием умственного
развития...»
(А.Н. Леонтьев).
Уважаемые родители!
У детей старшего дошкольного возраста могут возникать проблемы в развитии лексико-грамматического строя речи. Дети затрудняются в подборе слов построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п.
А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Разные стороны грамматического строя речи ребенок усваивает по разному и на каждой возрастной ступени на передний план выходит что-то одно. Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит в том, что обучающий сам не осознает этих значений, употребляет их интуитивно, усвоив в процессе естественного восприятия родного языка.
Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребенка (Например: «Вкусняшки». Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» на тарелочку, затем вы.) В такие игры можно играть, идя по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику... необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!
Предлагаем вашему вниманию перечень игр по формированию грамматического строя речи, которые помогут Вашему ребенку преодолеть трудности в реализации языковых средств, повысить уровень как общего, так и речевого развития, развить способности (сосредоточенность, навыки коммуникации), позволяющие не только подготовить ребенка с ОНР и ТНР к школе, но и раскрыть потенциал его личности, «научить учиться». Данный перечень игр научат Вашего ребенка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать Вашего ребенка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.
В них можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе после рабочего дня в дружной, семейной обстановке.
«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах.
Ход игры: попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о фруктах: «Круглое, твердое, красное, сладкое, едят» (яблоко), «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (лимон) и т.д.
(можно составлять описательные рассказы о предметах)
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь ... грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился ... грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для ... грибов.
Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал ... грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький ... грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый ... грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле ... грибница!
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные ... грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
А мечтал он всю дорогу, как он сварит суп ... грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и ... грибище!
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч.
Ход игры: произнести фразу и бросить мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая.
«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: предложить ребенку назвать слово и задать вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребенок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя...
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые...
Шарф (какой?) – пушистый, вязаный...
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая...
Туфли (какие?) – осенние, красивые...
Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое...
Рубашка (какая?) – белая, праздничная...
Шуба (какая?) – меховая, теплая...
Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехами и маленьким победам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»
Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»...
Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».
Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...
Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.
Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....
«Формирование грамматического строя речи дошкольников»
Формирование грамматического строя речи дошкольника:некоторые итоги исследований Исследования отечественных и зарубежных психологов (Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. Брунер, К. Кэзден, ...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи дошкольников Тouch box
Цель: формирование грамматического строя у дошкольников 4 – 7 лет.Задачи:Обучение и закрепление навыков образования относительных прилагательных.Согласование существительных с числительными.Разв...