Конспект НОД по развитию связной речи "Как помочь птицам зимой"
план-конспект занятия по развитию речи
Обучение связному, последовательномуизложению событий по серии сюжетных картин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi._kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
«Как помочь птицам зимой?»
Цель:
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи:
1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.
2.Развитие долговременной памяти.
3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.
4.Закрепление умения распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.
5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии.
6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).
7.Составление повествовательного рассказа с опорой на серию сюжетных картин и план, состоящий из пиктограмм (схематичного рисунка).
8.Стимулирование положительных эмоций.
9.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
Предварительная работа:
- Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.
- Рассматривание серии сюжетных картин.
«Кормушка для птиц»
«Как помочь птицам зимой?»
- Наблюдения в природе за поведением птиц.
- Прогулка в лес (парк).
- Подкормка птиц.
- Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.
- Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.
- Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц
- Аппликация: «Снегири на ветках»
- Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:
«Четвёртый лишний»
«Узнай по описанию»
«Назови признаки»
«Назови действия»
- Чтение художественной литературы:
В.Бианки «Синичкин календарь».
М.Пришвин «Птицы под снегом».
Г.Скребицкий «На лесной полянке».
Оборудование:
-Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;
-Схематические изображения фрагментов скороговорки;
-Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.
-Серия сюжетных картин;
-Пиктограммы у логопеда и маленькие пиктограммы в конвертах на каждого ребёнка;
-Простые карандаши;
-«Кубик Эмоций»
-Мяч.
I. Вводная часть.
Интеллектуальная разминка.
1. Ребята, со мной и с воспитателями вы разучивали разные скороговорки.
- Что такое скороговорка?
(Ожидаемый ответ: скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).
2. Посмотрите, на доске – картинки.
С их помощью я зашифровала скороговорку.
-Подумайте, про кого эта скороговорка? Догадались?
-Про кого? (про воробья)
(Логопед вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).
-Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку. Готовы?
«Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне».
3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).
-А других зимующих птиц вы знаете? Назовите их?
(Логопед выставляет на наборном полотне зимующих птиц)
-Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
-Почему их называют «зимующими»?
(Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).
II. Основная часть.
1. Сообщение цели занятия.
-Сегодня мы будем закреплять умение составлять правильный, красивый рассказ.
История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей птичкой.
А с какой - вы узнаете, отгадав загадку. Выходите в круг!
2. «В серой шубке перовой,
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица». (воробей)
-Как говорится про воробья в загадке?
-Какой он? (герой)
-У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.
-Давайте поиграем в игру «Скажи, какой я?»
-Воробей у нас спрашивает, какой он?
Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?» (с мячом)
(Мяч бросается произвольно. Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.
По желанию, дети могут объяснять значения слов.
Например: «суетливый» - хочет везде успеть. И т.д.)
4.Физминутка.
(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают»)
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают, («собирают с земли»)
Зёрнышки клюют, клюют. («клюют с ладошки»)
Пёрышки почистили, (Чистящие движения рук по телу)
Клювики почистили, (Движения пальцев по носикам)
Дальше полетели,
В парк прилетели.
(Дети садятся за столы. На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички - сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).
На столе логопеда – птица и макет большого дерева).
5. В какой удивительный «парк» прилетели наши птицы!
-Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.
-Давайте поможем нашим птицам согреться!
Проводится грамматическая игра «Доскажи словечко».
(Объяснение правил игры: Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)
-Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.
К дереву – подлетела.
Вокруг дерева – облетела.
До дерева - долетела
На ветку дерева – села.
С ветки на ветку – перелетела.
Опять вокруг дерева – облетела.
От дерева – отлетела.
Что-то испугалась и – улетела.
- И все птицы слетелись на одно большое дерево.
(Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева логопеда»)
6. Собрались все птицы на одном дереве и галдят:
-«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его. – Нет, не слышали, не слышали!»
-Ребята, а вы знаете эту историю? (да)
-Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём. И рассматривали картинки. Вот они!
(Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.
Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)
Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:
- Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок, и получилась какая-то путаница.
Проводится игра «Путаница». (установление причинно-следственных связей)
-Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.
-Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?
-Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?
(Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)
7. -Все картинки встали на свои места по порядку.
- Но какой же рассказ может быть без названия?
-Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)
- А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).
- А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).
8. -Когда вы рассказывали по картинам – ваши предложения были такими длинными!
-А вот у меня так не получается. Может, поучите меня?
-Тогда давайте поиграем в игру «Добавь слово». Выходите в круг.
Проводится игра на распространение предложений «Добавь слово».(с мячом)
-Я начинаю, а вы друг за другом прибавляйте по одному подходящему слову, чтобы получилось красивое, длинное предложение.
(Логопед предлагает детям запомнить предложение. Он передаёт мяч первому ребёнку и просит составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребёнок справился с заданием, он передаёт мяч следующему.
При затруднениях логопед помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением).
(Ожидаемые примерные предложения:
-Дети гуляли... Дети гуляли в парке...Дети гуляли в парке зимой... Дети гуляли в парке морозной зимой... Дети долго гуляли в парке морозной зимой... Таня и Алёша долго гуляли в парке морозной зимой...
-Воробышек лежал....
-Дети взяли........)
-Ну, спасибо! Научили меня составлять длинные предложения.
(Логопед предлагает детям присесть на корточки на ковре)
9. Работа над интонационной выразительностью.
-Когда мы говорим о радостных, весёлых событиях или о грустных, печальных – мы говорим одним и тем же голосом или меняем интонацию? (мы меняем голос)
-Вот послушайте:
«Дети увидели на снегу замёрзшего воробышка». (голос логопеда – радостный)
- Я правильно голосом показала состояние детей?
(Ожидаемый ответ: Ваш голос был весёлый, радостный, а об этом надо сказать с грустью, с печалью)
- А теперь?:
«Таня и Алёша испугались, что воробушек погибнет».(голос логопеда – злой)
(Ожидаемый ответ: Вы сказали злобно, сердито, а надо голосом показать переживание, испуг, потому что дети переживали за жизнь птицы)
10. Физминутка.
(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)
«Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Шу, улетели!» (дети садятся за свои места)
11. -Ребята, а что нам, кроме картинок, помогает составлять рассказ? (План)
-Сейчас мы будем составлять план нашего будущего рассказа.
-Ну-ка, посмотрите, что в ваших конвертах лежит?
- Что это? (схемы)
(Проблемная ситуация: Дети должны заметить несоответствие количества карточек-схем с количеством картинок и обратить на это внимание логопеда).
Проводится работа по подбору карточек-схем к картинкам и определение недостающей схемы:
-Какая главная мысль отражена на первой картине?
(Дети нашли на снегу воробья)
-Вот и найдите среди схем ту, которая отображает это действие.
-Положите её первой.
(Одновременно логопед на доске выставляет 1ю карточку-схему)
-Какая главная мысль отражена на второй картине?
(Дети с воробышком торопятся домой)
-Найдите ту схему, которая отображает это действие, и положите её.
(Одновременно логопед на доске выставляет 2ю карточку-схему)
-Теперь поговорим о третьей картинке.
-Какая главная мысль отражена на ней?
(Дети кормят воробышка).
-Посмотрите, у вас есть схема для этой картинки? Положите её.
Таким образом, логопед подводит детей к тому, что не хватает карточки-схемы к 4й картинке.
-Какая главная мысль отражена на четвёртой картине?
(Дети вешают кормушку).
-Вот и подумайте, что должно быть нарисовано на 4й карточке-схеме?
(Дети, а от них стрелка к кормушке).
-Логопед раздаёт чистые карточки для схем и одновременно объясняет задание:
«Возьмите простые карандаши и нарисуйте 4ю карточку схему»
(Дети выполняют задание под тихую аудиозапись голосов птиц.
Одновременно, логопед на доске выставляет 4ю карточку-схему).
12. Установка на самостоятельное составление повествовательного рассказа.
- Сегодня вы многое вспомнили, выполнили много разных упражнений, заданий.
- И теперь вы будете сами «писателями»!
- Вспомните всё, о чём мы говорили на прошлых занятиях, сегодня, и расскажите свой, самый-самый интересный рассказ.
-Вам помогут и картинки, и план рассказа.
А) Логопед опрашивает 2-3 детей (индивидуальные рассказы)
Б) Рассказывание детьми по цепочке
(Логопед даёт установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить).
(На коррекционном часе воспитатель закрепляет навыки рассказывания в подгруппах и индивидуально)
III. Подведение итогов занятия.
1.Молодцы, ребята! Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими подробными, интересными!
2. -Да и нашим птичкам понравились ваши рассказы.
-Вы посмотрите, как они оживились!
(Детям предлагается просмотреть видеоролик с записью на тему «Птицы у кормушки».
Во время просмотра видеоролика логопед даёт пояснения:
-Птицы у кормушки оживились, они радостные, шустрые, громкие;
-Логопед обращает внимание детей на разные способы подкормки птиц: можно сделать кормушки, покормить с ладошки, насыпать корм на перила балконов, на дорожку;
-Логопед напоминает детям, что в начале и в середине зимы они уже вешали кормушки на участке детского сада. Недавно дети делали новые кормушки и сегодня на прогулке они их тоже повесят на участке;)
3. Наше занятие подошло к концу.
Список используемой литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
2. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
3. Ильякова. Н.Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
4.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999.
5.Скоролупова О.А. Занятия с детьми по теме «Зима». М.: Издательство «Скрипторий», 2008.
6.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2. Развивать умение о...
Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»
Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима» старшая группаЦель:...
НОД по развитию связной речи на тему: "Как помочь птицам зимой?"
Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием пиктограмм...
Конспект занятия по развитию речи "Как помочь птицам зимой"
Занятие разработано в соответствии с ФГОС для детей старшей группы по обучению детей составления рассказа по серии сюжетных картин....
Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе"
Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа...
Конспект НОД по развитию речи "Как помочь птицам зимой"
Расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде....
Серия сюжетных картинок по развитию связной речи детей " Как помочь птицам зимой"
Демонстрационный материал для детей старшего дошкольного возраста...