Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Корнева Ирина Владимировна

Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»

                                    старшая группа

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

Обучающие:

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – действиями (что делать? что сделать?), словами – признаками (какой? какая?);

- учить детей указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные);

- учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительными;

- добиваться четкого произнесения слов, фраз;

- учить правильно использовать интонацию, делить слова на слоги, выделять ударный слог;

Развивающие:

- развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

 

Оборудование: Запись «Вьюги», «волшебный снег», загадки о зиме, фланелеграф, картина о зиме.

                                                           

Ход НОД

 

Звучит запись «Вьюги  (дети входят в группу)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите?

Воспитатель: Что вы почувствовали, услышав эти звуки?

Воспитатель: Покажите, как вы замёрзли?

Воспитатель:

Завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым – бело,

Наконец – то стихло, землю замело.(звук вьюги затихает)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами согреемся!(звучит мелодия)

Воспитатель:

На дворе мороз и ветер,   на дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают, (потирают руки)

Ручки, ручки согревают. (дуют на ладошки)

Дети:            Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки. (хлопают в ладоши)  Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

 Чтоб не зябли наши ножки    Мы потопаем немножко. (топают)

 Вот так топать мы умеем, Вот так ножки мы согреем.

  Нам мороз теперь не страшен,  Все мы весело попляшем.(дети выполняют танцевальные движения)

Вот так мы плясать умеем,    Вот так ножки мы согреем.(звучит музыка)

Воспитатель: К нам кто–то спешит, а кто это? Догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.(входит Зима)

Загадывает детям загадки о зиме.

Игра со снежинками (дыхательная гимнастика).

Зима оставляет детям «волшебный снег», который поможет им научиться составлять предложения.

Воспитатель: Спасибо, Зимушка – Зима! До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте составим рассказ о зиме.

Воспитатель: Посмотрите, что оставила нам в помощь гостья Зима!

Достает белый снежок, делая вид, что лепит.

Воспитатель: Я леплю тебя, снежок.

 Удивлю тебя дружок!

В руках у воспитателя снежинки.  Воспитатель выкладывает их на фланелеграф.

Воспитатель: Снежинки, что сделали?

Воспитатель: Снежинки, какие?

Воспитатель выкладывает на фланелеграф снег.

Воспитатель: Снег, что сделал?

Воспитатель: Снег, какой?

Воспитатель выкладывает на фланелеграф сугробы.

Воспитатель: Сугробы, что сделали?

Воспитатель: Сугробы, какие?

Воспитатель выкладывает на фланелеграф деревья в инее.

Воспитатель: Иней, что сделал с деревьями?

Воспитатель: Деревья покрыты, каким инеем?

Воспитатель: Посмотрите, какое время года получилось у нас на фланелеграфе из волшебного снега?

Воспитатель: Зима, что сделала?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием и придумали красивые, полные предложения о зиме.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к следующему заданию предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка. Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре,  три, четыре – нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,  Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас.  Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Воспитатель: А сейчас вы, ребята, будете составлять рассказ по картине, используя разные красивые слова.  Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?  Какое время суток нарисовал художник? Понравилась вам эта картина? Чем вам понравилась картина?: Какое название вы бы дали  этой картине?   Сейчас вы сами придумаете рассказ по картине.

Воспитатель дает детям небольшой план рассказа  Расскажите, какое время года изображен о на картине? Где происходит действие картины? Опишите природу на картине, в какое время суток происходит действие? Какие чувства вы испытываете при виде этой картины? Чем она вам понравилась?

Воспитатель слушает 2-3 рассказа детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы интересно описали картину о зиме. Красиво описали природу зимнего леса, отметили, что зима – прекрасное время года. Поэтому все – и взрослые, и дети любят её. Составили полное, красочное, интересное и содержательное описание картины.   Звучит музыка, входит Снеговик.

Снеговик:  Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

 Глаза – угольки, руки – сучки.

 Холодный, большой, кто я такой?

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Помните, недавно вы слепили меня из снега на своем участке. Так вот, от вашего старания, душевного тепла я ожил и решил прийти к вам в гости, поиграть.Играет с детьми в игру «Сугроб».

Снеговик: Ребята, а какой самый веселый, волшебный праздник мы празднуем зимой?

А сейчас давайте каждый из вас нарисует свою картину о зиме.

Выставка детских работ

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию связной речи на тему: «Зима», старшая группа

Обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Кто как готовится к зиме"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; коррекционно-развивающие: —закреплять у детей умение правильно употреблять ...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Здравствуй, зимушка-зима!"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»; коррекционно-развивающие: — развивать умение составлять распространенные предложен...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе"

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему "Зимующие птицы" в старшей группе с ТНР

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему "Зимующие птицы" в старшей группе с ТНР...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....