Конспект занятия по развитию речи для средней группы на тему «Составляем предложения».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Романова Елизавета Дмитриевна

Цель занятия: формирование грамматического строя речи детей посредством составлений предложений с однородными членами, образования слов с помощью суффиксов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для средней группы на тему «Составляем предложения».

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Тема занятия: «Составляем предложения».

Возрастная группа: средний дошкольный возраст

Цель занятия: формирование грамматического строя речи детей посредством составлений предложений с однородными членами, образования слов с помощью суффиксов.

Задачи занятия: учиться составлять предложения с однородными членами; учиться образовывать слова с помощью суффиксов; развивать связную речь, мышление; внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа: учить составлять прилагательные из существительных; преобразовывать слова с помощью суффиксов.

Планируемый результат занятия:

Подготовительная работа:

Материалы и оборудование: изображение Копатыча, картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Сбор урожая», муляжи овощей, мяч.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия и предстоящей деятельности

Ребята посмотрите кто это у меня? (Показ изображения Копатыча). Откуда вы его знаете? Что он любит делать?

Приём- Краткая беседа, связанная с темой занятия.

Рассматривают изображение. Вспоминают персонажа и его любимые занятия.

Дети позитивно настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной форме

Сегодня утром зазвонил телефон, оказалось это Копатыч, с криками «Караул!». Все-таки мне удалось выяснить, что случилось. Оказалось у него на грядках все перепуталось, выросло непонятно что. Я успокоила нашего Копатыча и сказала, что ребята с удовольствием помогут! Правильно?

Метод-беседа

Приём - постановка вопроса проблемного характера

Выслушивают проблему.

Соглашаются помочь.

Дети усвоили суть проблемного вопроса

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление  с содержанием произведения

Чтобы узнать что именно перепуталось, нужно угадать загадки:

1)Красна девица

Росла в темнице

Люди в руки брали, Косы срывали.

2)Я длинный и зеленый,

Вкусный и зелёный

Вкусный и сырой

Кто же я такой?

3)Сочные и крупные,

Вот такие круглые,

Сначала зеленеют,

А потом краснеют.

- Как можно это назвать одним словом? Какие ещё овощи вы знаете? Где растут овощи? Значит у Копатыча что растет на грядках? (- Овощи).

Словесный метод: ознакомление с материалом

Отгадывают загадки.

  1. Морковь

  1. Огурец

  1. Помидор.

 – овощи. Называют знакомые овощи, Растут на грядке.

Дети ознакомлены с содержанием темы беседы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Получение обратной связи от детей о предоставленной информации.   подведение детей к пониманию идеи произведения

.Решение проблемной ситуации, ответить на проблемный вопрос

1. «Подбери признак»

- Я буду называть овощ (показ), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он. Только у меня есть ещё одно условие: вы будете не просто перечислять, а постараетесь выстроить предложение. Например: Морковь выросла- (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая

Игра «Чего не стало?» Есть 4 овоща. Посмотрите и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, какой овощ исчез.

- А сейчас давайте встанем в круг и поиграем в игру « Назови ласково»(с мячом). Я буду бросать мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно..

 Сейчас предлагаю в огород, навестить Копатыча Физкультминутка

В огород пойдём, урожай соберем,

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, Очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернёмся по дорожке.

1. Игра «Назови сок, салат» Вы знаете, всё умеете, но вот это незадача, подскажите мне пожалуйста, как я могу назвать блюда из овощей. Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

 - Друг Копатыча, Бараш, очень любит сочинять стихи, но на этот раз они у него получились какие-то странные. Может быть вы послушаете и скажете, чего не хватает? 1.«Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Их земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке-

Жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

Словесный метод, беседа

Наглядный метод

Анализ, синтез, оценка

Подбирают признаки овощей: Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок,) - (какой?)- вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

Пытаются запомнить какой овощ пропал.

Подбирают ласковое название овощей: Помидор - помидорчик; морковь- морковочка; Огурец- огурчик; и т.д.

Выполняют физминутку.

Маршируют

Таскают морковь

Копают картошку

Показывают круг 3 раза

Рвут

Маршируют

Играют в игру: Сок из моркови-морковный Суп из гороха-гороховый. Сок из капусты-капустный. Суп из картофеля- картофельный. Сок из свеклы-свекольный. Салат из огурцов-огуречный.

Досказывают слово.

Морковку

Свекла.

Огурцы.

Дети знают содержание литературного произведения.

Дети решили проблемную ситуацию, ответили на проблемный вопрос, проявляют инициативу и самостоятельность

3.

Заключительный этап

Подвести итоги д-ти, формировать элементарные навыки самооценки

- Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались?

- Что нового узнали?

- А что вам понравилось больше всего?

Метод-беседа, словесный

Приём- побуждение к самоанализу

Дети подводят итог, Имеют, элементарны навыки самооценки

https://raskraska1.com/assets/images/resources/708/raskraska-kopatichbober14.jpg

https://razukraski.com/images/vegetables/gor/razukraski-com-fr-veg%20(81).jpg  https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023qvko9b7-078.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"

Конспект занятие по развитию речи в средней группе  на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"...