Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Произведение «Лев и собачка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Романова Елизавета Дмитриевна

      Цель данного занятия: Знакомство с понятием «быль» через чтение произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка», беседы по содержанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Произведение «Лев и собачка».

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема занятия: Знакомство с произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: Знакомство с понятием «быль» через чтение произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка», беседы по содержанию.

Задачи занятия: Познакомиться с понятием «быль»; упражняться в умении отвечать полным предложением на вопросы по прочитанному произведению; дать оценку скрытым мотивам поведения героев.

Словарная работа: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.

Планируемый результат занятия: Сформированность жанрового понятия «быль»;

Подготовительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.

Материалы и оборудование: Портрет Л.Н. Толстого, Книжка, интерактивная доска, ноутбук, материалы для изо д-ти.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия и предстоящей деятельности

Жучка бегает за тучкой.

Тучка бегает за Жучкой.

Тучка - вправо, Жучка – влево,

И на тучку лает смело,

И на маму под зонтом,

И на девочку с бантом,

И на кошку за углом,

И на первый майский гром!!!

Художественное слово

Приём-Краткая беседа, связанная с темой занятия

Побуждение к деятельности

Слушают стихотворение.

Дети позитивно настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Ребята, про кого это стих-е? А у кого есть собака? Какие произведения вы про них знаете? К каким жанрам можно отнести эти произведения? А я недавно познакомилась с произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого в жанре быль. Быль – это что действительно происходило. Эта быль понравилась мне очень необычной историей о дружбе. Человек хотел использовать собачку, скормить льву. А вышло все очень необычно. Лев не стал есть собачку. Он подружился с ней. Они стали верными друзьями. Как думаете, почему так произошло? Хотите узнать подробнее про эту историю?

Проблемный вопрос

Метод-беседа

Приём - постановка вопроса проблемного характера

Отвечают на вопросы.

Вспоминают жанры произведений.

Слушают аннотацию.

Узнают о новом жанре – быль.

Высказывают гипотезы развития событий.

Оглашаются послушать историю.

Дети усвоили суть проблемного вопроса

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление  с содержанием произведения

Словарная работа:  быль, ощетинился-разозлиться.

Зверинец – место, для охоты где диких зверей держат в клетках, засовы – задвижка для дверей,

Чтение 1 отрывка произведения. До момента « Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.»

Словесный метод: чтение произведения

Слушают значение новых слов.

Слушают отрывок произведения.

Дети ознакомлены с содержанием произведения, слушают, воспроизводят информацию

2.3.

Этап практического решения проблемы

Получение обратной связи от детей о предоставленной информации.   подведение детей к пониманию идеи произведения

.Решение проблемной ситуации, ответить на проблемный вопрос

Давайте вспомним, как называется рассказ - быль? Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? Где происходило это событие? Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?-Почему лев не тронул собачку?- Как они поживали вместе?-Можно ли сказать, что лев заботился о собачке?(Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге)-Что же произошло дальше в зверинце? -Почему лев не дал забрать собачку хозяину? Как думаете, чем может закончится эта быль?

Динамическая пауза.

Бегал по двору щенок

Видит – пирога кусок

Под крыльцо залез и съел

Развалился, засопел

ИКТ – игра. Техника ТБ

Фрагмент изо. Д-ти.

Словесный метод, беседа

Наглядный метод

Анализ, синтез, оценка

Лев и собачка

Л.Н. Толстой

Событие происходило в зверинце.

Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход

Высказывают свое мнение.

хозяин захотел забрать собачку обратно

Высказывают гипотезы завершения рассказа – были.

Бег на месте

Наклоны вперед, руки в стороны

Сесть, закрыть рот руками

Руки в стороны.

Дети знают содержание литературного произведения.

Дети решили проблемную ситуацию, ответили на проблемный вопрос, проявляют инициативу и самостоятельность

3.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности, обобщить полученный опыт,

Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились? Что вы почувствовали, слушая это произведение? Почему хозяин собаки так поступил? Почему лев и собачка подружились?

Метод-беседа, словесный

Приём - вопросы побуждение к самоанализу

Получен ответ на проблемный вопрос:….

Дети подводят итог, обобщают полученный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе р. н. с. "Хаврошечка"

-Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».-Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситу...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе "Серебряное копытце"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16227193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"320"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16227207","...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...