Развитие речи в старшей группе "Осень золотая".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе.
ТЕМА: «Осень золотая».
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
-образовательные :
уточнить и расширить представление об осени, ее приметах;
уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные,
-развивающие: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; воспитывать привычку следить за речью в различных видах деятельности.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения, составление описательного рассказа
Оборудование:
конверт с письмом от Осени;
3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
Листочки.
Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры.
Ход занятия
Организационный момент:
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Основная часть:
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
- Тогда отгадайте мою загадку,
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится, все переливается,
Как же это чудо в природе называется? (осень)
- Молодцы с одной загадкой справились, а еще одну отгадаете?
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- О каком времени года мои загадки?
- Правильно, это загадки об осени! И это письмо нам пришло тоже от Осени.
- Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы».
- Ребята осень уже подходит к концу и уже совсем скоро наступит зима.
- И вот золотая осень хочет узнать хорошо ли вы запомнили все что происходило осенью.
- Ну что готовы рассказать, что вы узнали и запомнили про осень?
- Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
- Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы с вами знаем об осени.
- Какие перемены принесла осень в жизнь природы?
- Какое бывает солнышко осенью?
- Какое бывает небо осенью?
- Сравните осенние денечки с летними.
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Много ли насекомых осенью?
- Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
- Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)
- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский, сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».
- Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают
- солнышко осенью (что делает?) – осенью светит меньше, уже не греет.
-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.
- птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают.
-урожай осенью с огорода (что делают?) – урожай осенью убирают.
-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду)
- Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая, нарядная, теплая, холодная, красивая, солнечная, прекрасная…)
- Почему осень щедрая?
- Почему осень разноцветная (золотая)?
Ну а сейчас, давайте поиграем.
Проводится Игра «Да или нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
- Давайте немного разомнемся и проведем физминутку:
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя
лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями рук,
лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак
Слов. игра «Скажи наоборот» :
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели.
У дуба ствол толстый, а у березы
У клена листья большие, а у березы.
У березы ствол светлый, а у клена …
Осень ранняя – осень (поздняя)
Птицы прилетают – птицы (улетают)
Дождь начался – дождь (закончился)
Листья на деревьях – листья (на земле)
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными.
Описательный рассказ по картинке.
- А теперь ребята я вам предлагаю посмотреть на картинки и составить свой рассказ.
- Попробуем?
- Что изображено на картинках? (Осень)
- Значит, рассказ наш будет об осени.
- Итак, я начну, а вы продолжите.
- «Ранняя осень – красивое время года» ребята кто хочет продолжить рассказ?
(1 картина – 1 сентября – начало осени, листья начинают желтеть…и т.д.
2 картинка – ветер сбросил листья с деревьев, становиться холоднее.
3 картинка - наступил последний месяц осени – ноябрь – приходят холода, кое- где лежит снег.)
Итог и рефлексия.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
- Молодцы ребята, я думаю что осень теперь знает, что вы все - все знаете об осени и теперь ей будет не обидно попрощаться с нами и уступить место другому времени года.
- Но это еще не все осень передала вам свои подарки.
- Давайте посмотрим.
- Да это осенние листочки и вы сможете их раскрасить сами и сделать свой осенний листочек – как настоящие художники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»
Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»
Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимна...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»
Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Золотая осень»...
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме "Осень золотая"....
Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"
Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"...
Занятие по развитию речи в старшей группе "Золотая осень"
НОД по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»Цель :- научить отыскивать в природе осенние признаки- познакомить с простейшей системой: стало холодно- пропали насекомые - улетели пт...