Конспект занятия по развитию речи " Я знаю свои права"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98комбинированного вида»
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе № 6 на тему
«Я знаю свои права»
Подготовила: воспитатель
Курчаткина О.В
Саранск 2023 г.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цели: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Формировать представление о собственных правах.
Задачи: Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;
Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;
Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;
Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.
Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об имени, семье и жилье.
Ход занятия
Организационный момент
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
Воспитатель: Ребята, давайте друг другу улыбнемся. К нам пришли гости, давайте мы их поприветствуем.
Дети: «Здравствуйте»
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Сели все правильно, спинки прямые, ноги на полу вместе.
Воспитатель: ребята, сегодня мы будем с вами говорить о том, что является важным для нас и для вас, это о наших- правах и обязанностях. Наша задача хорошо запомнить свои права и правильно пользоваться ими, и соблюдать права других людей.
Воспитатель
Знают взрослые и дети,
Да и вам узнать пора,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
И не важно, где живёшь ты,
Кто богаче, кто бедней,
И какого цвета кожа -
Право ты имеешь то же,
Что и каждый из людей.
Воспитатель: Ребята, а скажите как вы понимаете, что такое право?
Дети: Право это набор правил, которые устанавливаются государством, о люди должны их соблюдать.
Воспитатель: Правильно, ребята. Право это правила поведения в обществе. Это законы, которые должны исполнять все жители РФ.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: папка
Воспитатель: а как вы думаете, для чего нужна папка?
Ответы детей: для документов.
Воспитатель: правильно, ребята. Папка нужна для хранения документов. Чтобы все самые важные документы хранились бережно.
Воспитатель. Ребята в моей папке лежит самый первый и очень важный документ. И дома тоже у вас есть такой документ. Скажите мне, а вы знаете, что это за документ?
Ответы детей: Свидетельство о рождении.
Воспитатель.: Совершенно верно, ребята. Это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе?
Ответы детей: дата рождения, имя, фамилия, отчество.
Воспитатель: правильно ребята. В этом документе прописаны дата рождения, ФИО. А также ФИО родителей.
Воспитатель: А вы знаете, что такое – имя?
Ответы детей:
Воспитатель: Это особенное слово - собственное название каждого человека.
- А бывает так, что у ребенка нет имени?
Ответы детей: нет, без имени нельзя обойтись.
Воспитатель: правильно. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени.
- А сколько имен может иметь человек?
Ответы детей: одно имя.
Воспитатель: конечно, у каждого человека с рождения и на всю жизнь одно имя. И каждое имя что-то обозначает. Например, Имя Светлана- светлая, имя Кира- хозяйка, госпожа. Ребята, а вы знаете, что обозначает ваше имя?
Воспитатель обращает внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте:
-Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети:
Айболит – лечит тех, кто болеет.
Снегурочка – девочка из снега.
Незнайка – мальчик, который ничего не знает.
Воспитатель: - Фамилия человека тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца.
- У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Кто дает отчество ребенку?
Ответы детей: отец.
Воспитатель: Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович.
Воспитатель: А вы знаете, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми?
Ответы детей: по имени и отчеству
Воспитатель: Да, вы правы. К взрослым людям надо обращаться с почтением, по имени и отчеству. Ребята, а кто кроме мамы и папы живет еще в вашей семье?
Ответы детей: бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: они являются самими близкими родственниками, и это ваша семья.
Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Клубок знакомств»
Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться. Назвать свое ФИО.
Ответы детей: дети называют свои ФИО.
Воспитатель: Молодцы. Я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя
У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
Ответы детей:
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Воспитатель: а кто вам дал имя?
Ответы детей: Мама и папа, ваша семья.
Воспитатель обращает внимание на доску.
Воспитатель: посмотрите на картинку. Как одним словом можно сказать, что изображено на картинке?
Ответы детей: семья.
Воспитатель: Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: Ответы детей: право на семью.
Воспитатель: правильно. Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение.
Воспитатель: Что такое семья, ребята?
Ответы детей:
Воспитатель: Семья- это радость, тепло и уют,
Семья – это место, где любят и ждут.
Семья – там, где верят, желают добра.
Семья – там, где любят и ценят тебя.
Семья – это люди. Семья – это дом.
Семья – это мир, обогретый теплом.
Семья – это счастье. Семья – это свет.
Дороже семьи ничего в жизни нет.
Воспитатель: Семья это самое дорогое что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте расскажем их.
Егор: семья сильна. Когда над ней крыша одна
Злата: в хорошей семье, хорошие дети растут
Ксюша: кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
Воспитатель: Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»
Мама - мамуля, мамулька, мамулик, матушка, мамуся, мамусенька.
Папа- папочка, папулечка, папуля, папусик
Бабушка – бабулечка, бабуленька
Дедушка-дедуля, дедулечка, деда
Сестра-сестренка, сестричка, сеструля
Брат- братишка, братик
Воспитатель. Молодцы, ребята. Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье, а семья должна жить в своем жилище, в доме или квартире. Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности.
- Ребята, вы должны помнить, что в доме с вами проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?
Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
Физкультминутка
Воспитатель: ребята, я вижу вы немного устали. Давайте с вами отдохнем. Выходим на палас. Музыкальная игра «Как живешь.»
Воспитатель: ребята, то мы с вами сейчас делали?
Ответы детей: играли, танцевали, отдыхали.
Воспитатель: правильно, ребята. Посмотрите на картинку. Что дети делают? Ответы детей: Дети играют смотрят телевизор, гуляют. Купаются, загорают.
Воспитатель: а как вы думаете на что они имеют право?
Ответы детей: на отдых
Воспитатель: Воспользуйтесь своим правом на отдых -У вас сейчас очень удивительное время, и беззаботное время. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!
Воспитатель: ребята, посмотрите на картинку. Как одним словом можно назвать, что это?
Ответы детей: ученики, школа, учебники
Воспитатель: эта картинка показывает, на что вы имеете право?
Ответы детей: право на образование.
Воспитатель: правильно. Вы имеете право учиться и получать знания. А для чего вам учиться?
Ответы детей: чтобы получить диплом, чтобы много знать. Чтобы получить профессию.
Воспитатель: да вы правы. Учиться нужнго для того, чтобы быть умны и образованным человеком. А где можно получить образование?
Ответы детей: институт, техникум, университет.
Воспитатель: да, ребята. Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения. Но также у вас есть и обязанность, чтобы получить диплом и устроиться на хорошую работу. Вам что нужно делать?
Ответы детей: старательно учиться, не лениться.
Воспитатель: ребята обратите внимание на эту картинку. Что на ней изображено?
Ответы детей: доктор, врач, дети.
Воспитатель: а зачем дети приходят к доктору?
Ответы детей: чтобы лечиться. Получать лекарства.
Воспитатель: правильно. Да, ребята, врачи оказывают нам медицинскую помощь.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Ответ детей: О праве на медицинскую помощь
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Ответы детей: обрабатывают ссадины перекисью, мажут зеленкой или йодом, наклеивают лейкопластырь, мерят температуру.
- Лучше всего не простужаться и не болеть, чтоб реже ходить в больницы и поликлинику. А что для этого нужно делать?
Ответ детей: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
Воспитатель: ребята, мы разобрали ваши права и обязанности. А чтобы закрепить все что мы с вами узнали. Поиграем в игру «Собери картинку». Перед вами на столах лежат разрезные картинки, соберите их и еще раз мне скажите какие права у вас есть.
Дети собираю картинки.
Воспитатель: Молодцы. А теперь скажите, что у вас получилось. У кого какое право получилось.
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, посмотрите какие вы разные, но у вас всех одинаковые права. И никогда их нельзя нарушать и по отношению к себе, и по отношению к окружающим
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие? Что вы нового узнали?
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮРЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ"МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"....
конспект занятия по развитию речи в средней группе " Что мы знаем о зиме"
Цели:1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,2. Развивать связную речь и формировать словарь по...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-557230-1432897736.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Как зайчик свою сказку искал."
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы по развитию речи "Как зайчик свою сказку искал"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/11/picture-786229-1462990059.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Как колобок свою сказку искал"
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Как колобок свою сказку искал"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/18/picture-1262431-1597773033.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Правила дорожного движения»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Правила дорожного движения»Цель: Формирование основ безопасного поведения на дорогахЗадачи: Закрепить знания правил дорожного движен...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1505550-1705162017.jpg)
конспект занятия по развитию речи в старшей группе" Правила дорожного движения"
цель занятия-закрепление детей правил дорохного движения.расширить знания о различных видах транспорта.расширить словарный запас. класифицироать виды транспорта....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/29/picture-963155-1719653275.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Правила дорожного движения»
Закрепить знания правил дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними. Расширять словарный запас, связанный с правилами дорожного движения, учить подбирать антон...