конспект занятия по развитию речи в средней группе " Что мы знаем о зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цели:

1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,

2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.

3. Закрепить грамматические категории: 

• Навыки подбора существительного к прилагательному; 
• Согласование числительных с существительными. 

4. Развивать общую и мелкую моторику. 

5. Воспитывать любовь к природе родного края. 

Ход занятия. 
Организационный момент. 
Воспитатель.
Дети, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ничего не знает. 
Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его? 
Дети. Незнайка. 
Воспитатель. Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад. 
Основная часть. 
Стук в дверь. В группу заходит Незнайка. 
Незнайка. А вот и я! Здравствуйте мои друзья. 
Дети здороваются с Незнайкой. 
Незнайка. Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима? 
Воспитатель. Дети , расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. 
Дети садятся на ковер вокруг круга. 
Вопросы. 
• Что бывает зимой? 
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад) 
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.) 
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.) 
Незнайка. Большое спасибо, дети. Сколько интересного, я узнал о зиме. 
Воспитатель. Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил. 
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши. 


Воспитатель  называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, радуга, снегопад. 
Незнайка. Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой? 
Воспитатель. Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе. 
Самомассаж   «Наступили холода». 
Да – да – да, ---потереть ладошки друг о друга. 
Наступили холода 
Да – да – да, ---мягко провести большими пальцами рук по шее 
Превратилась в лед вода. сверху вниз. 
Ду – ду – ду, ---казательными пальцами помассировать крылья носа. 
Поскользнусь я на льду. 
Ду – ду – ду ---хлопки в ладоши. 
Ну, заяц, погоди! ---растереть ладонями уши. 
Я на лыжах иду. 
Ды – ды – ды, ---приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично 
На снегу есть следы. растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди – ди – ди, ---погрозить пальцем. 
Воспитатель. Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Дети , назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом. 
Дети. Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку,  штаны, сапоги, валенки. 
Незнайка. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома? 
Воспитатель. Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой. 
Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей. 
Воспитатель. Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы. 
Игра «Попади в цель» . 
Воспитатель предлагает детям взять по три снежка (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок ( одна снежинка, две снежинки, три снежинки). 
Незнайка. Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки. 
Воспитатель. Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки. 
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок»   .
(Координация речи с движением) 
Раз, два, три, четыре.--- загибают пальчики, начиная с большого. 
Мы с тобой снежок слепили. ---лепят, меняя положение ладоней. 
Круглый, крепкий, очень гладкий ---показывают круг, сжимают ладонь, 
гладят одной ладонью другую. 
И совсем – совсем не сладкий.--- грозят пальчиком. 
Раз – подбросим, ---смотрят вверх, подбрасывают 
воображаемый снежок. 
Два – поймаем,--- приседают, ловят воображаемый снежок. 
Три – уроним ---встают, роняют снежок. И сломаем. ---топают на месте.

Воспитатель. Дети  садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.) 

В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню… 
Дети открывают глаза. 
Незнайка. Мне очень понравилась песенка вьюги. 
Воспитатель. Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем. 
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья. 
Воспитатель. Дети , мне кажется, что с нашим деревом что-то не так? 
Дети. На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев. 
Воспитатель. Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки. 
Дети выполняют задание. 
Незнайка.
Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками. 
Воспитатель. Дети , посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением. 
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка». 
Воспитатель.
Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать? 
• Снежный – ком, дом; 
• Холодное – утро, солнце, дыхание; 
• Морозный – день, воздух, узор, ветер; 
• Снежная – горка, улица; 
• Трескучий – мороз, лёд; 
• Зимняя - дорога ветер, мороз; 
• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки; 
• Колючий - ветер, мороз. 
Итог  НОД. 

Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось у нас? 
Незнайка. Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима. 
Воспитатель. На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами. 
Дети дарят снежинки Незнайке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в  средней группе.

ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?» 
(лексическая тема "ЗИМА") 

Цели: 
1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,  

2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме. 
3. Закрепить грамматические категории: 
• Навыки подбора существительного к прилагательному; 
• Согласование числительных с существительными. 
4. Развивать общую и мелкую моторику. 
5. Воспитывать любовь к природе родного края. 

Оборудование: плакаты "круг зимних явлений", "зимние развлечения", "снежки" из поролона, осенние листочки и снежинки из ткани с петельками, дерево с пуговицами, диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики)
Предварительная работа: изготовление снежинок из бумаги (оригами), рассматривание иллюстраций с изображением зимы. 
Ход занятия. 
Организационный момент. 
Воспитатель.
 Дети, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ни чего не знает. 
Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его? 
Дети. Незнайка. 
Воспитатель. Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад. 
Основная часть. 
Стук в дверь. В группу заходит Незнайка. 
Незнайка. А вот и я! Здравствуйте мои друзья. 
Дети здороваются с Незнайкой. 
Незнайка. Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима? 
Воспитатель. Дети , расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. 
Дети садятся на ковер вокруг круга. 
Вопросы. 
• Что бывает зимой? 
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад) 
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.) 
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.) 
Незнайка. Большое спасибо, дети. Сколько интересного, я узнал о зиме. 
Воспитатель. Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил. 
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши. 


Воспитатель  называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, радуга, снегопад. 
Незнайка. Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой? 
Воспитатель. Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе. 
Самомассаж   «Наступили холода». 
Да – да – да, ---потереть ладошки друг о друга. 
Наступили холода 
Да – да – да, ---мягко провести большими пальцами рук по шее 
Превратилась в лед вода. сверху вниз. 
Ду – ду – ду, ---казательными пальцами помассировать крылья носа. 
Поскользнусь я на льду. 
Ду – ду – ду ---хлопки в ладоши. 
Ну, заяц, погоди! ---растереть ладонями уши. 
Я на лыжах иду. 
Ды – ды – ды, ---приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично 
На снегу есть следы. растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди – ди – ди, ---погрозить пальцем. 
Воспитатель. Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Дети , назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом. 
Дети. Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку,  штаны, сапоги, валенки. 
Незнайка. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома? 
Воспитатель. Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой. 
Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей. 
Воспитатель. Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы. 
Игра «Попади в цель» . 
Воспитатель предлагает детям взять по три снежка (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок ( одна снежинка, две снежинки, три снежинки). 
Незнайка. Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки. 
Воспитатель. Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки. 
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок»   .
(Координация речи с движением) 
Раз, два, три, четыре.--- загибают пальчики, начиная с большого. 
Мы с тобой снежок слепили. ---лепят, меняя положение ладоней. 
Круглый, крепкий, очень гладкий ---показывают круг, сжимают ладонь, 
гладят одной ладонью другую. 
И совсем – совсем не сладкий.--- грозят пальчиком. 
Раз – подбросим, ---смотрят вверх, подбрасывают 
воображаемый снежок. 
Два – поймаем,--- приседают, ловят воображаемый снежок. 
Три – уроним ---встают, роняют снежок. И сломаем. ---топают на месте.

 

Воспитатель. Дети  садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.) 
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню… 
Дети открывают глаза. 
Незнайка. Мне очень понравилась песенка вьюги. 
Воспитатель. Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем. 
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья. 
Воспитатель. Дети , мне кажется, что с нашим деревом что-то не так? 
Дети. На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев. 
Воспитатель. Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки. 
Дети выполняют задание. 
Незнайка.
 Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками. 
Воспитатель. Дети , посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением. 
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка». 
Воспитатель.
 Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать? 
• Снежный – ком, дом; 
• Холодное – утро, солнце, дыхание; 
• Морозный – день, воздух, узор, ветер; 
• Снежная – горка, улица; 
• Трескучий – мороз, лёд; 
• Зимняя - дорога ветер, мороз; 
• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки; 
• Колючий - ветер, мороз. 
Итог  НОД.  

Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось у нас? 
Незнайка. Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима. 
Воспитатель. На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами. 
Дети дарят снежинки Незнайке. 

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема:  «ОСЕННИЙ УРОЖАЙ»

(лексическая тема осень)

 Цели:

Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Устанавливать связь между сезонными признаками природы.

Развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в

Группе.

Воспитывать  любовь и уважение к природе.

Оборудование: игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи, картины осени, сада,  огорода.

 Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель читает детям стихотворение:

- Доброе утро!  

Птицы запели.

- Добрые люди

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

Пообщаться приглашаю!

(Дети собираются около педагога)

Воспитатель:  дети скажите, какое сейчас время года?

Дети: осень

Воспитатель: какой урожай собирают осенью?

Дети: фрукты, овощи, ягоды, грибы.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и   заглянем  во фруктовый сад, на огород.Вы готовы? Тогда в путь.  А  помогут нам в пути цветные клубочки:

- Будем ниточки крутить, за клубочками спешить.

(дети сматывают клубочки)

Воспитатель: посмотрите, куда мы с вами попали?  (плакат с изображение огорода)

Дети: на огород.

Воспитатель: дети, что растет на огороде?

(дети перечисляют овощи)

Воспитатель: как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук?  

Дети: овощи.

 Речевое упражнение «Убираем овощи»

Воспитатель: скажите  дети как убирают овощи? Подберите слова-действия.

 - Картофель (выкапывают)

- Лук (срезают)

- Редис (выдергивают)

- Помидор (срывают)

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Баклажан (срывают)

- Перец (срывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Капусту (срезают)

Воспитатель: дети, кто это шевелится у меня под колпачком?

Дети:  ёжик

Ежик: я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

Воспитатель: а где живет ежик?

Дети: в лесу, в саду.

Воспитатель: нам надо проводить ежика  и собрать для него осенний урожай.

 Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

 Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

 Работа по теме «Дары осени в саду»

 Упражнение «Назови фрукты»

Воспитатель: рядом с огородом, сад. Скажите, что растет в саду?

 Упражнение «Один много»

Воспитатель:  надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик:  здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

Воспитатель: на картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

                                                                            - одно яблоко, много (яблок)

                                                                       -  один апельсин, много (апельсинов)

                                                                            - один лимон, много (лимонов)

-                                                                    -один мандарин, много (мандаринов)

                                                                            - один банан, много (бананов)

 Упражнение «Назови садовые ягоды»

 Воспитатель: дети, в саду растут не только фрукты.  Скажите одним словом, что это?

Дети: ягоды.

Ежик:  таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

Воспитатель: давайте ежику расскажем об этих ягодах

Упражнение «Опиши ягоду»

Воспитатель: расскажем  ежику  про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

5. Физкультминутка.

 Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)

 Ежик: я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

6. Работа по теме «Дары осени в лесу»

 Воспитатель: в лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы?

Дети: съедобные

Воспитатель: посмотрите  и назовите съедобные грибы.

Дети: опенок, груздь, сыроежка, лисичка.

Воспитатель: какой гриб несъедобный?

Дети: мухомор

Ежик: спасибо дети вам  большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов

Воспитатель - назовите, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика?

Дети - огурец, помидор, баклажан.

Воспитатель -  это …

Дети - яблоко, груша, апельсин.

Воспитатель- это …

Дети - клубника, малина, смородина .

Воспитатель  - это …

 Дети - опенок, сыроежка, груздь .

Воспитатель - это …

Ежик: Большое  спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе "Что мы знаем о зиме?"

Данное  занятие  разработано  с  внедрением технологии  ТРИЗ. К  детям  приходит  с  вопросом  мультипликационный  персонаж  Лунтик.На...

область "коммуникация". конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима"

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим в средней группе«Зима»            Провела воспитатель: Цыпышева Людмила Неповна...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звери зимой"

Учить детей пересказавать близко к тексту услышаный рассказ.Развивать монологическую речь....

Зимующие птицы. Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

На занятии закрепляются знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании и повадках, использованы средства икт и исследовательской деятельности....

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Расскажем ежику о зиме"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Расскажем ежику о зиме"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения А.Барто "Я знаю, что надо придумать..."

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения А.Барто "Я знаю, что надо придумать..."...