конспект занятия по развитию речи в средней группе " Что мы знаем о зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цели:
1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,
2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
3. Закрепить грамматические категории:
• Навыки подбора существительного к прилагательному;
• Согласование числительных с существительными.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать любовь к природе родного края.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. Дети, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ничего не знает.
Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его?
Дети. Незнайка.
Воспитатель. Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад.
Основная часть.
Стук в дверь. В группу заходит Незнайка.
Незнайка. А вот и я! Здравствуйте мои друзья.
Дети здороваются с Незнайкой.
Незнайка. Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима?
Воспитатель. Дети , расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай.
Дети садятся на ковер вокруг круга.
Вопросы.
• Что бывает зимой?
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад)
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
Незнайка. Большое спасибо, дети. Сколько интересного, я узнал о зиме.
Воспитатель. Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил.
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.
Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, радуга, снегопад.
Незнайка. Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?
Воспитатель. Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе.
Самомассаж «Наступили холода».
Да – да – да, ---потереть ладошки друг о друга.
Наступили холода
Да – да – да, ---мягко провести большими пальцами рук по шее
Превратилась в лед вода. сверху вниз.
Ду – ду – ду, ---казательными пальцами помассировать крылья носа.
Поскользнусь я на льду.
Ду – ду – ду ---хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди! ---растереть ладонями уши.
Я на лыжах иду.
Ды – ды – ды, ---приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично
На снегу есть следы. растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди – ди – ди, ---погрозить пальцем.
Воспитатель. Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Дети , назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.
Дети. Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, штаны, сапоги, валенки.
Незнайка. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?
Воспитатель. Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.
Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.
Воспитатель. Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы.
Игра «Попади в цель» .
Воспитатель предлагает детям взять по три снежка (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок ( одна снежинка, две снежинки, три снежинки).
Незнайка. Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки.
Воспитатель. Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки.
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» .
(Координация речи с движением)
Раз, два, три, четыре.--- загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. ---лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий ---показывают круг, сжимают ладонь,
гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий.--- грозят пальчиком.
Раз – подбросим, ---смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.
Два – поймаем,--- приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним ---встают, роняют снежок. И сломаем. ---топают на месте.
Воспитатель. Дети садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню…
Дети открывают глаза.
Незнайка. Мне очень понравилась песенка вьюги.
Воспитатель. Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья.
Воспитатель. Дети , мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?
Дети. На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев.
Воспитатель. Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки.
Дети выполняют задание.
Незнайка. Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками.
Воспитатель. Дети , посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».
Воспитатель. Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
• Снежный – ком, дом;
• Холодное – утро, солнце, дыхание;
• Морозный – день, воздух, узор, ветер;
• Снежная – горка, улица;
• Трескучий – мороз, лёд;
• Зимняя - дорога ветер, мороз;
• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;
• Колючий - ветер, мороз.
Итог НОД.
Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось у нас?
Незнайка. Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима.
Воспитатель. На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами.
Дети дарят снежинки Незнайке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»
(лексическая тема "ЗИМА")
Цели:
1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,
2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
3. Закрепить грамматические категории:
• Навыки подбора существительного к прилагательному;
• Согласование числительных с существительными.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: плакаты "круг зимних явлений", "зимние развлечения", "снежки" из поролона, осенние листочки и снежинки из ткани с петельками, дерево с пуговицами, диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики)
Предварительная работа: изготовление снежинок из бумаги (оригами), рассматривание иллюстраций с изображением зимы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. Дети, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ни чего не знает.
Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его?
Дети. Незнайка.
Воспитатель. Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад.
Основная часть.
Стук в дверь. В группу заходит Незнайка.
Незнайка. А вот и я! Здравствуйте мои друзья.
Дети здороваются с Незнайкой.
Незнайка. Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима?
Воспитатель. Дети , расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай.
Дети садятся на ковер вокруг круга.
Вопросы.
• Что бывает зимой?
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад)
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
Незнайка. Большое спасибо, дети. Сколько интересного, я узнал о зиме.
Воспитатель. Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил.
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.
Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, радуга, снегопад.
Незнайка. Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?
Воспитатель. Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе.
Самомассаж «Наступили холода».
Да – да – да, ---потереть ладошки друг о друга.
Наступили холода
Да – да – да, ---мягко провести большими пальцами рук по шее
Превратилась в лед вода. сверху вниз.
Ду – ду – ду, ---казательными пальцами помассировать крылья носа.
Поскользнусь я на льду.
Ду – ду – ду ---хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди! ---растереть ладонями уши.
Я на лыжах иду.
Ды – ды – ды, ---приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично
На снегу есть следы. растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди – ди – ди, ---погрозить пальцем.
Воспитатель. Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Дети , назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.
Дети. Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, штаны, сапоги, валенки.
Незнайка. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?
Воспитатель. Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.
Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.
Воспитатель. Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы.
Игра «Попади в цель» .
Воспитатель предлагает детям взять по три снежка (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок ( одна снежинка, две снежинки, три снежинки).
Незнайка. Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки.
Воспитатель. Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки.
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» .
(Координация речи с движением)
Раз, два, три, четыре.--- загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. ---лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий ---показывают круг, сжимают ладонь,
гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий.--- грозят пальчиком.
Раз – подбросим, ---смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.
Два – поймаем,--- приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним ---встают, роняют снежок. И сломаем. ---топают на месте.
Воспитатель. Дети садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню…
Дети открывают глаза.
Незнайка. Мне очень понравилась песенка вьюги.
Воспитатель. Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья.
Воспитатель. Дети , мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?
Дети. На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев.
Воспитатель. Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки.
Дети выполняют задание.
Незнайка. Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками.
Воспитатель. Дети , посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».
Воспитатель. Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
• Снежный – ком, дом;
• Холодное – утро, солнце, дыхание;
• Морозный – день, воздух, узор, ветер;
• Снежная – горка, улица;
• Трескучий – мороз, лёд;
• Зимняя - дорога ветер, мороз;
• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;
• Колючий - ветер, мороз.
Итог НОД.
Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось у нас?
Незнайка. Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима.
Воспитатель. На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами.
Дети дарят снежинки Незнайке.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «ОСЕННИЙ УРОЖАЙ»
(лексическая тема осень)
Цели:
Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Устанавливать связь между сезонными признаками природы.
Развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
Группе.
Воспитывать любовь и уважение к природе.
Оборудование: игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи, картины осени, сада, огорода.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель читает детям стихотворение:
- Доброе утро!
Птицы запели.
- Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
- Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)
Воспитатель: дети скажите, какое сейчас время года?
Дети: осень
Воспитатель: какой урожай собирают осенью?
Дети: фрукты, овощи, ягоды, грибы.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и заглянем во фруктовый сад, на огород.Вы готовы? Тогда в путь. А помогут нам в пути цветные клубочки:
- Будем ниточки крутить, за клубочками спешить.
(дети сматывают клубочки)
Воспитатель: посмотрите, куда мы с вами попали? (плакат с изображение огорода)
Дети: на огород.
Воспитатель: дети, что растет на огороде?
(дети перечисляют овощи)
Воспитатель: как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук?
Дети: овощи.
Речевое упражнение «Убираем овощи»
Воспитатель: скажите дети как убирают овощи? Подберите слова-действия.
- Картофель (выкапывают)
- Лук (срезают)
- Редис (выдергивают)
- Помидор (срывают)
- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
- Баклажан (срывают)
- Перец (срывают)
- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
- Капусту (срезают)
Воспитатель: дети, кто это шевелится у меня под колпачком?
Дети: ёжик
Ежик: я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
Воспитатель: а где живет ежик?
Дети: в лесу, в саду.
Воспитатель: нам надо проводить ежика и собрать для него осенний урожай.
Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
Работа по теме «Дары осени в саду»
Упражнение «Назови фрукты»
Воспитатель: рядом с огородом, сад. Скажите, что растет в саду?
Упражнение «Один много»
Воспитатель: надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
Воспитатель: на картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
- одно яблоко, много (яблок)
- один апельсин, много (апельсинов)
- один лимон, много (лимонов)
- -один мандарин, много (мандаринов)
- один банан, много (бананов)
Упражнение «Назови садовые ягоды»
Воспитатель: дети, в саду растут не только фрукты. Скажите одним словом, что это?
Дети: ягоды.
Ежик: таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
Воспитатель: давайте ежику расскажем об этих ягодах
Упражнение «Опиши ягоду»
Воспитатель: расскажем ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
5. Физкультминутка.
Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
Ежик: я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
6. Работа по теме «Дары осени в лесу»
Воспитатель: в лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы?
Воспитатель: посмотрите и назовите съедобные грибы.
Дети: опенок, груздь, сыроежка, лисичка.
Воспитатель: какой гриб несъедобный?
Дети: мухомор
Ежик: спасибо дети вам большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов
Воспитатель - назовите, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика?
Дети - огурец, помидор, баклажан.
Воспитатель - это …
Дети - яблоко, груша, апельсин.
Воспитатель- это …
Дети - клубника, малина, смородина .
Воспитатель - это …
Дети - опенок, сыроежка, груздь .
Воспитатель - это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе "Что мы знаем о зиме?"
Данное занятие разработано с внедрением технологии ТРИЗ. К детям приходит с вопросом мультипликационный персонаж Лунтик.На...
область "коммуникация". конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима"
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим в средней группе«Зима» Провела воспитатель: Цыпышева Людмила Неповна...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звери зимой"
Учить детей пересказавать близко к тексту услышаный рассказ.Развивать монологическую речь....
Зимующие птицы. Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
На занятии закрепляются знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании и повадках, использованы средства икт и исследовательской деятельности....
конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"
Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Расскажем ежику о зиме"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Расскажем ежику о зиме"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения А.Барто "Я знаю, что надо придумать..."
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения А.Барто "Я знаю, что надо придумать..."...