конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы "Приметы весны на хвостах птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
занятие по познавательно-речевому развитию детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_otkrytoe_v_st_gr_primety_vesny_na_hvostah_ptits.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Конспект занятия
по познавательно-речевому развитию
для детей старшей группы
«Приметы весны на хвостах перелетных птиц»
Выполнила
воспитатель
Брунёва А.В.
г. Горняк, 2022 год
Цель: создание условий для развития познавательно-речевой деятельности детей по теме «Приметы весны»
Задачи:
- учить составлять рассказ о приметах весны по мнемокартинкам;
- учить строить грамматически правильные предложения о приметах весны;
- закреплять названия перелетных птиц, последовательность их прилета в родные края, их особенности внешнего строения;
- развивать слуховую память через заучивание стихотворения по пиктограммам;
- активизировать словарный запас словами «капель», «проталины», «ледоход», «ледокол», «ледоруб», названиями весенних цветов, словами- действиями к названиям цветов;
- развивать слуховое внимание, логическое мышление, межполушарное взаимодействие через кинезиологические упражнения;
- закреплять названия детенышей животных через использование ритмической гимнастики;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: знакомство с перелётными птицами и их календарем прилета в родные края, чтение литературных произведений о весне, знакомство с правилами игр «Кормушка», «Назови и не повтори», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», разучивание ритмической гимнастики «Животные на полянке».
Оборудование: макет дерева с силуэтами перелетных птиц, мольберт для работы с пиктограммами к стихотворению, доска для вывешивания мнемокартинок к рассказу о приметах весны, картинки к пиктограммам, мяч, картинки к игре «Что сначала, что потом», картинки с изображением ледохода, ледокола и ледоруба, музыка «Если нравится тебе, то делай так» для ритмической гимнастики, кубики с изображением диких животных.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Добрый день, добрый час
Очень рады видеть вас!
- В народе говорят: «Перелетные птицы приносят на хвосте весну». Почему?(ответы детей)
- Но прилетают птицы не все сразу, а по-очереди. Посмотрите, сколько их уже прилетело на наше дерево. С появлением каждой из птиц в весенней природе происходят какие-то изменения. Чтобы это узнать необходимо выполнить задание каждой птицы. Когда у нас будут все приметы, мы сможем составить целый рассказ о весне.
Основная часть:
- Первым прилетает….. (воспитатель достает с ветки силуэт птицы грач)
- Грач нам предлагает послушать и запомнить стихотворение: (воспитатель читает стихотворение «Капель» и параллельно вывешивает на мольберт пиктограммы к нему)
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыш.
К нам весна идет. Мы слышим.
Кап! Кап! Кап! Кап!
(подчеркнуты слова, нарисованные на пиктограммах)
- Про что это стихотворение?
- Что такое капель?
- Какое предложение мы можем построить о первой примете весны? (РАННЕЙ ВЕСНОЙ НА СОЛНЦЕ ТАЮТ СОСУЛЬКИ И ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ)
Картинка одним из детей вывешивается на доску.
- За грачами прилетают…… (скворцы)
- Скворец предлагает поиграть в игру «Лужи и проталинки». А чем они отличаются?
Как скажу я слово «лужа»
Вам попрыгать будет нужно,
А «проталинка» скажу –
Все сидят как я сижу.
Но будьте внимательны,
Я буду вас путать обязательно.
- Какую примету весны принес нам скворец? Постройте предложение. (ТАЕТ СНЕГ И ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ПРОТАЛИНКИ)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
- Чуть позже прилетают…… (трясогузки)
- У трясогузки такое задание: нужно образовать одно слово из двух:
ЛЕД ХОДИТЬ (ЛЕДОХОД)
ЛЕД РУБИТЬ (ЛЕДОРУБ)
ЛЕД КОЛОТЬ (ЛЕДОКОЛ)
(Воспитатель показывает картинки по мере образования новых слов)
- А теперь я буду произносить предложения, а вы его заканчивать нужным словом:
- Раскололся зимний лед, на реках начался….(ледоход)
- Для плавания во льдах был построен…….(ледокол)
- Для восхождения на горные вершины альпинисту нужен ……..(ледоруб)
- Как вы думает, какую примету весны принесла трясогузка? (НА РЕКАХ ПРОИСХОДИТ ЛЕДОХОД)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
- Следующие прилетают……. (жаворонки)
- Они нам предлагают отдохнуть и поиграть на полянке.
Дети проходят на ковер, где по кругу выложены парами кубики с изображением животных. Дети рассаживаются у кубиков. Под мелодию песни «Если нравится, то делай так» выполняется ритмическая гимнастики, дети несколько раз меняются кубиками. Когда музыка останавливается, дети рассказывают о том, какое животное им попалось и какой детеныш у него появляется весной. (Например, «У белки появляется бельчонок» и т.д.)
- Какие предложения мы можем построить по следующей картинке о животных весной. (У ЖИВОТНЫХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТЕНЫШИ. ПРОСЫПАЮТСЯ МЕДВЕДЬ, БАРСУК, ЕЖ. БЕЛКА И ЗАЯЦ МЕНЯЮТ ЦВЕТ ШЕРСТИ.)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
- За жаворонками прилетают ….. (лебеди). А вместе с ними гуси, утки, журавли, цапли.
- Они предлагают пригласить перелетных птиц на кормушку.
Игра «Кормушка» (под слова дети выполняют кинезиологические упражнения)
Все: Мы идем, идем, идем
До кормушки дойдем.
(«лезгинка»)
Корм насыпаем
(ладонь с расставленными пальцами – кулак)
Воспитатель: длинноклювых птиц приглашаем (дети называют)
Затем игра повторяется несколько раз с приглашением, например, водоплавающих, короткоклювых, длинноногих птиц (дети заранее знают, что можно приглашать только перелетных птиц).
- Что происходит с птицами весной? Постройте предложение по картинке (ПРИЛЕТАЮТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ, ВЬЮТ ГНЕЗДА И ВЫСИЖИВАЮТ ПТЕНЦОВ)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
- Следующими прилетают ……. (коршуны)
- Поиграем в игру «Назови и не повтори»
- Я буду называть весенние цветы и бросать вам мяч, а вы – что они могут делать. Только будьте внимательны и не повторяйтесь.
ТЮЛЬПАН…………..(цветет)
ПОДСНЕЖНИК……………(растет)
ОДУВАНЧИК……..(качается)
ЛАНДЫШ……………………(наклоняется)
ПРИМУЛА……………………….(питается)
ГИАЦИНТ…………………………….(зеленеет)
ГУСИННЫЙ ЛУК……………..(распускается)
ПРОСТРЕЛ………………….(радует глаз)
ИРИС………………………….(вянет)
МЕДУНИЦА…………………………(падает)
ВЕТРЕННИЦА…………………….(тянется к солнцу)
НАРЦИСС………………………..(блестит)
НЕЗАБУДКИ………………………(прорастает)
- О какой примете весны нам рассказывает коршун (РАСПУСКАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
- Одним из последних возвращаются птицы, которые в основном питаются насекомыми. Это………….(ласточки)
Игра «Четвертый лишний»:
- Сентябрь, март, апрель, май (дети выбирают лишнее название и объясняют почему)
- Почки, проталины, ледоход, листопад.
- Ласточка, цапля, жаворонок, воробей.
- Ромашка, одуванчик, ландыш, подснежник.
- Капель, первоцвет, фрукты, листва.
- Какое предложение о весне модно построить по этой картинке? (СОЛНЦЕ ВЕСНОЙ ГРЕЕТ ТЕПЛЕЕ, ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ ДЛИННЕЕ)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
- Еще одна птица, которая питается насекомыми – это……… (соловей)
Игра «Что сначала, что потом» (по картинкам)
- Листочки, солнышко, капель (дети должны выбрать последовательность событий весной из трех картинок и построить предложение: «Сначала пригревает солнышко, потом звенит капель, после появляются листочки»)
- Ледоход, трава, солнышко.
- Почки, ручьи, одуванчики.
- Птицы, проталины, солнышко.
- Листочки, лужи, сугробы.
- Строим последнее предложение о примете весны по картинке (ЛЮДИ ПЕРЕОДЕВАЮТСЯ В ВЕСЕННЮЮ ОДЕЖДУ, НАЧИНАЮТ ПОСАДКИ ОГОРОДОВ, ПОЛЕЙ И САДОВ)
Картинка вывешивается на доску рядом с предыдущей.
Итог занятия:
- Вот и получился у нас рассказ о весне (воспитатель обращает внимание на доску, где висят мнемокартинки с приметами весны). Давайте его повторим (дети пересказывают рассказ с помощью мнемокартинок).
Греет солнышко и вот,
Тает снег и тает лед.
И погода так ясна,
Значит к нам пришла…..
(весна)
- Всем гостям на прощанье
Скажем дружно: «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас
Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...
Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Пасхальная коробочка» (аппликация)
В конспекте описано занятие по аппликации по теме: "Пасхальная коробочка" для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия для старших дошкольников по развитию умения рисовать предметы техникой тычка....
Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе "Весна идет, весне дорогу!"
Цель: формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представле...
Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло"
Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло" Программное содержание:Раскрыть сущность полярных понятий &ldquo...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"
Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....