Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)
Конспект занятия по художественно-творческому развитию
детей старшего дошкольного возраста:
лепка «Дымковские животные»
Воспитатель:
Гарипова А.И.
Цель. Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.
Программные задачи: совершенствовать умения детей лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, используя приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания; закреплять умение дополнять работу мелкими деталями, используя пластилин другого цвета; продолжать учить в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания и передачи деталей; воспитывать интерес к народной игрушке.
Материал: дымковские игрушки: конь, олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; две карточки с силуэтным изображением дымковских животных, пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр фрагмента записи на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Веселая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назовите меня,
(Дымковская игрушка.)
- Почему у этих игрушек такое название?
(По названию села – Дымковская слобода.)
1 ребенок. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
В селе рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лепка "Дымковские животные" | 20.19 КБ |
самоанализ занятия: лепка "Дымковские животные" | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)
Конспект занятия по художественно-творческому развитию
детей старшего дошкольного возраста:
лепка «Дымковские животные»
Воспитатель:
Гарипова А.И.
Цель. Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.
Программные задачи: совершенствовать умения детей лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, используя приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания; закреплять умение дополнять работу мелкими деталями, используя пластилин другого цвета; продолжать учить в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания и передачи деталей; воспитывать интерес к народной игрушке.
Материал: дымковские игрушки: конь, олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; две карточки с силуэтным изображением дымковских животных, пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр фрагмента записи на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Веселая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назовите меня,
(Дымковская игрушка.)
- Почему у этих игрушек такое название?
(По названию села – Дымковская слобода.)
1 ребенок. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
В селе рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Воспитатель. Посмотрите, ребята на выставку дымковских игрушек. Полюбуйтесь на них. Давайте рассмотрим их поближе. Кого вы здесь видите?
2 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Барышня».)
Девица в венце,
Румяна на лице,
Собой хороша,
Стоит, не дыша.
3 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Няня.)
В кокошнике няня,
На руках Ваня,
И хорош, и пригож,
Скоро, Ваня, подрастешь.
4 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки « Водоноска».)
За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет.
5 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Индюк».)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
А высокий гребешок
Точно солнечный цветок.
6 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Доярушка».)
Стоит молодушка,
А с ней коровушка:
Важная, спокойная,
Коровушка дойная.
7 ребёнок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Всадник».)
Что за конь!
Только тронь –
С всадником вместе
Ускачет вёрст за двести.
Воспитатель. Какие они нарядные, яркие, солнечные! Как же делают дымковские игрушки?
(Индивидуальные ответы детей: из глины делают фигурки, потом их обжигают в печи, когда высохнут, покрывают белилами, потом расписывают узорами.)
Воспитатель. Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
А хотите открыть мастерскую по изготовлению дымковских игрушек? (Ответы детей). И так, сегодня на занятии мы будем лепить дымковских животных. А лепить мы будем не из глины, как это делают мастера, а из материала, очень похожего на глину – из пластилина.
Каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У козлика это…(загнутые рога, бородка, носочки и короткий хвостик), у коня…(на шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост.), а у коровы… (длинные рога и хвост с кисточкой). Этими признаками одно животное отличается от другого. В чем же их сходство? Что у них одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить дымковских животных надо начинать одинаково. С чего нужно начать лепку? (Ответы детей.) А чтобы вам было легче соблюдать последовательность лепки, предлагаю воспользоваться подсказками мнемотаблицы. (Педагог демонстрирует мнемотаблицу, дети проговаривают последовательность лепки животных, вспоминают приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания и т.д.)
Воспитатель. Кто какое животное будет лепить, вы узнаете по карточке. (Предлагает детям выбрать карточки, с силуэтным изображением животного, сесть за тот стол, где лежит картинка этого животного.) С чего нужно начать лепку животного? (С деления куска пластилина на две неравные части и раскатывания из них исходных форм – цилиндров разной величины, пластилин другого цвета дается дополнительно.)
Воспитатель. Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики перед началом лепки. (Педагог проводит пальчиковую гимнастику «Поет рожок», дети выполняют движения руками согласно тексту.)
Пальчиковая гимнастика:
Поёт рожок, поёт рожок. (Игра на дудочке)
Мы гоним стадо на лужок. («Человечки» обеими руками)
Пасем коров мы целый день, (постукивание кулачками друг об друга)
Лишь станет жарко – гоним в тень, (вытирать пот со лба)
К студеной речке водим пить, («зачерпывание» ладошками)
А к вечеру спешим доить. («Доить» обеими руками поочередно).
В процессе лепки педагог напоминает, что игрушечные животные должны получиться похожими на дымковские, поэтому во время работы надо сравнивать свою лепку с картинкой, , добиваться сходства. Обращает внимание детей на пропорции между частями тела животного (ноги должны быть длиннее шеи, а шея длиннее головы.)
Физкультминутка:
- Далеко, далеко (руки поочерёдно ко лбу с наклонами в стороны)
на лугу пасутся ко… (повороты в стороны)
- Кони? (изображают лошадку)
- Нет, не кони (повороты головы влево, вправо)
- Далеко, далеко (руки поочерёдно ко лбу с наклонами в стороны)
на лугу пасутся ко… (повороты в стороны)
- Козы? (прыжки на двух ногах)
- Нет, не козы (повороты головы влево, вправо)
- Далеко, далеко (руки поочерёдно ко лбу с наклонами в стороны)
На лугу пасутся ко… (повороты в стороны)
- Коровы? (Показывают рожки)
- Пейте, дети, молоко будете здоровы! (поскоки с хлопками)
Дети оформляют свою поделку дополнительными деталями (хвост, рога, грива ) пластилином другого цвета и декорируют свою игрушку кругами, кольцами, точками вдоль туловища и ног животных при помощи стеки и печатками - колпачками .
Педагог акцентирует внимание детей на выразительность дымковских игрушек: мастера придают им такую позу, по которой сразу видно, что их животные гордые, весёлые.
- Посмотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её, если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же.
Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши мастера потрудились на славу: все игрушки получились нарядными и выразительными. Молодцы, ребята. А теперь, сравним ваши игрушки с дымковскими и найдем наиболее похожие.
(Дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят наиболее схожие, определяют, в чем его сходство с игрушкой).
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)
Самоанализ занятия
по художественно-творческому развитию
детей старшего дошкольного возраста:
лепка «Дымковские животные».
Вашему вниманию было предложено занятие с одной подгруппой детей подготовительной группы детского сада. В подгруппе ___________ человек.
На начало года дети показали:
Высокий уровень________
Средний уровень ________
Низкий уровень _________
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.
Цель занятия: Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.
Программные задачи:
Обучающие: совершенствовать умения детей лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, используя приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания; Закрепляющие: закреплять умение дополнять работу мелкими деталями, используя пластилин другого цвета; продолжать учить в процессе лепки сравнивать свою работу с изображением дымковской игрушки; использовать стеку для надрезания и передачи деталей;
Воспитательные: воспитывать интерес к народной игрушке.
Материал: дымковские игрушки: конь, олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; две карточки с силуэтным изображением дымковских животных, пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр фрагмента записи на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.
Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленной цели.
Структура занятия представлена 4 частями.
Организационный момент (отгадывание загадки) вызвал интерес детей к предстоящему занятию, выставка изображений дымковских игрушек, обсуждение выставки позволило активизировать в памяти детей знания, полученные ранее на занятиях по изобразительной деятельности.
Эмоциональный настрой обеспечивался образностью материала, легким музыкальным сопровождением, а также доверительным отношением между воспитателем и детьми. Предварительное разучивание стихотворений позволило вспомнить названия дымковских игрушек.
Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.
Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия.
Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.
Использование игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало подготовке к процессу рисования.
Выбор детьми наиболее схожей с оригиналом игрушки позволило оценить полученные работы.
Для решения первой задачи использовался наглядный прием (демонстрация выставки изображений дымковских игрушек, обсуждение сходства и различий в передаче формы дымковских игрушек, активизация в памяти приемов лепки (оттягивание, прищипывание и т.д), ряд поисковых вопросов («Как делают дымковские игрушки?», «Какой цвет используется в росписи изделия?» и т.д.), а также метод моделирования (схема последовательности выполнения лепки), способствовало практическому применению полученных знаний.
С решением первой задачи дети справились
На высоком уровне ____________
На среднем уровне ____________
На низком уровне _____________
Обращение детей к изображению дымковской игрушки, сравнивание своей поделки с изображением, использование дополнительного материала (пластилина другого цвета, печаток-колпачков), использование стеки во время изготовления поделок способствовало решению второй задачи.
С решением этой задачи дети справились
На высоком уровне___________
На среднем уровне ___________
На низком уровне ____________
Решению третьей задачи способствовало разучивание стихов Э.Котляра, а так же использование игрового приема - предложения об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки.
С решением этой задачи дети справились
На высоком уровне___________
На среднем уровне ___________
На низком уровне ____________
В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей: рационально размещено оборудование (работали сидя на ковре, за столом). Эстетично оформленные пособия, эффективное использование пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.
Таким образом, с поставленными задачами справились:
На высоком уровне ________________
На среднем уровне ________________
На низком уровне _________________
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по рисованию. Самооценка результата итогового занятия на _________ уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас
Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Пасхальная коробочка» (аппликация)
В конспекте описано занятие по аппликации по теме: "Пасхальная коробочка" для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия для старших дошкольников по развитию умения рисовать предметы техникой тычка....
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»
Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...
Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло"
Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло" Программное содержание:Раскрыть сущность полярных понятий &ldquo...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"
Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...