Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Гарипова Альбина Ильфатовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по художественно-творческому развитию

детей старшего дошкольного возраста:

лепка «Дымковские животные»

 

                                                                                   Воспитатель:

                                                                      Гарипова А.И.

 

 

Цель. Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.

Программные задачи: совершенствовать умения детей лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и  шею из другого, используя приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания; закреплять умение дополнять работу мелкими деталями, используя пластилин другого цвета; продолжать учить  в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания и передачи деталей; воспитывать интерес  к народной игрушке.

Материал: дымковские игрушки: конь, олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; две карточки с силуэтным изображением дымковских животных, пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр  фрагмента записи  на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.

 

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня,

                                (Дымковская игрушка.)

- Почему у этих игрушек такое название?

(По названию села – Дымковская слобода.)

1 ребенок. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

В селе рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Конспект занятия по художественно-творческому развитию

детей старшего дошкольного возраста:

лепка «Дымковские животные»

                                                                                   Воспитатель:

                                                                      Гарипова А.И.

Цель. Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.

Программные задачи: совершенствовать умения детей лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и  шею из другого, используя приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания; закреплять умение дополнять работу мелкими деталями, используя пластилин другого цвета; продолжать учить  в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания и передачи деталей; воспитывать интерес  к народной игрушке.

Материал: дымковские игрушки: конь, олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; две карточки с силуэтным изображением дымковских животных, пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр  фрагмента записи  на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня,

                                (Дымковская игрушка.)

- Почему у этих игрушек такое название?

(По названию села – Дымковская слобода.)

1 ребенок. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

В селе рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Воспитатель. Посмотрите, ребята на выставку дымковских игрушек. Полюбуйтесь  на них. Давайте рассмотрим их поближе. Кого вы здесь видите?

2 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Барышня».)

Девица в венце,

Румяна на лице,

Собой хороша,

Стоит, не дыша.

3 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Няня.)

В кокошнике няня,

На руках Ваня,

И хорош, и пригож,

Скоро, Ваня, подрастешь.

4 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки « Водоноска».)

За студеною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет,

Ведра красные несет.

5 ребенок (демонстрирует картинку с изображением дымковской игрушки «Индюк».)

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

А высокий гребешок

Точно солнечный цветок.

6 ребенок (демонстрирует картинку  с изображением дымковской игрушки «Доярушка».) 

Стоит молодушка,

А с ней коровушка:

Важная, спокойная,

Коровушка дойная.

7 ребёнок (демонстрирует картинку  с изображением дымковской игрушки «Всадник».)

Что за конь!

Только тронь –

С всадником вместе

Ускачет вёрст за двести.

Воспитатель. Какие они нарядные, яркие, солнечные! Как же делают дымковские игрушки?

(Индивидуальные ответы детей: из глины делают фигурки, потом их обжигают в печи, когда высохнут, покрывают белилами, потом расписывают узорами.)

Воспитатель. Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

А хотите открыть мастерскую по изготовлению дымковских игрушек? (Ответы детей). И так, сегодня на занятии мы будем лепить дымковских животных.  А лепить мы будем не из глины, как это делают мастера, а из материала, очень похожего  на глину – из пластилина.

Каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У козлика это…(загнутые рога, бородка, носочки и короткий хвостик), у коня…(на шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост.), а у коровы… (длинные рога и хвост с кисточкой). Этими признаками одно животное отличается от другого. В чем же их сходство? Что у них одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить дымковских животных надо начинать одинаково. С чего нужно начать лепку? (Ответы детей.) А чтобы вам было легче соблюдать последовательность лепки, предлагаю воспользоваться подсказками мнемотаблицы. (Педагог демонстрирует мнемотаблицу, дети проговаривают последовательность лепки животных, вспоминают приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания и т.д.)

 Воспитатель. Кто какое животное будет лепить, вы узнаете по карточке. (Предлагает детям выбрать карточки, с силуэтным изображением животного, сесть за тот стол, где лежит картинка этого животного.) С чего нужно начать лепку животного? (С деления куска пластилина на две неравные части и раскатывания из них исходных форм – цилиндров разной величины, пластилин другого цвета дается дополнительно.)

Воспитатель. Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики перед началом лепки. (Педагог проводит пальчиковую гимнастику «Поет рожок», дети выполняют движения руками согласно тексту.)

Пальчиковая гимнастика:

Поёт рожок, поёт рожок.                          (Игра на дудочке)

Мы гоним стадо на лужок.                       («Человечки» обеими руками)

Пасем коров мы целый день,                    (постукивание кулачками друг об друга)

Лишь станет жарко – гоним в тень,         (вытирать пот со лба)

К студеной речке водим пить,                  («зачерпывание» ладошками) 

А к вечеру спешим доить.                         («Доить» обеими руками поочередно).

    В процессе лепки педагог напоминает, что игрушечные животные должны получиться похожими на дымковские, поэтому во время работы надо сравнивать свою лепку с картинкой, , добиваться сходства. Обращает внимание детей на пропорции между частями тела животного (ноги должны быть длиннее шеи, а шея длиннее головы.)

Физкультминутка:

- Далеко, далеко                                      (руки поочерёдно ко лбу с наклонами в стороны)

на лугу пасутся ко…                              (повороты в стороны)

- Кони?                                                     (изображают лошадку)

- Нет, не кони                                          (повороты головы влево, вправо)

- Далеко, далеко                                      (руки поочерёдно ко лбу с наклонами в стороны)

на лугу пасутся ко…                               (повороты в стороны)

- Козы?                                                     (прыжки на двух ногах)

- Нет, не козы                                          (повороты головы влево, вправо)

- Далеко, далеко                                      (руки поочерёдно ко лбу с наклонами в стороны)

На лугу пасутся ко…                              (повороты в стороны)

- Коровы?                                                 (Показывают рожки)

- Пейте, дети, молоко будете здоровы! (поскоки с хлопками)

Дети оформляют свою поделку  дополнительными деталями (хвост, рога, грива )    пластилином другого цвета и декорируют свою игрушку кругами, кольцами, точками вдоль туловища и ног животных при помощи стеки и печатками - колпачками .

Педагог акцентирует внимание детей на выразительность дымковских игрушек: мастера придают им такую позу, по которой сразу видно, что их животные гордые, весёлые.

- Посмотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её, если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же.

Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши мастера потрудились на славу: все игрушки получились нарядными и выразительными. Молодцы, ребята. А теперь, сравним ваши игрушки с дымковскими и найдем наиболее похожие.

(Дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят наиболее схожие, определяют, в чем его сходство с игрушкой).



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Самоанализ  занятия

по художественно-творческому развитию

детей старшего дошкольного возраста:

лепка «Дымковские животные».

Вашему вниманию было предложено занятие  с одной подгруппой детей подготовительной группы детского сада. В подгруппе ___________ человек.

На начало года дети показали:

Высокий уровень________

Средний уровень ________

Низкий уровень   _________

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.

Цель занятия: Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.

Программные задачи:

Обучающие: совершенствовать умения детей лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и  шею из другого, используя приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания; Закрепляющие: закреплять умение дополнять работу мелкими деталями, используя пластилин другого цвета; продолжать учить  в процессе лепки сравнивать свою работу с изображением дымковской игрушки;  использовать стеку для надрезания и передачи деталей;

Воспитательные: воспитывать интерес  к народной игрушке.

Материал: дымковские игрушки: конь, олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; две карточки с силуэтным изображением дымковских животных, пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений Э. Котляра, просмотр  фрагмента записи  на DVD о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.

Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленной цели.

Структура занятия представлена 4 частями.

Организационный момент (отгадывание загадки) вызвал интерес детей к предстоящему занятию, выставка изображений дымковских игрушек, обсуждение выставки  позволило активизировать в памяти детей знания, полученные ранее на занятиях по изобразительной деятельности.

Эмоциональный настрой обеспечивался образностью материала, легким музыкальным сопровождением, а также доверительным отношением между воспитателем и детьми.  Предварительное разучивание стихотворений позволило вспомнить названия дымковских игрушек.

 Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.

Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия.

Предложение об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки побудило детей к деятельности.

Использование игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало подготовке к процессу рисования.

Выбор детьми наиболее схожей с оригиналом игрушки позволило оценить полученные работы.

Для решения первой задачи использовался наглядный прием (демонстрация выставки изображений дымковских игрушек, обсуждение  сходства и различий в передаче формы дымковских игрушек, активизация в памяти приемов лепки (оттягивание, прищипывание и т.д), ряд поисковых вопросов  («Как делают дымковские игрушки?», «Какой цвет используется в росписи изделия?» и т.д.), а также метод моделирования  (схема последовательности выполнения лепки),  способствовало практическому применению полученных знаний.

С решением первой задачи дети справились

На высоком уровне ____________

На среднем уровне ____________

На низком уровне _____________

Обращение детей к изображению дымковской игрушки, сравнивание своей поделки с изображением, использование дополнительного материала (пластилина другого цвета, печаток-колпачков), использование стеки во время изготовления поделок способствовало решению второй задачи.

С решением этой задачи дети справились

На высоком уровне___________

На среднем уровне ___________

На низком уровне ____________

Решению третьей задачи способствовало разучивание стихов Э.Котляра, а так же использование игрового приема - предложения об открытии мастерской по изготовлению дымковской игрушки.

С решением этой задачи дети справились

На высоком уровне___________

На среднем уровне ___________

На низком уровне ____________

В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей: рационально размещено оборудование (работали сидя на ковре,  за столом). Эстетично оформленные пособия, эффективное использование  пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.

Таким образом, с поставленными задачами справились:

На высоком уровне ________________

На среднем уровне ________________

На низком уровне _________________

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приемов в руководстве по рисованию. Самооценка результата итогового занятия на _________ уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Пасхальная коробочка» (аппликация)

В конспекте описано занятие по аппликации по теме: "Пасхальная коробочка" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старших дошкольников по развитию умения рисовать предметы техникой тычка....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло"

Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло" Программное содержание:Раскрыть сущность полярных понятий &ldquo...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"

Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...