Подготовка к обучению грамоте. конспект ОД: Согласные звуки [с], [с’], буква С.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Резниченко Ирина Ивановна

Знакомство с буквой «с» и звуком [с]; различия между [с] [с”]; упражнять в анализе слов со звуками [с] [с”]; дифференциации твердости и мягкости звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ОД № 24

в подготовительной к школе группе

Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте.

Согласные звуки [с], [с’], буква С.

Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.

Задачи:

Обучающие. Знакомство с буквой «с» и звуком [с]; различия между [с] [с”]; упражнять в анализе слов со звуками [с] [с”]; дифференциации твердости и мягкости звука.

Развивающие Развитие речи и логического мышления.

 Развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы, развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность

Оборудование: карточка с буквой С (шрифт черный); буквы-заготовки (по количеству детей); разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага др.,

Методические приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка.

Развивающая среда: портфель Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], изображение буквы, карточки с изображением букв.

ХОД  ОД

Воспитатель (Звенит в колокольчик, подзывая детей) Друзья, вы растете и становитесь большими, скоро закончите детский сад и пойдете куда?

Дети : В школу.

В: Кем станете?

Д: Учениками.

В: Какая самая необходимая вещь для школы?

Д: Учебник, тетрадь, портфель.

В:  У нас в группе как раз Буратино  забыл портфель. Вам интересно, что в нем? Мне тоже. Я предлагаю вам пройти и сесть на стульчики.

 Первое задание: «Раздели буквы на гласные и согласные».

Дети проходят к стульчикам (на каждом разложены согласные и гласные буквы) проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему), обозначенный буквой.

В: Молодцы ребята, все справились с заданием

В: В этом портфеле скорее всего школьные принадлежности, давайте попытаемся угадать какие?

Игра «Угадай на ощупь» (Сидя на стульях)

В портфеле: скрепка, фломастеры, краски, ластик, скотч, доска, стакан, стул, глобус, пластилин, число, сменка. (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук [c]).

В: Что объединяет в названиях всех этих предметов? (подсказка по звучанию)

Д: В названиях всех этих предметов есть звук [c]. И вся наша сегодняшняя деятельность будет связана с этим звуком [c] и [c’].

В: Сегодня мы познакомимся со звуками [c] и [c’].

Фонематическая зарядка

В: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с].

В: Давайте все вместе произнесем.

Характеристика звука [с].

В: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

Знакомство с буквой С [эс]

Буква «О» жила на свете

Что же с ней случилось дети?

Вдруг кусочек «О» исчез,

Получилась буква ….С [эс]

Воспитатель показывает, как пишется буква С [эс].

На что похожа буква С [эс].

Затем предложить детям нарисовать букву С [эс] в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). 

Второе задание: «Придумай слово»

Воспитатель кидает мяч называя слоги -са, -со, -си, -су, - се. Дети придумывают слова с этими слогами: сад, сороке, сено, …

 Физкультминутка «Самолет»
Сам-сам-самолет – выполнить круговые вращения руками
Тут и там самолет – прижать руки к груди, затем вытянуть вперед
Летит самолет высоко – подняться на носки, разведя прямые руки в сторону
Летит самолет низко – присесть
Лети самолет далеко – вытянуть прямые руки вперед и потянуться
Летит самолет близко – прижать руки к груди

Третье  задание  Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.

Лист, самолёт, свёкла,  гусь, лес, лиса, лось,  ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка,  скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка,  сорока, оса, санки, велосипед, сирень,  осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел,  васильки

Игровое упражнение «Составь букву».

− Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).

Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, проволока, счетные палочки, шерстяная нить.

В: А сейчас мы с вами выложим букву С [эс] из природного и бросового материала. 

Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы каждой паре, подставляя ладошку. Дети отвечают и хлопают воспитателю по ладошке.

Вопросы:

1.Скакой буквой мы сегодня познакомились? 2. Какие звуки она обозначает?

3.Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?4. Какие это звуки гласные или согласные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М

Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква «Э»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква "Н".

- Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение . Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. Разви...