Конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква "Н".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
- Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение . Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [Н]-[Н’].. Познакомить с буквой «Н». Упражнять в проведении звукового анализа «насос». Упражнять в составлении предложения со словом «насос», составлять схему предложения. Развивать мелкую моторику руки. Закрепить понятия «согласный звук» и «гласный звук».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте ТЕМА: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква Н»
ЦЕЛЬ: - Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. – Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. – Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [Н]-[Н’]. - Познакомить с буквой «Н». –Упражнять в проведении звукового анализа «насос». – Упражнять в составлении предложения со словом «насос», составлять схему предложения. – Развивать мелкую моторику руки. –Закрепить понятия «согласный звук» и «гласный звук». МАТЕРИАЛ: карточка с изображением буквы «Н» (шрифт черный), буквы –заготовки по количеству детей, цветные палочки, схема слова «насос», карточки для анализа пятизвуковых слов, пеналы для проведения звукового анализа.
Ход занятия : 1.Организационный момент. 2.Лексическое упражнение « Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах»: - Март зиму кончает, весну начинает…(начинает). – Смелый там найдет, где робкий…(потеряет). - Дождик вымочит, а солнышко…(высушит). – Один теряет, а другой… (находит). – Если что-нибудь забудешь, то потом и…(вспомнишь). – Больше знай, да меньше…( болтай). 2.Фонетическая зарядка. 1) Как погоняют лошадь? (Но-но!) . 2) Как зовут коротышку из Цветочного города, у которого есть шляпа с большими полями и который ничего не знает и все делает невпопад? (Незнайка). 3) Что вдевают в иголку, когда хотят что-то шить? (Нитку). 4) Кто один рог имеет? Отгадайте!.. (Носорог). 5) Какой звук вы слышите в начале слов «Незнайка», «нитка»? (Мягкий согласный звук [н’]. 6) Какой звук вы слышите в слове «носорог»? (Твердый согласный звук [Н] ). Характеристика звука [н] - Произнесем вместе звук [н]… (дети произносят) - Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук. Дети проверяют. - Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос) - Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий) - Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий. -Но у звука [н] есть пара, это звук [н’], давайте его тоже проверим. - Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает). - Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук. -Как произносится звук [н’], твердо или мягко? (мягко) - А звук [н’] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н’], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук. Дети проверяют. - Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос) - Значит, звук [н’] какой, глухой или звонкий? (звонкий) - Правильно, звук [н’] согласный, мягкий и звонкий. 3. Игровое упражнение «Отгадываем загадки»: На пальце одном Ведерко вверх дном . (Наперсток) Между двух светил Посередине один (Нос) Пять ступенек- лесенка, На ступеньках – песенка. (Ноты) Голубая простыня весь свет покрывает . (Небо) Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. (Ноги) Дети, отгадывая загадки, называют первый звук слова – отгадки и дают его характеристику (то есть мягкий это или твердый согласный звук). Рассматривают картинки-отгадки. 4. Игровое упражнение «Доскажи пословицу» : - Без труда…(не вытащишь и рыбки из пруда). – С кем поведешься, от того и …(наберешься). – Поспешишь - людей ... (насмешишь) . Дети объясняют, как понимают смысл пословиц.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз- присели, два –привстали. Руки кверху все подняли. Раз - два, раз - два, Заниматься нам пора! (Выполняются соответствующие движения.) 5. Звуковой анализ слова «насос» (Дети выкладывают слово за столами, работа одного ребенка возле доски. Анализируют каждый звук( гласный это звук или согласный , твердый или мягкий.) 6. Составление предложения со словом «насос» (За столами и возле доски дети выкладывают схему предложения. Называют слово первое, второе, третье, количество слов в предложении) (Насос качает воду.) 7. Знакомство с буквой «Н». Воспитатель показывает детям букву «Н» , сопровождая показ словами: На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки! Там я букву Н найду, Где гамак висит в саду. Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы. Дети обводят пальчиком буквы - заготовки «Н». Называют какая это буква гласная или согласная , твердая или мягкая. Произносят ее. - Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой/ 8.Игровое задание «Выложи букву» Дети выкладывают букву «Н» с помощью цветных палочек. 9. Работа в тетрадях . Дети прописывают букву «Н» , заштриховывают ее в синий цвет. 10.Анализ занятия в форме беседы – диалога по содержанию занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте.Гласные и согласные звуки.
гласные и согласные звуки в игровой форме...
Методическая разработка НОД по подготовке детей к обучению грамоте "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект занятия в старшей группе....
Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М
Обучение грамоте. Знакомство с согласным звуком [м][м’], буквой М...
Конспект по обучению грамоте на тему «Согласные звуки» для подготовительной группы (6- 7 лет)
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Образовательные: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающие:Развить фонематический...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Знакомство с согласными звуками [М] [М"] и буквой (М)
Познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М)...
Подготовка к обучению грамоте. конспект ОД: Согласные звуки [с], [с’], буква С.
Знакомство с буквой «с» и звуком [с]; различия между [с] [с”]; упражнять в анализе слов со звуками [с] [с”]; дифференциации твердости и мягкости звука....
Обучение грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем». Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м.
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем» предназначено для детей дошкольного возраста и направлено на знакомство с согласными звуками [м] и [м&r...