Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Знакомство с согласными звуками [М] [М"] и буквой (М)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.odt | 222.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М»
в подготовительной к школе группе
Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М).
Образовательные задачи:
- формировать понятие «согласный звук»; умение детей выделять первый звук в слове;
- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
- закреплять навыки звукобуквенного анализа, составления звуковой схемы
слова;
- ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет)
и мягких согласных (зеленый цвет);
-вырабатывать навык четкого произношения звука «м»
- познакомить с буквой М;
- активизировать словарь.
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Оборудование: игрушки: морковь, машинка, мышка; предметные картинки; буквы Мм; счетные палочки; карточки для определения местонахождения звука; кружки синего, красного, зеленого цвета для обозначения звуков; карта «Звукограда»; раскраски.
Ход:
- Доброе утро ребята, я рада видеть вас.
Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом только глазами. Смотрим глаза в глаза, а про себя говорим «Здравствуй!»
Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы?
- Да.
- Тогда проходите и встаньте у своих стульчиков.– (дети подходят к стульчикам.)
I. Организационный момент:
Упр. «Волна»
– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале сделаем разминочку.
Туалето-тренинг:
Массаж для лица и кистей рук.
Артикуляционная гимнастика («Трубочка — улыбочка», «Хоботок», «Болтушка», «Часики», «Качели», «Иголочка», «Лопатка», «Желобок»).
Дыхательная («Морозное окно», «Свечи», «Волшебный цветок», «Непослушная челка»).
Пальчиковая («Пальчик-мальчик»).
Повторение изученного материала:
- С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. И даже поселили в нашем городе Звукограде. Назовите их.
- А, О, У, Э, Ы.
- Давайте повторим только форму для гласных звуков. Я буду показывать, а вы отгадывать для какого звука эта форма.
Звукоряд пропеваем
- Это какие звуки?
- Гласные.
- Почему мы их так называем?
- Потому что их можно пропеть свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- Красным.
- Правильно и живут они у нас с вами в районе гласных на улице твердых звуков.
Отрабатывание произношения гласных звуков в стихотворении.
Мы сажаем:
астру,
вереск,
вишню,
лотос,
дуууб!
II. Введение в тему:
- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно:
1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)
Появляется соответствующая игрушка
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
Появляется соответствующая игрушка
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Появляется соответствующая игрушка
- Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)
- А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)
- Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М)
- Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- Где находится язык? (за зубами)
- Да, а воздух выходит свободно?
- Нет, воздух встречает преграду.
- Что ему мешает?
- Губы.
- Звук (М) какой?
- Согласный.
- А если мы приложим руку к горлышку, то почувствуем, как оно вибрирует — это значит, что звук звонкий, твёрдый.
И обозначать мы его будем синим цветом.
( в –ль выставляет кружок синего цвета)
- У нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)
- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?
- Согласный , мягкий, звонкий.
- Его мы обозначим зеленым цветом
( в –ль выставляет кружок зеленого цвета)
- Я предлагаю поиграть в игру, когда вы услышите звук (М), то хлопните в ладоши.
Д/у «Хлопни в ладоши»
м, а, у, м, м, и, ам, ар, ор, ом, ма, му, па, са, мы, мак, Оля, муха, дом, суп, мука.
- Давайте вспомним наш звукоряд.
- А-О-У-Э-Ы
- И сейчас мы к нашим гласным добавим новый звук (М)
Слоговой ряд:
ма-мо-му-мы мо-му-мы-ма му-мы-ма-мо мы-ма-мо-му
- Что у нас с вами получилось, когда мы соединили два звука вместе и произнесли?
- Слоги.
Скороговорка:
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила/
(Удивление, радость, печаль. Дать темп скороговорки)
Чистоговорка
ма-ма-ма — дома я сама
мо-мо-мо — едим эскимо
мы-мы-мы — прочитали книгу мы
му-му-му — молоко кому?
А молоко то убежало.
Физкультурная минутка.
«Убежало молоко»
Работа со схемами.
Определение места звука (м) в слове.
- Посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)
Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан)
Знакомство с буквой М.
- Дети, что мы можем сказать про звуки?
- Мы их слышим и произносим.
- А буквы ?
-Видим и пишем.
- Итак, наши звуки (М) и (МЬ) на письме обозначаются одной буквой М (м). А чтобы буква появилась надо немного побыть волшебниками и ее наколдовать.
Упр. «Волшебник» МИИИИМ, МАААААМ …...
Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
Ролик
- На что похожа буква М? (ответы детей).
- Давайте букву ЭМ заселим в домик в район согласных на улицу звонких, а крыша у этого домика будет синего и зеленого цвета. Почему?
-Так как звуки твердый и мягкий.
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Я вас попрошу сейчас выложить букву ЭМ из палочек.
Сколько нам понадобится палочек?
- Четыре.
- А какой длины мы возьмем палочки?
- Две длинные и две короткие.
Выкладывают.
- Молодцы.
-Если встанем парами и возьмемся за руки,
то получим букву эм
-Разделитесь на пары и попробуйте в паре изобразить букву ЭМ. Дети выполняют.
После строимся в круг итог.
III. Заключительная часть:
- Итак, ребята, с каким звуком или звуками мы сегодня познакомились?
- (М) и (МЬ)
- Это какой звук?
- Согласный, звонкий.
А согласный звук бывает каким?
- Твёрдым и мягким.
- А какой буквой обозначаются эти звуки?
- Буквой ЭМ.
- Правильно.
- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями, я вам хочу подарить вот такие вот прописи-картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».
Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х. Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (о...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»
Задачи: 1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению; 2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением; 3.Обучать звуковом...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки Р и Рь. Буква Р»
Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР 6-7 лет....