Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Знакомство с согласными звуками [М] [М"] и буквой (М)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.odt222.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство с согласными звуками         [М] и [М']  и буквой « М»

в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М).

Образовательные задачи:

- формировать понятие «согласный звук»; умение  детей выделять первый звук  в слове;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять навыки звукобуквенного анализа, составления звуковой схемы

 слова;

- ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет)  

и мягких согласных (зеленый цвет);

-вырабатывать навык четкого произношения звука «м»

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Оборудование: игрушки: морковь, машинка, мышка; предметные картинки; буквы Мм; счетные палочки; карточки для определения местонахождения звука;  кружки синего, красного, зеленого цвета для обозначения звуков; карта «Звукограда»; раскраски.

Ход:

- Доброе утро ребята, я рада видеть вас.

Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом только глазами. Смотрим глаза в глаза, а про себя говорим «Здравствуй!»

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы?  

- Да.

- Тогда проходите и встаньте у своих стульчиков.– (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент:

Упр. «Волна»

– Сядьте  правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале сделаем разминочку.

Туалето-тренинг:

Массаж для лица и кистей рук.

Артикуляционная гимнастика («Трубочка — улыбочка», «Хоботок», «Болтушка», «Часики», «Качели», «Иголочка», «Лопатка», «Желобок»).

Дыхательная («Морозное окно», «Свечи», «Волшебный цветок», «Непослушная челка»).

 Пальчиковая («Пальчик-мальчик»).

Повторение изученного материала:

- С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. И даже поселили в нашем городе Звукограде. Назовите их.

- А, О, У, Э, Ы.

- Давайте повторим только форму для гласных звуков. Я буду показывать, а вы отгадывать для какого звука эта форма.

Звукоряд пропеваем

- Это какие звуки?

- Гласные.

- Почему мы их так называем?

- Потому что их можно пропеть свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- Красным.

- Правильно и живут они у нас с вами в районе гласных  на улице твердых звуков.

Отрабатывание произношения гласных звуков в стихотворении.

Мы сажаем:

астру,

вереск,

вишню,

лотос,

дуууб!

II. Введение в тему:

- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте  внимательно:

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая игрушка

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)  

Появляется соответствующая игрушка

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?  (Мышка.)

Появляется соответствующая игрушка

- Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)

 - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

- Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М)

- Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

-  Что происходит с нашими губами?

-  Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- Где находится язык? (за зубами)

-  Да, а воздух выходит свободно?

-  Нет, воздух встречает преграду.

-  Что ему мешает?

-  Губы.

- Звук (М) какой?

- Согласный.

- А если мы приложим руку к горлышку, то почувствуем, как оно вибрирует — это значит, что звук звонкий, твёрдый.

И обозначать мы его будем синим цветом.

 ( в –ль выставляет кружок синего цвета)

- У нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

- Согласный , мягкий, звонкий.

- Его мы обозначим зеленым цветом

 ( в –ль выставляет кружок зеленого цвета)

- Я предлагаю поиграть в игру, когда вы услышите звук (М), то хлопните в ладоши.

Д/у «Хлопни в ладоши»

м, а, у, м, м, и, ам, ар, ор, ом, ма, му, па, са, мы, мак, Оля, муха, дом, суп, мука.

- Давайте вспомним наш звукоряд.

- А-О-У-Э-Ы

- И сейчас мы к нашим гласным добавим новый звук (М)

Слоговой ряд:

ма-мо-му-мы       мо-му-мы-ма      му-мы-ма-мо      мы-ма-мо-му

- Что у нас с вами получилось, когда мы соединили два звука вместе и произнесли?

- Слоги.

Скороговорка:

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила/

(Удивление, радость, печаль. Дать темп скороговорки)

Чистоговорка

ма-ма-ма — дома я сама

мо-мо-мо — едим эскимо

мы-мы-мы — прочитали книгу мы

му-му-му — молоко кому?

А молоко то убежало.

Физкультурная минутка.

«Убежало молоко»

Работа со схемами.

Определение места звука (м) в слове.

- Посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)

Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан) 

Знакомство с буквой М.

- Дети, что мы можем сказать про звуки?

- Мы их слышим и произносим.

- А буквы ?

-Видим и пишем.

- Итак, наши звуки  (М) и (МЬ) на письме обозначаются одной буквой М (м). А чтобы буква появилась надо немного побыть волшебниками и ее наколдовать.

Упр. «Волшебник» МИИИИМ, МАААААМ …...

 Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

Ролик

- На что похожа буква М? (ответы детей).

- Давайте букву ЭМ заселим в домик в район согласных на улицу звонких, а крыша у этого домика будет синего и зеленого цвета. Почему?

-Так как звуки твердый и мягкий.

-  А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

- Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Я вас попрошу сейчас  выложить букву ЭМ из палочек.

Сколько нам понадобится палочек?

- Четыре.

- А какой длины мы возьмем палочки?

- Две длинные и две короткие.

Выкладывают.

- Молодцы.

-Если встанем парами и возьмемся за руки,

то получим букву эм

-Разделитесь на пары и попробуйте в паре изобразить букву ЭМ. Дети выполняют.

После строимся в круг итог.

III. Заключительная часть:

 - Итак, ребята, с каким звуком или звуками мы сегодня познакомились?

-  (М) и (МЬ)

- Это какой звук?

- Согласный, звонкий.

 А согласный звук бывает каким?

-  Твёрдым и мягким.

- А какой буквой обозначаются эти звуки?

- Буквой ЭМ.

- Правильно.

- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились  со всеми заданиями, я вам  хочу подарить вот такие вот прописи-картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».

Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки Р и Рь. Буква Р»

Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР 6-7 лет....