Проект "Использование приемов мнемотехники в развитии связаной речи детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект "Использование приемов мнемотехники в развитии связаной речи детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_s_mnemoshemami.docx | 192.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 комбинированного вида»
Педагогический проект
ТЕМА: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего
дошкольного возраста»
Воспитатель: первой квалификационной категории Могурова Л.А.
г. Саранск
Паспорт проекта
Название проекта | «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» |
Тип проекта | Педагогический |
Вид проекта | Информационно-практико-ориентировочный, творческий |
Автор проекта | Могурова Л.А. |
Возраст | Дети в возрасте от 4-6 лет |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатели, физ.инструктор, муз.руководитель. |
Продолжительность проектной деятельности | Долгосрочный, 2 года |
Актуальность проекта | Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием дальнейшего успешного обучения в школе. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чѐткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребѐнка. |
Цель проекта | Развитие связной речи и мышления детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Этапы реализации проекта | 1этап подготовительный -осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников; -определить критерии и уровни развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста; -изучение методические разработки по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: 2 основной этап -составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники; -разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами; -организация консультаций. 3этап. Итоговый. -анализ и обобщение результатов; - --- формулировка выводов; - -составление рекомендаций; -участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня; -обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа. |
Реализация проекта предполагает | -совместную деятельность родителей и детей; -взаимодействие воспитателя с родителями; -взаимодействие воспитателя с детьми; -взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги-дети-родители. |
Основные функции | Воспитательная Образовательная Коммуникативная Организационная |
Материально-техническое обеспечение | -программа ТРИЗ для дошкольников ; –коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей; - игротека где собраны различные настольные игры на развитие логического, творческого, ассоциативного, системного мышления; -картотека ТРИЗ – игр по всем возрастам; - круги Луллия, блоки Дьеныша; -картотека мнемотаблиц по развитию речи (стихи, сказки, загадки, описательные рассказы и т.д.); - подобрана методическая литература для педагогов и родителей. |
Новизна проекта | Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. |
Практическая ценность | Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы детского сада. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей; -развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; -умение договариваться и работать слажено; обращаться к взрослому с вопросом; |
Методика диагностирования дошкольников 4-5 лет.
Для диагностирования дошкольников определили сроки 3-4 неделя сентября и 2-3 неделя мая. Организация мониторинга проходит в форме игр, бесед для диагностирования дошкольников по теме проекта, модифицирована диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко.
Содержание | Уровень знания | Дидактическое задание |
1.Зрительная память | высокий - 5-7 картинок; средний- 2-5 картинки; низкий – 0-2 | Детям предлагаются 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просим ребенка назвать те картинки, которые он запомнил. |
2. Слуховая память | высокий – 4-8 слов; средний – 2-5 слов; низкий – 0-2 слов. | Детям предлагается прослушать 10 слов по очереди с интервалом 1-2 секунды, затем просим ребенка назвать те слова, которые он запомнил. |
3. Умение, используя таблицу рассказать о характерных особенностях времен года. | высокий – узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице; средний – узнает и называет все характерные признаки диких животных закодированные в таблице; низкий – не называет особенности времени года закодированные в таблице. | Детям предлагается обследование мнемотаблицы «Времена года», затем просим ребенка рассказать о характерных особенностях времен года. |
4.Умение, используя мнемотаблицы составлять последовательный рассказ знакомых сказок | высокий – составляет последовательный рассказ сказки; средний – составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете; низкий – затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. | Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Красная шапочка», затем просим ребенка составить последовательный рассказ. |
Методика диагностирования дошкольников 5-6 лет.
Содержание | Уровень развития | Дидактическое задание |
1.Зрительная память | высокий – 7-10 картинок; средний – 4-7 картинки; низкий – 0-4 картинок. | Детям предлагаются 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просим ребенка назвать те картинки, которые он запомнил. |
2.Слуховая память | высокий – 6-10 слов; средний – 3-6 слов; низкий – 0-3 слов. | Детям предлагается прослушать 10 слов по очереди с интервалом 1-2 секунды, затем просим ребенка назвать те слова, которые он запомнил. |
3.Умение, используя таблицу рассказать о | высокий – узнает и называет все особенности времени года | Детям предлагается обследование мнемотаблицы «Времена года», затем |
характерных особенностях времен года. | закодированные в таблице; средний – узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице; низкий – не называет особенности времени года закодированные в таблице. | просим ребенка рассказать о характерных особенностях времен года. |
4.Умение определять название спрятанной в таблице сказки. | высокий-узнает и называет название сказки закодированной в таблице; средний – узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице; низкий – не узнает сказку. | Детям предлагается обследование мнемотаблицы к рассказу «живая шляпа», затем просим ребенка определить название рассказа спрятанной в таблице; |
5.Умение перекодировать информацию (преобразовывать из абстрактных символов в образы) | высокий – преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.); средний – не все символы в таблице преобразовывает в образы; низкий – затрудняется провести аналогию между символом и образом; | Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Зиморвье зверей», затем просим преобразовать информацию из абстрактных символов в образы. |
6.Способность обозначать одним символом реальный образ. | высокий – умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова – коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.) средний – затрудняется замещать образы геометрическими фигурами; низкий – не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. | Детям предлагается дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке «Петушок и бобовое зернышко», затем просим ребенка обозначить одним символом реальный образ. |
После проведения мониторинга в начале учебного года в средней группе мы получили результаты:
Таким образом, из диаграммы видно, что дети имеют в основном средний и низкий уровень развития.
В конце года повторив исследование, после систематической работы, результаты изменились в положительную сторону:
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Дидактические игры по мнемотехнике
Вид деятельности | Задачи |
Игра «Копилка слов» | Обогащать словарь, развивать долговременную память. |
Игра «Волшебники» | Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. |
Дидактическая игра "Профессии" | Рассказать о какой – либо профессии по предложенной воспитателем таблице. |
Дидактическая игра "Мое любимое животное" | Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Игра «Цветик-семицветик» | Обогащать словарь глаголами |
Игра «Фотоаппарат» | Развитие зрительной памяти |
Дидактическая игра "Времена года" | Составить описательный рассказ о временах года |
Театрализованная деятельность по любимым сказкам | Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация). |
Дидактические игры на развитие вкусовой, зрительной, тактильной, слуховой памяти. | Развитие различных видов памяти |
Дидактическая игра "Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник) | Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности |
Дидактическая игра "Нарисуй слово" | Создавать образы на основе схематического изображения |
Дидактическая игра "Птицы» | Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу" | Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Группа № 6 Фамилия, имя ребѐнка Фамилия, имя, отчество родителей
Анкета для родителей Мнемотехника
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
- Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова.
- Для чего используется мнемотехника?
- Приведите пример использования мнемотехнических
приѐмов.
- Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приѐмы работы?
- Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка,
другое)
- Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).
Объясните свой ответ.
- Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребѐнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Родительское собрание
Тема: «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Цели:
ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники; ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.
Ход собрания.
«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких таких слов с картинками,и он их усвоит на лету»
К.Д. Ушинский
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями,как
«Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!!
Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чѐм причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребѐнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещѐ интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребѐнка и его речь, то нам необходимо найти такие приѐмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приѐмы есть. И о них вам расскажет Елена Владимировна.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приѐмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является…
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приѐмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, используя приѐмы мнемотехники.
Существует много приѐмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта; схематизация;
- достраивание материала; структурирование материала.
Эти приѐмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз,
на сколько частей или классов разделѐн необходимый для запоминания материал. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
В обучающий процесс вводятся различные приѐмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.
Но детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними необходимо работать через мнемодорожки. Работая с мнемодорожкой, использую приѐмы наложения и приложения.
Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времѐн года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки
В работе с мнемодорожками устанавливают следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например: разучивание стихотворений или )песни
«Песенка шмеля», а также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок), данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребѐнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала). И еще несколько мнемотаблиц. Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок. А, именно…
Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.
В каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна изних) Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.
Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение и даже сказки.
На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. Предлагаю вашему вниманию презентацию по сказке
«Три поросёнка»(просмотр презентации по сказке «Три поросёнка»).
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.
Как ещѐ можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребѐнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами:
- Восстановить последовательность картинок по памяти;
- Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- Определять, где должна находиться ―выпавшая‖ картинка среди других;
- Найти лишнюю картинку;
- Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
- Игра ―Не зевай, нужную картинку поднимай‖. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребѐнка.
Итак, использование методов мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Как вы думаете, приѐм мнемотаблиц им пригодится в жизни? А конкретно где?
Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приѐм запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы, и выполнить следующие задания
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.
«Кораблик», А.Барто Матросская шапка, Веревка в руке,
Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня:
- Прокати, капитан!
Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.
Песня «В лесу родилась елочка…»
В лесу родилась елочка, В лесу она росла.
Зимой и летом стройная, Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ѐлочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась
интересной и полезной.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своѐ мнение о сегодняшнем мероприятии.
Спасибо за внимание!
Памятка для родителей
Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет: воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.
Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет: воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.
Критерий оценок (зрительная память) :
высокий уровень - 7 - 10 картинок; средний уровень - 4 - 7 картинок; низкий уровень - 0 - 4 картинок.
Критерий оценок (слуховая память) :
высокий уровень - 6 - l0 слов; средний уровень - 3 - 6 слов; низкий уровень - 0 - 3 слов.
Этапы работы с мнемотаблицами:
- Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
- Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
- Каждую таблицу ребѐнок воспроизводит самостоятельно, используя приѐм наложения.
Варианты игр с мнемотаблицами:
- Восстановить последовательность картинок по памяти;
- Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- Определять, где должна находиться ―выпавшая‖ картинка среди других;
- Найти лишнюю картинку;
- Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
- Игра ―Не зевай, нужную картинку поднимай‖. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинк
Список используемой литературы:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез,1999
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 —71с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 —114с.
- ВыгодскийЛ.С.Мышлениеиречь.5-еиздание, исправленное. Издательство
«Лабиринт», М. 1999 С. 352
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6,с.6
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 —с.18
- Кудрова Т.И.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи
// Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»,2004.
- Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»,2009.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с.16-21.
- Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам»,2006.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребѐнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
Использование приемов мнемотехники дл развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на тему: "Весна"
презентация...
Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...
Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...
"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...
Методическая разработка " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс ра...