Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Мария Анатольевна

Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Для достижения высоких результатов в работе педагоги – воспитатели применяют большой спектр методов и приемов. Одним из таких приемов является мнемотехника. Использование мнемотехники обеспечивает эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тютрина Анна Геннадьевна, воспитатель 1 КК

Матвеева Мария Анатольевна, воспитатель 1 КК

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 145

Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Аннотация:

Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Для достижения высоких результатов в работе педагоги – воспитатели применяют большой спектр методов и приемов. Одним из таких приемов является мнемотехника. Использование мнемотехники обеспечивает эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Ключевые слова: Дошкольник, детский сад, связная речь, мнемотехника, образовательный стандарт, обучение грамоте, символы, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, запоминание.

«Связная речь неотделима от мира мысли. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»

Е.И.Тихеева

Проблема преемственности детского сада и школы является особенно актуальной в настоящий период времени, когда в дошкольном образовании происходят изменения, вызванные необходимостью введения образовательного стандарта.

Федеральный образовательный стандарт указывает на необходимость осуществления образовательного процесса в формах, специфических для данного возраста, когда учитывается уникальность и самоценность детства. И вот здесь возникает определенная нестыковка интересов «большой тройки»: родителей, учителей, воспитателей. Учитель желает видеть в выпускниках детского сада школьников, умеющих читать, проводить начальный звуковой анализ слова, владеющих определенными математическими навыками, родители, в принципе, предъявляют к дошкольным учреждениям такие же требования. Воспитатель должен владеть навыками ведения государственных переговоров, чтобы привести в состояние равновесия пожелания педагогов школы, стремления родителей, и положения образовательного стандарта.

Вопрос создания условий для реализации способностей позволяет направить деятельность в конструктивное русло. Ознакомив родителей с новыми требованиями к выпускникам дошкольных учреждений, разъяснив отличия и вновь приобретенные позитивные выгоды, воспитатель определяет для себя приоритетные направления работы по преемственности детского сада и школы. Насколько успешной будет адаптация ребенка к новым условиям, настолько успешным будет начало школьной жизни ребенка. Вливаясь в новый коллектив, ему понадобятся не только определенные базовые знания научного характера, в первую очередь, будущему первокласснику понадобятся навыки речевого общения. Данный вопрос является очень интересным, с точки зрения содержания и применения. На современном этапе с повышением внимания к развитию личности ребенка мы связываем проблему речевого развития дошкольников. Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть велики. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Таким образом, высокий уровень речевого развития дошкольника включает в себя умение применять литературные нормы и правила языка, при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказываний свободно пользоваться грамматикой, культуру общения, знание речевого этикета, элементарное владение грамотой. Для более эффективной работы педагоги применяют различные методы и приемы, одним из которых является мнемотехника.

Мнемотехника подразумевает систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Эта интересная по своей структуре технология уходит корнями в далекое прошлое. Само название, в переводе с греческого, обозначает искусство запоминания. Существует легенда, что этот термин придумал Пифагор Самосский, живший в 6в. до н. э., в честь богини Мнемозины – богини памяти. Тем интересней использование данной технологии в наше время.

Мнемотехника включает в себя несколько направлений, мы рассмотрим педагогическое направление.

Задачи технологии следующие:

  • Способствовать развитию связной речи.
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Формировать умение преобразовывать символы в образы.
  • Способствовать формированию развития у детей навыков воспроизведения.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемотехника

Мнемоквадраты

Мнемодорожки

Мнемотаблицы

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Мнеможорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты. В каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или разучивается стихотворение.

Так как при мнемотехнике одновременно задействовано слуховое и визуальное восприятие, ребенку легче связно рассказать о чем-либо, представить объект рассказа, установить отношение между предметом и явлениями.

Преобразование символов в образы в своей основе имеет принцип замещения. Символ, знак – это предмет, признак, явление или действие, замещающее другой, другие объекты. Это материальный объект, используемый для передачи информации, все, при помощи чего мы можем и хотим что-то сообщить друг другу. В принципе, человек может придать функцию знака любому предмету, предварительно договорившись с другими участниками процесса. Налицо применение навыков связной речи на практике, что говорит о высоком показателе жизнеспособности мнемотехнических таблиц.

Мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми при ознакомлении с окружающим миром, при формировании элементарных математических представлений. Но больше всего эта техника помогает усвоению речевого материала.

В нашем случае, мнемотехника помогает реализовывать задачи подготовки к грамоте, упражняя в составлении предложений, членении простых предложений, облегчает заучивание стихотворений, составлению рассказа по картинкам. В начальном периоде работы с таблицами дошкольники испытывают ряд трудностей, особенно при следовании предложенному плану. Первичные рассказы очень схематичны и эмоционально бедны, при проведении работы по обогащению и активизации словаря, сложности быстро нейтрализуются.

  • Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
  • Разбор изображения.
  • Преобразование абстрактных символов в образы.
  • Отработка запоминания, то есть, пересказ, либо составление рассказа по заданной схеме.
  • Зарисовка мнемотаблиц детьми (старшие дошкольники)
  • Рассказывание по мнемотаблицам, нарисованными детьми.

Сюжетное содержание мнемотаблицы должно соответствовать возрасту детей. По мере овладения навыками работы, содержание усложняется, но при этом не следует перегружать ребенка. Семантическое содержание должно быть эквивалентным программе, и максимально интересным для детского воображения. Эта технология очень привлекательна для дошкольников. «Засекреченные» послания вызывают живой интерес, формируют познавательные действия, полностью соответствуя базовым ценностям российского дошкольного образования, направленные на личностно - развивающий характер взаимодействия детей и взрослых.

Познакомив с предлагаемой технологией родителей, проведя несколько совместных мероприятий, педагог сможет получить достойных соратников, а нередко и единомышленников, в увлекательном мире познания речевого многообразия. Изготовить картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета.

Применяя в своей работе данную технику, мы достигли следующих результатов.

  • У детей повысился интерес к занятиям
  • Дети без труда запоминают как короткие, так и достаточно длинные стихотворения
  • Заметно улучшились такие психологические процессы как внимание, память, логическое мышление
  • Способствует развитию у детей навыков составления связных высказываний

Список литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009

2. Волина В.В., Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991

3. Гербова В.В., Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2018

4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного вазраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982

5. Огдонова Ц.Ц. Основы науки о языке: материалы дистанционного курса: учебное пособие / Ц.Ц.Огдонова.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2008

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»  САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...

"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...

Методическая разработка " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Трудности в   овладении   детьми   словарным запасом   и   грамматическим   строем родного   языка   тормозит процесс ра...