Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (младшая группа)
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guseva.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Автор: Гусева А.Г.,
воспитатель МАДОУ № 185
Актуальность: Работая с детьми раннего возраста на протяжении нескольких лет, обратила внимание на то, что в детский сад приходит большое количество так называемых безречевых детей. У одних детей активная речь не развита. У других она невнятная, словарный запас ограничен.
Проводя анализ нервно-психического развития детей, в частности их речевое развитие, по критериям, предложенным Н.М.Аксариной и К.Л.Печорой, обратила внимание, что речь детей не соответствует возрастным нормам, предложенным данными авторами. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития.
Меня заинтересовала данная проблема, т.к. знаю, что именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.
Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития мышления и связной речи младших дошкольников.
Актуальность мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Теоретическое обоснование опыта: Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.
Считаю, что использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях.
Изучив теоретические источники, определила для себя тему работы: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Новизна данного опыта: Новизна опыта заключается в систематизации работы, направленной на развитие связной речи детей с использованием приёмов мнемотехники. В ходе работы над опытом осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их особенностей и потребностей.
Степень новизны опыта: Усовершенствование
Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники.
Для достижения цели были обозначены задачи:
- развивать умения понимать и рассказывать текст с помощью графических аналогий;
- учить детей анализировать таблицы и самостоятельно строить речевые высказывания;
- развивать восприятие, внимание, память, воображение;
Система работы: Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Работать с мнемотаблицами начала с детьми младшего дошкольного возраста - использовала простейшие схемы умывания, одевания.
Работу строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица.
На I этапе познакомила детей с символами – предлагала им картинки с символами и объясняла, что они означают. Картинки были понятны для восприятия детей. Постепенно заменяла их контурными или схематичными изображениями предметов. Когда дети научились читать символы, использовала мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводила с детьми дидактические игры «Подскажи словечко», «Найди пару» и другие.
На II этапе работали с мнемодорожками. На этом этапе учила детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов предлагала детям п символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём использовала для работы с загадкой. На этом же этапе, используя мнемодорожки, учила детей составлять простые предложения из 2-3 слов.
На III этапе начала работу с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при заучивании потешек, стихов.
Выделила для себя этапы работы с мнемотаблицей:
1.Рассматриваем с детьми таблицы и разбираем то, что на ней изображено.
2.Перекодируем информацию, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.
3.Пересказываем информацию (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Показывала детям знакомые таблицы, которые они расшифровывали и воспроизводили по ним рассказ.
В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.
Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:
- особенности эмоциональной личности ребенка;
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях подобрала модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Для изготовления мнемотаблиц использую картинки и символические изображения предметов, найденные в сети Интернет. В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Чтобы сделать родителей своими союзниками, в родительском уголке разместила консультацию «Мнемотехника, как средство развития речи детей 2-4 лет». Показывала им таблицы, рассказывала, где в сети Интернет их можно найти, и как с ними работать.
Вывод: Используя данную методику в работе с детьми младшего дошкольного возраста, сделала вывод: мнемотаблицы эффективны в работе с детьми дошкольного возраста т.к. увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его. Их нужно использовать в качестве наглядного материала при составлении описательных и повествовательных рассказов, заучивания потешек и стихотворений, загадывании загадок. Мнемотаблицы можно использовать и для овладения детьми некоторыми навыками самообслуживания – одевание, умывание.
Результативность: Результатом работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику мониторинга развития речи детей. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось, связная речь у детей улучшилась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
Использование приемов мнемотехники дл развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на тему: "Весна"
презентация...
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....
Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...
Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...
Методическая разработка " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс ра...