презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру рассказывания, сохранять и воспроизводить информацию и конечно развивать речь. Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простых схем переходящих мнемоквадратм последовательно к мнемоорожкам и мнемотаблицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mnemotehnika_2015.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство запоминания) – это схема, которая выступает в качестве плана речевого высказывания ребенка, облегчает: запоминания, описания, предмета или явления, путем образования дополнительных ассоциации. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Проблемы речи детей среднего дошкольного возраста: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; н еспособность грамматически правильно построить предложение; -бедность речи, недостаточный словарный запас; - употребление нелитературных слов и выражений; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; о тсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.; -плохая дикция;
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов : 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
Последовательность работы с мнемотаблицами : Введение элементов символов (формы, величины, действия). Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). Введение отрицаний. Сочетание символов, чтение цепочки их. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) Творческое создание детьми опорных схем
Элементы схем, моделей предметные картинки - силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения - контрастная рамка - приём фрагментарного рассказывания
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования. Мнемотаблицы, схемы Дидак - т ические игры Пересказ художествен- ной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихотворения Обучение составлению рассказов (составление рассказа по картинкам и серии картин
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “ Логико-малыш ». В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.)
Дидактические игры
Результаты : -У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; -Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
Мнемотаблицы к русским народным сказкам
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы (младший, средний возраст) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Теремок (мнемомодель сказки)
Загадки 1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)
ОПИСАНИЕ П РЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: •принадлежность к родовидовому понятию •величина; • цвет • форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?
Опорные схемы для составления описательных рассказов
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
Использование приемов мнемотехники дл развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на тему: "Весна"
презентация...
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....
Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...
Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...
Методическая разработка " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс ра...