Конспект ОД по речевому развитию "Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данилова Ирина Николаевна

Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж" по серии сюжетных картинок.

https://disk.yandex.ru/i/6j85qidtJZsB3w

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №39 «Солнечный город»

Конспект ОД

                                  с детьми в старшей группе

Образовательная область

«Речевое развитие»

Тема: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

                                                                         

                                                                           

                                                                           Разработала:

воспитатель высшей категории

                                                              Данилова Ирина Николаевна

г.о Королев, 2023

Тип занятия: интегрированное.

Возраст детей: старшая  группа.

Способ организации детей на занятии: фронтальное.

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с  опорой на сюжетные картинки.

Программное содержание.

Образовательные задачи: 

  • познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
  • учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
  • учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки;
  • закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка»
  • закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
  • закреплять умение составлять синквейн;
  • закрепить знания о еже;
  • расширять активный словарь;
  • объяснить лексическое значение слов и выражений: норовит, «задрав хвост» «свернуться клубочком», растопырить.

 Развивающие задачи:

  • развивать интонационную выразительность речи,
  • способствовать развитию артикуляционного аппарата;
  • продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
  • создавать условия для развития логического мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, связной устной речи;
  • способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к художественному слову;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь, самостоятельность, взаимопонимание,  умение действовать согласованно;
  • Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия      материала.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • восприятие художественной литературы,
  • продуктивная,
  • игровая,
  • физкультурно-оздоровительная.

Планируемые результаты:  Дети будут:

  • иметь представления о ежах;
  • пересказывать  сказку А. Н. Толстого «Ёж» с опорой на сюжетные картинки;
  • составлять синквейн о еже;
  • выполнять работу под руководством воспитателя;

Предварительная работа:

  • чтение русских  авторских и русских народных сказок;
  • чтение художественной литературы о животных;
  • рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей;
  • проведение лексико-грамматических игр и упражнений;
  • составление описательных рассказов;
  •  беседы о диких и домашних животных;
  • отгадывание загадок на тему «Животные»;
  • аппликация «Ёж»;
  • настольно – печатные игры: лото «Дикие и домашние животные», дидактическая игра «Животные и  их детеныши»;
  • заучивание подвижной  игры «Еж»

 Методы и приемы:

  • наглядный,
  • словесный,
  • игровой,
  • интегративный,

Технологии обучения и воспитания:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровые
  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ.

Материалы, оборудование, реквизиты: книги со сказками («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», сюжетные картинки к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт, мультимедийное оборудование, презентация  «Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж».

Ход НОД.

Организационный момент.

Шире, шире, шире круг

Он зовет друзей подруг

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли в гости - ваши родители. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

 Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправимся на выставку.

Воспитатель: А что такое выставка?

Дети: собрание каких-либо замечательных предметов, которые объединены одной темой .

Воспитатель: Посмотрите какие бывают выставки: картин, собак, рисунков , поделок…( слайд2)

А на какую выставку мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек,

а рассказывает. (Книга) (слайд 3)
Воспитатель: Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.

Воспитатель: Проходите, пожалуйста.

Рассматривание книжной выставки.(на мольберте)

Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке. (Ответы детей: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)

Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)

Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. Какие вы помните?

Дети: Носов «Живая шляпа», «Огурцы», «Телефон»….

 Воспитатель: А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

Воспитатель: А какие волшебные предметы вы знаете?

Дети: (молодильные яблочки, ковер самолет, волшебная палочка, клубочек, метла, цветик - семицветик, шапка невидимка, сапоги скороходы, горшочек , меч кладенец, шапка невидимка, зеркальце, печь…)(Слайд 4)

Воспитатель: Кто сочиняет сказки?

Дети: (народ, автор-писатель)

Игровая мотивация.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)(Слайд 5)

Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёжик)

Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (4Слайд ).

Составление синквейна.

Воспитатель: Какой еж?

Дети: колючий, маленький, большой, суетливый, добрый, боязливый, смелый, умный, быстрый, хороший, пугливый.

Воспитатель: Что  делает ежик?

Дети: пыхтит, шуршит, фыркает, бегает, сворачивается в клубок, нюхает, лакает…

Воспитатель: Составляем предложение.

(Ёж бежит по лесу.)

Воспитатель: Обобщающее понятие Ежик кто? (Хищник или дикое животное).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

Воспитатель: А что подумал телёнок, увидев ежа?

Воспитатель: Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж» (Показ книги)

Чтение сказки.

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа по содержанию. Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

Воспитатель: Скажите, про кого эта сказка?

Дети: Про ежа и теленка.

Воспитатель: Кто кого увидел в сказке?

Дети:(Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).

Воспитатель: Что теленок сказал ежу?

Дети: Я тебя съем.

Воспитатель: А еж знал, что теленок не ест ежей?

Дети: Еж не знал, что теленок ежей не ест.

Воспитатель: И что сделал еж?

Дети: Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул: «Попробуй».

Воспитатель: А что значит выражение «клубком свернулся»

Дети:(Ответы детей)

Воспитатель: Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутиться в клубок.

Воспитатель: А почему так делают некоторые звери?

Дети: Потому что чего- то боятся, от испуга.

Воспитатель: Что сделал теленок?

Дети: Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «задрав хвост»?

Дети:(Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения

Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху.

Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому, что хотят показать свое преимущество над соперником.

Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

Воспитатель: Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).

Воспитатель: Что сказал он матери?

Дети: Еж меня за язык укусил.

Воспитатель: Что сделала корова?

Дети: Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

Воспитатель: Куда в это время покатился еж?

 Дети: А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»

Воспитатель: Почему он так сказал?

Дети: Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа.

Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит?

Дети: Что про его храбрость стало известно всем зверям.

Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет?

Дети: Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок.

Воспитатель:  И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.

Воспитатель: А что говорили звери про него?

Дети: У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Воспитатель: Почему они это говорили шепотом?

Дети: Со страху. Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: «И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес».

Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

Физкультминутка «Ёжик»

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

Повторное чтение сказки

Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой картинки.

Воспитатель во время чтения выставляет картинки.

Пересказ сказки с опорой на картинки.

Воспитатель: Сейчас разделимся на две группы. Мальчики будут говорить слова теленка, девочки – ежа. А я буду произносить слова автора.

Игра «Расставь сюжетные картинки по порядку»

Воспитатель: Ребята, сюжетные картинки я все перемешала, нужно разместить на доску по ходу развития сюжета.

Дети:

1.Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа.

2. Потом как теленок лизнул ежа.

3. Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.

4. Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.

5.  Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».

Пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его (воспитатель раздает шапочки героев).

Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие. )
(Пересказ  и драматизация).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Рефлексия.

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)

Воспитатель: Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.

В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....

Конспект ОД по речевому развитию с ИКТ «Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»

Конспект ОД по речевому развитию с детьми старшей группы«Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»...

Конспект ООД по речевому развитию «СКАЗКА о МАРТЕ и ФЕВРАЛЕ»

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект ООД по речевому развитию Сказки дедушки Корнея для конкурса Воспитатель года-2018

Цель: формировать различные стороны речи и нравственно-этический словарь детей на основе изучения авторских сказок.Задачи:Обучающие:·        Формировать грамм...

Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....

Конспект НОД по речевому развитию «Сказка в гости к нам пришла»

Знакомство детей с русскими народными сказками и героями сказок через мнемотехнику....