Конспект ОД по речевому развитию "Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж" по серии сюжетных картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_rechevomu_razvitiyu_pereskaz_skazki_a.n.tolstoy_ezh.docx | 651.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №39 «Солнечный город»
Конспект ОД
с детьми в старшей группе
Образовательная область
«Речевое развитие»
Тема: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Разработала:
воспитатель высшей категории
Данилова Ирина Николаевна
г.о Королев, 2023
Тип занятия: интегрированное.
Возраст детей: старшая группа.
Способ организации детей на занятии: фронтальное.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на сюжетные картинки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки;
- закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка»
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
- закреплять умение составлять синквейн;
- закрепить знания о еже;
- расширять активный словарь;
- объяснить лексическое значение слов и выражений: норовит, «задрав хвост» «свернуться клубочком», растопырить.
Развивающие задачи:
- развивать интонационную выразительность речи,
- способствовать развитию артикуляционного аппарата;
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
- создавать условия для развития логического мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, связной устной речи;
- способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к художественному слову;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь, самостоятельность, взаимопонимание, умение действовать согласованно;
- Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности:
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы,
- продуктивная,
- игровая,
- физкультурно-оздоровительная.
Планируемые результаты: Дети будут:
- иметь представления о ежах;
- пересказывать сказку А. Н. Толстого «Ёж» с опорой на сюжетные картинки;
- составлять синквейн о еже;
- выполнять работу под руководством воспитателя;
Предварительная работа:
- чтение русских авторских и русских народных сказок;
- чтение художественной литературы о животных;
- рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей;
- проведение лексико-грамматических игр и упражнений;
- составление описательных рассказов;
- беседы о диких и домашних животных;
- отгадывание загадок на тему «Животные»;
- аппликация «Ёж»;
- настольно – печатные игры: лото «Дикие и домашние животные», дидактическая игра «Животные и их детеныши»;
- заучивание подвижной игры «Еж»
Методы и приемы:
- наглядный,
- словесный,
- игровой,
- интегративный,
Технологии обучения и воспитания:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ.
Материалы, оборудование, реквизиты: книги со сказками («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», сюжетные картинки к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт, мультимедийное оборудование, презентация «Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж».
Ход НОД.
Организационный момент.
Шире, шире, шире круг
Он зовет друзей подруг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли в гости - ваши родители. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте.
Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправимся на выставку.
Воспитатель: А что такое выставка?
Дети: собрание каких-либо замечательных предметов, которые объединены одной темой .
Воспитатель: Посмотрите какие бывают выставки: картин, собак, рисунков , поделок…( слайд2)
А на какую выставку мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек,
а рассказывает. (Книга) (слайд 3)
Воспитатель: Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста.
Рассматривание книжной выставки.(на мольберте)
Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке. (Ответы детей: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)
Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)
Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. Какие вы помните?
Дети: Носов «Живая шляпа», «Огурцы», «Телефон»….
Воспитатель: А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).
Воспитатель: А какие волшебные предметы вы знаете?
Дети: (молодильные яблочки, ковер самолет, волшебная палочка, клубочек, метла, цветик - семицветик, шапка невидимка, сапоги скороходы, горшочек , меч кладенец, шапка невидимка, зеркальце, печь…)(Слайд 4)
Воспитатель: Кто сочиняет сказки?
Дети: (народ, автор-писатель)
Игровая мотивация.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)(Слайд 5)
Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной. (Ёжик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (4Слайд ).
Составление синквейна.
Воспитатель: Какой еж?
Дети: колючий, маленький, большой, суетливый, добрый, боязливый, смелый, умный, быстрый, хороший, пугливый.
Воспитатель: Что делает ежик?
Дети: пыхтит, шуршит, фыркает, бегает, сворачивается в клубок, нюхает, лакает…
Воспитатель: Составляем предложение.
(Ёж бежит по лесу.)
Воспитатель: Обобщающее понятие Ежик кто? (Хищник или дикое животное).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?
Воспитатель: А что подумал телёнок, увидев ежа?
Воспитатель: Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж» (Показ книги)
Чтение сказки.
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Беседа по содержанию. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
Воспитатель: Скажите, про кого эта сказка?
Дети: Про ежа и теленка.
Воспитатель: Кто кого увидел в сказке?
Дети:(Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).
Воспитатель: Что теленок сказал ежу?
Дети: Я тебя съем.
Воспитатель: А еж знал, что теленок не ест ежей?
Дети: Еж не знал, что теленок ежей не ест.
Воспитатель: И что сделал еж?
Дети: Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул: «Попробуй».
Воспитатель: А что значит выражение «клубком свернулся»
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель: Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутиться в клубок.
Воспитатель: А почему так делают некоторые звери?
Дети: Потому что чего- то боятся, от испуга.
Воспитатель: Что сделал теленок?
Дети: Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «задрав хвост»?
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения
Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху.
Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому, что хотят показать свое преимущество над соперником.
Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
Воспитатель: Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).
Воспитатель: Что сказал он матери?
Дети: Еж меня за язык укусил.
Воспитатель: Что сделала корова?
Дети: Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
Воспитатель: Куда в это время покатился еж?
Дети: А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»
Воспитатель: Почему он так сказал?
Дети: Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа.
Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит?
Дети: Что про его храбрость стало известно всем зверям.
Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет?
Дети: Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок.
Воспитатель: И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.
Воспитатель: А что говорили звери про него?
Дети: У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Воспитатель: Почему они это говорили шепотом?
Дети: Со страху. Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: «И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес».
Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
Физкультминутка «Ёжик»
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
Повторное чтение сказки
Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой картинки.
Воспитатель во время чтения выставляет картинки.
Пересказ сказки с опорой на картинки.
Воспитатель: Сейчас разделимся на две группы. Мальчики будут говорить слова теленка, девочки – ежа. А я буду произносить слова автора.
Игра «Расставь сюжетные картинки по порядку»
Воспитатель: Ребята, сюжетные картинки я все перемешала, нужно разместить на доску по ходу развития сюжета.
Дети:
1.Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа.
2. Потом как теленок лизнул ежа.
3. Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.
4. Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.
5. Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».
Пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его (воспитатель раздает шапочки героев).
Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие. )
(Пересказ и драматизация).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)
Воспитатель: Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.
В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....
Конспект ОД по речевому развитию с ИКТ «Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»
Конспект ОД по речевому развитию с детьми старшей группы«Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»...
Конспект ООД по речевому развитию «СКАЗКА о МАРТЕ и ФЕВРАЛЕ»
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе...
Конспект ООД по речевому развитию Сказки дедушки Корнея для конкурса Воспитатель года-2018
Цель: формировать различные стороны речи и нравственно-этический словарь детей на основе изучения авторских сказок.Задачи:Обучающие:· Формировать грамм...
Конспект занятия по речевому развитию "Сказка, я тебя знаю!" младшая группа
Обобщение знаний сказочных героев, сказок...
Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....
Конспект НОД по речевому развитию «Сказка в гости к нам пришла»
Знакомство детей с русскими народными сказками и героями сказок через мнемотехнику....