Сценарий ООД по Развитию речи на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вербицкая Ольга Федоровна

Обобщение знаний об осени. Повторение название осенних месяцев и  их признаки. Подведение итогов об осени как о времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ood_verbitskaya_o.f.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

(Речевое  развитие)

«Осень»

старшая группа

Воспитатель: Вербицкая О. Ф.

Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствование знаний детей об осени и осенних явлениях.
  • Активизировать словарь детей по теме осень.
  • Продолжать учить составлять предложения по картинкам.

Развивающие:

  • Развивать интерес к выполнению заданий.
  • Развитие познавательного интереса детей, внимания и памяти.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: 

  • Мяч:
  • 3 осенние картины по месяцам (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь):
  • Осенние листочки для букета:
  • Осенние листочки с мнемотаблицами:
  • Заготовка для создания осенней книги.
  • Аудиозвуки осени (шум дождя, шум шуршания листьев, шум ветра)

Предварительная работа:

Чтение стихотворений об осени А. С.  Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева.         Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осени.

Ход деятельности:

Организационный момент

Воспитатель: Сегодня у меня замечательное настроение. Я очень рада видеть вас и ваши красивые глазки. Мне хочется с вами поделится хорошим настроением. Для того чтоб настроится на работу. А для этого давайте улыбнемся друг другу и передадим свое настроение любым способом (Прикосновение ладонями, кулачками, рукопожатием).

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к         приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».

Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Ответы детей Об осени). А как вы догадались? (Ответы детей Трава пожелтела, птицы стали улетать.) Ребята, а осень, она какая??? (Ответы детей: золотая, красивая, холодная)

Воспитатель: ребята, вы знаете осенние месяцы? Назовите их, (Ответы детей сентябрь, октябрь, ноябрь).

 Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки на доске и скажите, к каким осенним месяцам можно отнести картинки. (Ответы детей). Если мы с вами угодаем правильно картины, то зазвучит музыка относящиеся к определенному месяцу.

Воспитатель: в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ. Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? Ответы детей.  (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.) (Звук- шум дождя)

Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

 А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (Ответы детей листья, бой). И получилось какое слово? (листобой). Что значит «листобой», как вы понимаете? (Ответы детей листья о землю падают, бьются). А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). (Звук- шуршания листьев)

Воспитатель: НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

Какое знакомое слово слышится? (Ответы детей Зима). Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»(Ответы детей Это время перед зимой,в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры)  (Звук- шум ветра)          

Воспитатель: Вот и сегодня дул ветер и я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч и передал мне какой-то конверт, а что в нем незнаю. И задания дал и попросил их выполнить. Выполним? (Ответы детей)

Игра «Осенний мячик».

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»

Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.

Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.

Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.

Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.

Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.

Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет! Ребята давайте составим красивый букет на мольберте. Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.  

Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»:

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-

              Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

               Листья березы,

               Листья рябины,

               Листики тополя,

                Листья осины,

                Листики дуба (Загибать поочередно пальцы).

                Мы соберем, (Пальцы в замочек).

                 В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками в разные стороны).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да или  Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.

Игра «Да или Нет».

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Цветочки осенью цветут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – 

Куртки-шапки одевать?

Воспитатель:  Ой, ребята я позабыла ведь  осенний ветер принес конверт заглянем в него! Ребята посмотрите, какие красивые листья передал ветер. Но листья эти не простые! На них что- то нарисовано! (Ответы детей .На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ.

Пример:

  1. Осенью люди ходят в лес собирать грибы большие и маленькие.
  2. Осенью солнышко часто заволакивает тучами и идет дождь.
  3. Дует ветер, с деревьев срывает листья и птицы улетают в теплые края.
  4. Осенью на небе часто появляютсятучи, из которых идет дождь.
  5. Осенью с деревьев облетают листочки и это явление называется листопад.
  6. Осенью в лесу вырастают грибы, а в садах поспевают яблоки.
  7. Осенью листья желтеют и оподают, день становится короче, а ночь длинее.
  8. Осенью листья желтеют, лужи замерзают и нужно одеватся теплее.

Дети поочереди составляют  предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.

Воспитатель: Ребята, а еще ветер попросил нас сделать осеннюю книгу из наших рассказов. Как вы думаете как мы это можем сделать? (Ответы детей) Я предлагаю вам использовать для нашей книги таблички на листочках,по которым мы составляли свои рассказы. А для этого нам нужно с вами подойти к столу и вклеить листочки в книгу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась!  Где она у нас будет жить? (Ответы детей). Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!

Итог занятия:

Воспитатель:  Все про осень знаете. И показали себя настоящими знатоками природы! Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей. Мы выполняли задания осеннего ветра.)  С чем были затруднения? (Ответы детей)Какие задания ветра вам понравились? (Ответы детей)Что узнали об осени? (Ответы детей)Что узнали про осенние месяцы?( Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года) на тему: « В гости к Петрушке»

Ребятки отправляются на паровозике в гости к Петрушке и его другу мишке. Дети произносят звукоподражание паровозика, дудочки, колокольчика. Поют песенки и расссказывают стихи....

СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Вежи и невежи»

Данный материал направлен на ознакомление дошкольников с вежливыми словами. Дети в игровой форме научатся пользоваться вежливыми словами в соответствие с ситуацией...

сценарий родительского собрания "Развитие речи детей 3-4 лет"

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое ра...

Примерный сценарий НОД по развитию речи в старшей группе

Основная цель предлагаемой  образовательной деятельности - формирование диалогической речи у старших дошкольников...

Сценарий развлечения по развитию речи в старшей группе "Речесветик"

Конспект развлечения по развитию речи "Речесветик" расчитан на детей 5-6 лет (старшая группа) ...

Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка»

Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка» Цель педагогическая: чтение детям русской народной сказки ...

Сценарий НОД по развитию речи для детей 5-6 лет "Сочиним новую сказку"

Занятие для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи. В ходе занятия дети с помощью воспитателя сочиняют фантастическую сказку на космическую тематику....