Сценарий ООД по Развитию речи на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обобщение знаний об осени. Повторение название осенних месяцев и их признаки. Подведение итогов об осени как о времени года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ood_verbitskaya_o.f.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
(Речевое развитие)
«Осень»
старшая группа
Воспитатель: Вербицкая О. Ф.
Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствование знаний детей об осени и осенних явлениях.
- Активизировать словарь детей по теме осень.
- Продолжать учить составлять предложения по картинкам.
Развивающие:
- Развивать интерес к выполнению заданий.
- Развитие познавательного интереса детей, внимания и памяти.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Мяч:
- 3 осенние картины по месяцам (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь):
- Осенние листочки для букета:
- Осенние листочки с мнемотаблицами:
- Заготовка для создания осенней книги.
- Аудиозвуки осени (шум дождя, шум шуршания листьев, шум ветра)
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осени.
Ход деятельности:
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня у меня замечательное настроение. Я очень рада видеть вас и ваши красивые глазки. Мне хочется с вами поделится хорошим настроением. Для того чтоб настроится на работу. А для этого давайте улыбнемся друг другу и передадим свое настроение любым способом (Прикосновение ладонями, кулачками, рукопожатием).
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».
Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Ответы детей Об осени). А как вы догадались? (Ответы детей Трава пожелтела, птицы стали улетать.) Ребята, а осень, она какая??? (Ответы детей: золотая, красивая, холодная)
Воспитатель: ребята, вы знаете осенние месяцы? Назовите их, (Ответы детей сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки на доске и скажите, к каким осенним месяцам можно отнести картинки. (Ответы детей). Если мы с вами угодаем правильно картины, то зазвучит музыка относящиеся к определенному месяцу.
Воспитатель: в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ. Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? Ответы детей. (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.) (Звук- шум дождя)
Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (Ответы детей листья, бой). И получилось какое слово? (листобой). Что значит «листобой», как вы понимаете? (Ответы детей листья о землю падают, бьются). А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). (Звук- шуршания листьев)
Воспитатель: НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.
Какое знакомое слово слышится? (Ответы детей Зима). Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Ответы детей Это время перед зимой,в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры) (Звук- шум ветра)
Воспитатель: Вот и сегодня дул ветер и я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч и передал мне какой-то конверт, а что в нем незнаю. И задания дал и попросил их выполнить. Выполним? (Ответы детей)
Игра «Осенний мячик».
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»
Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.
Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.
Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.
Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.
Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет! Ребята давайте составим красивый букет на мольберте. Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.
Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»:
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочередно пальцы).
Мы соберем, (Пальцы в замочек).
В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками в разные стороны).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.
Игра «Да или Нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Цветочки осенью цветут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать –
Куртки-шапки одевать?
Воспитатель: Ой, ребята я позабыла ведь осенний ветер принес конверт заглянем в него! Ребята посмотрите, какие красивые листья передал ветер. Но листья эти не простые! На них что- то нарисовано! (Ответы детей .На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ.
Пример:
- Осенью люди ходят в лес собирать грибы большие и маленькие.
- Осенью солнышко часто заволакивает тучами и идет дождь.
- Дует ветер, с деревьев срывает листья и птицы улетают в теплые края.
- Осенью на небе часто появляютсятучи, из которых идет дождь.
- Осенью с деревьев облетают листочки и это явление называется листопад.
- Осенью в лесу вырастают грибы, а в садах поспевают яблоки.
- Осенью листья желтеют и оподают, день становится короче, а ночь длинее.
- Осенью листья желтеют, лужи замерзают и нужно одеватся теплее.
Дети поочереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.
Воспитатель: Ребята, а еще ветер попросил нас сделать осеннюю книгу из наших рассказов. Как вы думаете как мы это можем сделать? (Ответы детей) Я предлагаю вам использовать для нашей книги таблички на листочках,по которым мы составляли свои рассказы. А для этого нам нужно с вами подойти к столу и вклеить листочки в книгу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Где она у нас будет жить? (Ответы детей). Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!
Итог занятия:
Воспитатель: Все про осень знаете. И показали себя настоящими знатоками природы! Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей. Мы выполняли задания осеннего ветра.) С чем были затруднения? (Ответы детей)Какие задания ветра вам понравились? (Ответы детей)Что узнали об осени? (Ответы детей)Что узнали про осенние месяцы?( Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года) на тему: « В гости к Петрушке»
Ребятки отправляются на паровозике в гости к Петрушке и его другу мишке. Дети произносят звукоподражание паровозика, дудочки, колокольчика. Поют песенки и расссказывают стихи....
СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Вежи и невежи»
Данный материал направлен на ознакомление дошкольников с вежливыми словами. Дети в игровой форме научатся пользоваться вежливыми словами в соответствие с ситуацией...
сценарий родительского собрания "Развитие речи детей 3-4 лет"
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое ра...
Примерный сценарий НОД по развитию речи в старшей группе
Основная цель предлагаемой образовательной деятельности - формирование диалогической речи у старших дошкольников...
Сценарий развлечения по развитию речи в старшей группе "Речесветик"
Конспект развлечения по развитию речи "Речесветик" расчитан на детей 5-6 лет (старшая группа) ...
Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка»
Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка» Цель педагогическая: чтение детям русской народной сказки ...
Сценарий НОД по развитию речи для детей 5-6 лет "Сочиним новую сказку"
Занятие для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи. В ходе занятия дети с помощью воспитателя сочиняют фантастическую сказку на космическую тематику....