Примерный сценарий НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Основная цель предлагаемой образовательной деятельности - формирование диалогической речи у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_stsenariy_nod.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Аленка»
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
Примерный сценарий непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Поможем Незнайке научиться общаться с друзьями»
Воспитатель: Боровых Лариса Ивановна
ТЕМА: Поможем Незнайке научиться общаться с друзьями
Цель НОД: формирование диалогической речи у дошкольников старшего возраста.
Задачи:
- образовательная: познакомить детей с термином «диалог», с правилами ведения диалога: соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, придерживаться темы разговора, смотреть в лицо собеседнику, быть вежливым
- развивающая: развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы, произносить ответные фразы на реплики, сказанные собеседником, активизировать запас этикетных слов и выражений
- воспитывающая: воспитывать уважение к участникам диалога
Предварительная работа: чтение пословиц и поговорок по теме образовательной деятельности, «Приключения Незнайки» Н. Носова.
Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.
Оборудование: шапочки героев, сказочный персонаж (кукла или взрослый), цветные карандаши, бумага, мольберт, символы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Заходит грустный Незнайка.
Незнайка: Ребята, жители Цветочного города отказываются со мной общаться, как будто я этого делать не умею.
Воспитатель: Наверное, Незнайка, ты не умеешь вести диалог?
Незнайка: А что это такое?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Давайте посмотрим в словаре (Чтение значения слова «Диалог»).
Незнайка: А, так это просто разговор! Так я очень хорошо умею говорить, всё время говорю и говорю!
Воспитатель: Этого не достаточно! Мы научим тебя, как правильно вести диалог. Мы составим для тебя правила. Если ты их будешь соблюдать, друзья снова захотят с тобой общаться. Есть такая пословица: «Учись у невоспитанного, как себя вести». Можно ли невоспитанного научиться вести себя правильно? (да, если не поступать так, как делает он). А как ведёт себя невоспитанный человек во время разговора? (перебивает говорящего, разговаривает грубо, не слушает других, не смотрит на своих собеседников)
Воспитатель: Следовательно, воспитанные люди: при разговоре соблюдают очерёдность и не перебивают друг друга.
Это и будет первое правило. Давайте обозначим его символом – выберите подходящий символ (работа с мольбертом).
Наши дети даже знают про это пословицы Дети вспоминают пословицы и поговорки.
Физкультпауза с диалогом «Тик-так»:
Громко тикают часы: Тик-так, тик-так.
В садик нам пора идти, тик-так, тик-так.
Вещи мы свои собрали, тик-так, тик-так.
Быстро в садик зашагали, тик-так, тик-так.
Часы пробили 8 раз, бим-бом, бим-бом,
В садик мы пришли как раз! Бим-бом, бим-бом!
(Все слова произносит ведущий, а «тик-так» и «бим-бом» - дети.)
Воспитатель: Видишь, Незнайка, ребята все говорили по очереди и не перебивали друг друга.
Воспитатель: Ещё есть одно важное правило в диалоге - такую пословицу знает Катя: «Если кто говорит – молчи и на него смотри!»
Воспитатель: Правильно, при разговоре надо слушать и смотреть собеседнику в лицо.
(Дети выбирают соответствующий символ и выставляют на мольберт) Воспитатель: Посмотри и послушай, как ребята это будут делать: Упражнение «Торопыжка, где ты был?» с поочерёдным произнесением фраз:
- Торопыжка, где ты был?
- Я с друзьями в лес ходил!
- Что там делал? Отдыхал?
- Нет, грибочки собирал!
- Много ли грибов набрал?
- Две лисички, два маслёнка,
- Две волнушки, два опёнка!
- Ты грибов набрал немало!
- Что ж, не плохо для начала!
Воспитатель: А чтобы запомнить эти два правила, поиграем в игру «Поймай взгляд». Кому я посмотрю в глаза – тот и поддерживает разговор: - Здравствуйте, ребята! (ребёнок, на которого посмотрел воспитатель, тоже здоровается, используя другую фразу)
-Меня зовут ... (Очень приятно, а я -…)
-Вы сегодня отлично выглядите. (Спасибо. Вы тоже сегодня неплохо выглядите)
-А я недавно постриглась.
- Вчера у меня была температура.
- Что-то мне холодно.
- Я в выходной ходила театр.
- Я пошла домой.
Незнайка: Меня Синеглазка пригласила на день рождения, что ей можно подарить? (предложения детей)
Воспитатель: (если никто из детей не предложит): А я советую нарисовать её портрет и подарить, ей будет очень приятно.
Незнайка: А я не умею!
Воспитатель: Ребята тебе помогут, они нарисуют Синеглазку.
Незнайка: Они же её не видели.
Воспитатель: Дети зададут тебе вопросы о Синеглазке и узнают, как она выглядит.
Игра-соревнование «Кто больше задаст вопросов»: Дети по очереди задают вопросы о Синеглазке, за каждый вопрос получают фишку (возможные варианты «Спроси про одежду, про обувь, про характер, про любимые занятия, про место жительства» и т.д.)
Воспитатель: Ребята многое узнали о Синеглазке, и обязательно её нарисуют.
Незнайка: Спасибо, теперь я знаю, как вести беседу, чтобы было со мной интересно.
Воспитатель: Но должно быть не только интересно, но и приятно. Ребята, как надо вести разговор, чтобы вашим собеседникам было приятно? (вежливо, используя вежливые слова, комплименты) – обозначение символом.
Воспитатель: Давайте покажем, как можно вести диалог с друзьями. Вы будете жителями Цветочного города (символы или шапочки Знайки, Синеглазки, Гусли, Цветика, Тюбика, Незнайки). (Выбирают карточки с изображением тем для разговора, трое детей (у кого карточка с красным кружочком) выбирают себе пару. Обращаются к выбранному им собеседнику, ведут диалог). Если в процессе выбора собеседника или темы беседы возникнут разногласия, воспитатель предлагает мирно договориться, если кто-то не хочет быть в паре с данным ребёнком, как отказать так, чтобы не обидеть?
В конце Незнайка благодарит детей, а они рисуют портреты Синеглазки, дарят Незнайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения по развитию речи в старшей группе "Речесветик"
Конспект развлечения по развитию речи "Речесветик" расчитан на детей 5-6 лет (старшая группа) ...
Примерное планирование занятие по развитию речи в средней группе
Учить при описании кукол сравнить их, высказываться законченными предложениями. Учить пользоваться в речи прилагательными, словами с противоположным значением. Закрепить понятие «мебель&raq...
Примерное планирование занятие по развитию речи в средней группе
Связная речь. Закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, признаки. ...
Примерное планирование занятие по развитию речи в старшей группе
Программное содержание. Связная речь. Учить описывать картинку, называя предметы, их признаки и действия....
Примерный конспект НОД по развитию речи в старшей группе ТЕМА: «Путешествие в страну знаний»
ЦЕЛИ:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратноРешать задачи на сложен...
Сценарий НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
План- конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по ру...
Сценарий сказки по развитию речи в старшей группе "Колобок на новый лад"
Сценарий сказки по развитию речи в старшей группе "Колобок на новый лад"...